День авиации
Книги моего детстваДень авиации много лет праздновался 18 августа. Потом, в 80-е стал праздноваться в третье воскресенье августа. Но поскольку весь праздничный день и ночь я тряслась в поезде со стоянками на таможнях, и уже после праздника, вчера, была куплена книга про самолеты, которую я и собралась показывать, все равно очень хотелось назвать пост ДЕНЬ АВИАЦИИ и показать остальные книги - книги моего детства и юности, которая всегда видится мне сквозь голубую дымку и сопровождается голосом лучшей подруги, поющей под гитару:
Мальчики,
мальчики и девочки,
с крыльями и без,
в трудный час,
в трудный час решения,
в главный час --
выбирайте НЕБО
среди всех чудес.
И вы не пожалеете,
уверяю вас.
Итак, авиационная букинистика - книги моего детства
Первой и любимой была "Истребители", найденная в 9 лет на родительском стеллаже. Потом были взяты в библиотеке рассказы о Чкалове (обложку так не нашла) И - понеслось, всем двором мы в ту зиму читали все подряд про летчиков и, катаясь с горки, все были истребителями. Когда, упав пузом на санки, вцепившись заледеневшими, негнущимися от вбитого в них снега, варежками в передок и руля задранными вверх ногами в валенках, я неслась с горы, то вместе с санками превращалась в верткий ястребок - Лавочкин, конечно же, как у Кожедуба, чью книгу "Верность Отчизне" зачитали до дыр, благо в библиотеке был не один экземпляр
Полярный летчик - книга одного из первых Героев Советского Союза Водопьянова с рисунками Константина Арцеулова, первого летчика рассчитавшего вывод самолета из штопора. Он первым намеренно свалил самолет в штопор и вывел из него. Теперь этому курсантов учат сразу после ознакомительного полета по кругу. Внук Айвазовского, он прекрасно рисовал.
Ну а Покрышкин, Кожедуб, Луганский были нашими кумирами... Когда потом я работала в ДОСААФ, Покрышкин был Председателем ЦК этой организации и его подпись стояла на всех документах, регламентирующих работу...
Очень нравился тогда Кунин - Пилот первого класса, Хроника пикирующего бомбардировщика, помню нравились еще его рассказы в этих же сборниках про цирк. Вместо тогдашней не найденной обложки прилепила свою нынешнюю книгу - тем более, что в ней еще Старшина, Воздухоплаватель, Сошедшие с небес - все интересное и легко читаемое, что и сейчас вполне пойдет школьникам.
Аркаша Каманин - сын Героя, 15-летний летчик, смотревший со школьного стенда "Пионеры-герои" вселял в мою душу жестокую зависть... Про него есть художественный фильм И ты увидишь небо
Два капитана! Я читала в детстве это иллюстрированное издание 1971 года, читала и перечитывала, приезжая в гости к друзьям родителей. Нигде и никогда я такую книгу потом не встречала... Как же мне нравились вклеенные цветные иллюстрации!
Это фото с ЖЖ - с какой ностальгией и завистью я разглядывала страницы!
Одной из любимых на всю жизнь книг стала и "Белая птица" Алексея Пантиелева. Сейчас у меня другое издание с поздней версией романа и продолжением - вторым романом "Ни солнце, ни луна". В книге есть романтическая глава-воспоминание - герой родом из Риддера, познакомился с будущей женой в Усть-Каменогорске и роман их развивался по пути в Черемшанку на фоне борьбы с кулачеством и бандитизмом. Ну, я думаю, понятно, что такое - читать в 14 лет обо всем этом, сидя на чердаке с сеном в той самой Черемшанке... Но любимой книга стала не из-за упоминания родных мест, а потому что очень мощно написаны люди - семья Георгия Карачаева - он сам, инженер туполевского завода, его жена Анна, семилетний сын Сережа, друзья Ян Небыл и Федор Шумаков. А как показан дух эпохи! Люблю книгу и сейчас.
А это уже книги юности
Очень романтические книги Меркулова... В путь за косым дождем - гимн профессии летчика-испытателя. Вернее, людям этой профессии. Книга очень нравилась всем друзьям, знакомым и коллегам по работе, у которых за стеклами сервантов вместо хрустальных фужеров стояли модели самