НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что ИГРЫ с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого!
1. Вдавливать детали в пластилин.
Развитие
хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать
различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть
крупные бусины, детали мозаики, камушки. Можно использовать фасоль,
горох, семечки подсолнуха. Если делать это в определенном порядке, тогда
получится картинка-мозаика.
2. Мять бумагу.
Развитие
силы рук. Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или
старые газеты. Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в
«снежки».
3. Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур.
Развитие
движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а
затем наматывать — сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать
нитку в клубок. Можно использовать широкую (узкую ленточку)
4. Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень.
В
таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение
подразумевает наличие специальных дидактических игрушек — разнообразных
деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. В
начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку,
снимая по одной детали. Затем те игрушки, в основе которых лежит более
сложный принцип — сборка разных деталей в определенном порядке.
5. Сортировать мелкие предметы.
Развитие
хватательных движений—хватание щепотью или двумя пальцами (большим и
указательным). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и
малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным
принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок
брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале
лучше предлагать крупные бусины. В дальнейшем задание можно усложнять,
увеличивая объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип
сортировки — можно сортировать предметы уже не на две, а натри, четыре,
пять различных групп.
6. Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
В
таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами
(большим и указательным). Подберите сосуд с узким горлышком (можно
использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы — это
могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики.
Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал
по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно
поддерживать второй рукой По окончании работы закройте бутылку крышкой и
погремите содержимым.
7. Использовать разнообразные конструкторы.
Развитие
силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с
конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.
Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов
(чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что
сложнее работать с мелкими деталями.
8. Использовать мозаику.
Развитие
соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим
и указательным). Используйте разнообразные виды мозаик — с
шестигранными пластинками, круглые квадратные. Поначалу лучше
использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские.
9. Нанизывать бусины на шнурок.
Развитие
соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите
для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите
малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами
или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и
продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать
бант или узел, чтобы бусины не скатывались. Помимо бусин можно
использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку
или веревочку (с иголкой), проволоку.
10. Шнуровать.
Развитие
тонких движений пальцев рук. Шнуровка — это продергивание шнурка,
проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть
выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, в которых
сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой).
11. Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички.
Развитие
тонких движений пальцев рук. В таких играх используются толстые
веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку
более простые действия — развязать банты, расплести косу из шнуров,
распутать не туго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на
ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения
кос и т.п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они
становятся доступны детям в дошкольном возрасте.
12. Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии.
Развитие
тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук.
Перечисленные навыки очень полезны развития навыков самообслуживания.
Начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний.
13. Отстегивать и пристегивать прищепки.
Развитие
силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев.
Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу
снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на
концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить
простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к
желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если
изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине.
14. Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок.
В
таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать
разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки.
Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно
предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что
сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь
интересные предметы.
15. Выкладывать фигуры из палочек.
Развитие
тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих
движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек
простые фигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок,
елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по
сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по
готовому образцу, выполнение по памяти.
Источник: http://babyspeech.ru/