О режиме кормления, чувстве голода и хорошем аппетите
__полезные ссылки (категория закрыта, просьба размещать посты в категории теория)ГВ отрывки из книги "Экология младенчества" (Трунов М., Китаев Л) 1
начало отрывки из книги "Экология младенчества" 0
...о режиме кормления следует сказать особо, поскольку это наиболее явное насилие над естественными природными механизмами.
“Кормить грудью надо строго в одни и те же часы, так как при этом вырабатывается условный рефлекс на время, что играет большую роль в процессах секреции пищеварительных соков”, (М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей) – утверждает большая наука. Следуя обширному опыту академика Павлова, можно было бы рекомендовать установить над кроваткой младенца специальный звонок или просто заводить для него будильник.
Само время сосания также скрупулезно просчитано: “Длительность кормления вначале может составлять 30 мин., однако в последующем (но не позднее 78-го дня жизни) она сокращается до 20–15 и даже 10 мин.” (В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка.)
К чему же на самом деле приводит насильственное “укладывание” кормления в такую схему?
Действительно, у ребенка формируется условный рефлекс на время. При этом вытесняется другой рефлекс – просить есть тогда, когда наступает реальное чувство голода. В результате образуется дисгармония времени и количества поступления пищи с действительными пищевыми потребностями. Это влечет за собой подмену ощущения чувства голода совершенно другим явлением – аппетитом.
Эти два явления нужно четко различать. Хороший аппетит – это не обязательно признак здоровья ребенка, как поучают родителей. Часто это признак отсутствия регуляции организмом своих потребностей. Приученный к режиму ребенок будет есть независимо от того, голоден он или нет. С другой стороны, замена молока водой или чем-то еще при появлении чувства голода, когда не наступило “положенное” время кормления, приводит к иллюзии насыщения, не обеспечивая потребности организма.
Вырастая, малыш начинает “мести” все подряд, либо легко склоняется к неестественной пище, требуя того, что “вкусно”. Он будет есть не потому, что голоден, а потому, что “надо”.
Дети, вскормленные грудью естественно, сохраняют природное чувство голода и тонкое ощущение количества и состава необходимой пищи. При большом выборе еды на столе они преподают уроки рационального питания, правильно сочетая продукты и на удивление взрослых игнорируя всевозможные деликатесы и сладости.
Чтобы понять различие между голодом и аппетитом есть прекрасное средство – голодание в течение нескольких дней. Имеющие такой опыт прекрасно знают, как после голодания меняются вкусовые ощущения и сами пищевые потребности, как “хочется, потому что вкусно” меняется на “хочется, потому что такова потребность организма” (и лишь в силу этого это “вкусно”). Едва ли после голодания в течение нескольких дней захочется запить суп компотом или даже посолить картошку. Отношение к пище после голода – это прекрасная иллюстрация отношения к пище ребенка. Никогда не .следует в кормлении ребенка ориентироваться на себя, ибо у подавляющего большинства из нас голод давно вытеснен неконтролируемым аппетитом.
Потребности детей очень индивидуальны. Особенно это видно в первые дни после рождения. Некоторые действительно просят грудь через 3–4 часа. Другие же требуют ее через каждый час или даже полчаса. Иногда в первый день после рождения малыш сосет практически непрерывно. Все это совершенно нормально. Постепенно интервал между кормлениями увеличивается. Каждый ребенок сам себе устанавливает оптимальный режим.
Продолжительность каждого кормления также индивидуальна. Но в целом можно сказать, что потребность в удовлетворении сосательного рефлекса несколько превышает пищевые потребности малыша. Это вполне закономерно, поскольку растущий детский организм должен постоянно давать запрос и на большее производстве молока материнским организмом. Кроме того, время сосания груди определяется каждый раз не только потребностью в молоке, но я потребностью в контакте с матерью
В определенные периоды малыш может часто “пересдать”, срыгивая лишнее количество молока. В этом нет ничего страшного. Это и есть способ запроса материнскому организму на увеличение выработки молока. Кроме того, процесс срыгивания стимулирует внутренние органы и не исключено, что по необходимости это происходит рефлекторно.
Жесткий режим кормления грудью не учитывает еще одного обстоятельства – зависимость потребности в молоке от различных внешних факторов, таких как перемена погоды, геомагнитные возмущения и т.д., к которым дети весьма чувствительны. Понаблюдайте за количеством потребляемой вами пищи (если вы, конечно, не переедаете хронически) в зависимости от фаз Луны. Вы обнаружите, что в полнолуние голод ощущается сильнее и возрастает количество пищи, необходимое для насыщения. То же самое наблюдается и у грудных детей. Количество молока, вырабатываемое у матери, также следует лунному циклу, достигая максимума в полнолуние.
Таким образом, только исходя из потребностей ребенка, можно обеспечить его нужным количеством молока и в нужное для него время.
Состав и свойства молока зависят не только от того, что мать ест, но и от ее состояния. Это состояние “закодировано” в молоке, и ребенок его “расшифровывает”. Если мать обеспокоена и волнуется, то это с молоком передается малышу. Он также начинает вести себя беспокойно, нарушается его пищеварение. Иногда молоко матери в результате отрицательных переживаний становится настолько “неудобоваримым” для младенца, что он отказывается брать грудь.
В этом явлении – частая причина пищеварительных расстройств и нервности детей в первые месяцы жизни. Беспокойство матери за состояние ребенка приводит к ненормальному составу молока и несварению. Состояние малыша ухудшается. Мать начинает беспокоиться еще больше. Возникает замкнутый круг. Мать, не находящая себе места от беспокойства и волнения, усталая и невыспавшаяся, и кричащий младенец с раздувшимся и твердым, как камень, животом – не частая ли картина на приеме у педиатра?
читать далее
ГВ отрывки из книги "Экология младенчества" (Трунов М., Китаев Л) 2
и здесь
ГВ отрывки из книги "Экология младенчества" (Трунов М., Китаев Л) 3