про детскую смертность в россии (продолжение)
__полезные ссылки (категория закрыта, просьба размещать посты в категории теория)начало статьи http://www.babyblog.ru/com/breastfeed/422844
видим огромную разницу между смертностью детей до 1 года между русским и татарским населением. И, например, смертность, доходившая среди русских детей до 1 года в 1871 г. до 58%, у татар только в одном 1883 г. дошла до 22%, спускаясь даже до 11% в 1881 г.
Далее автор также разбирает другие возможные причины подобного явления и, доказав, что причины кроются не в экономических и гигиенических условиях, так как татарская часть населения наименее обеспечена и жилища их так же негигиеничны, приходит к заключению (стр.144), что разница в силе смертности детей двух народностей обусловливается различием во времени и способах прикармливания, в различии веками сложившихся привычек и обычаев ухода за детьми. Грудные дети русского населения Казанской губ. (стр.116), оставленные или вовсе без призора, или же под присмотром детей же, слепых, стариков и старух и других калек, валяются в жарко натопленной избе в заскорузлых, неменяющихся, немоющихся пелёнках, покрытые зачастую с ног до головы калом, мочой и облепленные тысячами мух, и кормятся обыкновенно, отнятые перед страдой от груди, вонючим рожком, набитой жёвкой; татарские же дети кормятся грудью, причём татарки всюду возят ребёнка с собой и до 1–2 лет не отнимают его, начиная прикармливание со 2-го года коровьим молоком, козьим и т.п. Поэтому, по мнению этого очевидца, русские дети поголовно страдают поносом, у татар же здоровы.
большая детская смертность среди православных обусловливается исключительно смертностью от детских поносов, причём смертность татарских детей до 1 года, сравнительно ещё более незначительна и оказывается в 3 раза меньше (стр.18), чем среди грудных православных. Таким образом, детское население у татар в возрасте до 1 года не вымирает так сильно (курсив автора), как оно вымирает среди православных.
«Причина сильного развития детских поносов зависит у православных, по личным наблюдениям автора, от того, что крестьяне (Симбирской губ., как и во всей России), всецело преданные земледелию, в страдную пору вполне игнорируют состояние здоровья детей вообще, а тем более грудных, как в силу хозяйственной необходимости, так и по невежеству. Татарские же грудные дети находятся в значительно лучших условиях питания, благодаря чему и выживают в 3 раза чаще, чем православные грудные дети. Питают же грудных детей татарки, в силу правил Корана, исключительно грудью, тогда как русские дети, заброшенные с соской-жёвкой, угасают от искусственного голода, от постепенного истощения[6].
Итак, вот уже у двух авторов, личных наблюдателей, выводы относительно разницы между смертностью православных и татар, для двух различных губерний совершенно тождественны.
Посмотрим теперь на других инородцев. Относительно башкир мы находим сравнительные указания д-ра Смородинцева[7], который, давая краткие сведения о движении населения в Осинском уезде Пермской губ., и в частности у башкир, указывает, что смертность у раскольников доходит на 1 году до 60%, у православных до 50%, тогда как у башкир не превышает 15%, причём у башкир не замечается летнего повышения смертности, как у русских. Совершенно аналогичные же цифры находим и в цитированном уже докладе д-ра Русских, который говорит, что в некоторых приходах Пермской губ. смертность до 1-го года доходит до 60% родившихся (например, Карагайский приход Оханского уезда), тогда как у магометан башкир caeteris paribus[8] (+ грудь) за 4 года только 15,8%.
Подробное исследование жизни и обычаев башкир даёт д-р Д.П.Никольский в своей весьма обстоятельной диссертации, озаглавленной им «Башкиры». В этой работе, написанной также на основании личного глубокого знакомства с народностью[9], автор делает тщательные вычисления смертности[10] между башкирами и, сравнивая смертность между ними с таковой между православными, выводит следующее заключение (стр.193): общая смертность в башкирском населении также находится в зависимости от детской, хотя в общем, по сравнению с другими народностями в России, она ниже[11], обусловливаясь гораздо меньшей смертностью детей до 1 года, и подходя таким образом к смертности в магометанском населении вообще. Причина этого, по наблюдениям автора, кормление исключительно грудью (стр.122 и след.) до 9–10 месяцев, не отнимая вовсе до 1 1/2 лет и дольше, причём башкирки, как и татарки, всюду возят с собой своих детей в закрытых тележках, и, следовательно, всегда имеют возможность кормить детей свежим грудным молоком. «В виду этого, — добавляет автор, — в башкирских селениях летние детские поносы, составляющие настоящий бич русских детей, никогда не достигают той силы, как у русских», а местами в летнее время русские дети поголовно страдают поносом, тогда как у живущих в том же селении (напр., Екатеринбургском уезде) башкир все дети здоровы.
Совершенно аналогичные с этим указания даёт д-р Тезяков относительно вотяков в своём очерке «Вотяки Больше-Гондырской волости»[12], говоря, что смертность среди вотяцких детей до года невелика, несмотря на плохие санитарные условия жизни населения и его низкое культурное развитие. Существенное отличие вотяков от русских состоит в том, что у вотяков-язычников существует обычай прикармливать детей не ранее года, до того же времени вотячки-матери считают своей первой священной обязанностью вскормить ребёнка собственным грудным молоком. Соска, без которой не обходится, к несчастью детей, ни одна русская женщина, по наблюдениям автора, почти совершенно неизвестна вотякам.
Точно так же и причину меньшей смертности детей на 1-м году у евреев Грузенберг[13] видит между другими моментами, главным образом, в кормлении детей грудью матери и в особенной любви родителей к детям, которые считаются Божьим благословением. Несмотря на то, что у еврея-родителя малый рост, плохое физическое сложение и слабость, причём развита центральная нервная система в ущерб физической, говорит автор, евреи, для уравновешения чрезвычайно тяжёлых условий наследственности, которая могла бы сильно мешать размножению рода, устроили в своём религиозно-семейном быту много очень разумных факторов, охраняющих слабый народный организм от гибели. Обязательное кормление ребёнка грудью момент один из самых важных.
Итак, все рассмотренные авторы существенно сходятся между собой в своих выводах и чрезвычайно рельефно указывают на благодетельное влияние кормления детей материнской грудью и на пагубный среди русских обычай кормить сосками.
Совершенно аналогичные данные получают и в Западной Европе для детей, вскармливаемых грудью и искусственно. Не буду приводить в доказательство этого соответственную обширную иностранную литературу, ограничусь только следующими чрезвычайно демонстративными указаниями покойного д-ра Покровского, из его известного уже цитированного мною труда[14], относительно кормления грудью на Западе. В Швеции, говорит автор, почти все матери, даже богатых классов, кормят детей сами. Кормление нередко продолжается до 2 лет. «Замечательно, что в некоторых округах Ботнического залива в прошлом столетии вошло в обычай давать детям соску, и тотчас же смертность детей, обыкновенно весьма малая в Швеции, значительно усилилась, так что для устранения этого вреда понадобился Королевский эдикт, обязывающий матерей кормить детей своим собственным молоком».
Те же сведения имеются из Норвегии и Дании.
В Ирландии, вопреки всем неблагоприятным условиям экономическим и социальным, относительная смертность детей весьма незначительна, так как искусственное кормление здесь почти совершенно неизвестно. В современной Германии часто лишают ребёнка груди матери, особенно Саксония, Бавария и Вюртемберг, как наиболее фабрично-промышленные, благодаря чему в этих провинциях смертность достигала особенно высокой цифры; что же касается Англии, то англичанки кормят детей грудью сами и их королева подаёт им пример этого.
....
разбирая причины усиленной ненормальной детской смертности, что здесь дело именно не в куске хлеба и мяса, которых точно так же нет и у инородцев, и у евреев, а между тем детская смертность у них сравнительно невелика. К счастью для инородцев и евреев, у них существует обычай, почти закон, кормить детей грудью; у нас же, русских, этого нет, и невежество народное создало массу обычаев, на вред которых необходимо указать и от применения которых надо предостеречь. Конечно, можно было бы достигнуть этого и без широкого распространения грамотности в народе, можно бы было делать это путём устным, путём бесед с населением, публичных чтений, проповедей, хотя, несомненно, при развитии грамотности дело ещё более упростилось бы и различные гигиенические советы и предписания можно было бы давать путём книг в народных читальнях и библиотеках, или брошюр и листков сразу большой массе населения. И, быть может, не одна мать[9], прочитав зимой на досуге такой листок о вреде раннего прикармливания и раннего отнятия от груди[10], нашла бы возможность, по примеру инородцев, избежать этого, и тем несомненно смертность детей понизилась бы в прямой зависимости от числа этих «просвещённых» матерей.
Повторяю, даже и при том же недостаточном питании самих матерей, как и теперь, их молоко сохранило бы массу жизней детям, указанием на что может служить, например, Париж, в котором во время осады в 1870–71 г., когда матери вынуждены были все кормить своих детей грудью, % смертности детей грудного возраста, который до осады был постоянно около 33%, понизился до 17%, несмотря на общее голодание всего населения[11].
Итак, следовательно, нашей первой заботой должно быть распространение в народе убеждения в необходимости кормления маленьких детей исключительно грудью, в особенности в летнее время, и для более широкого распространения нельзя ограничиваться для этого только врачами и фельдшерами, но надо привлекать к этому священников (равно как и других более интеллигентных членов причта), народных учителей и учительниц, и других интеллигентных лиц, приходящих в тесное соприкосновение с народом, как например, земских начальников и т.п.
ГВ в России на рубеже веков (19-20)
особенно части 3,4 и 5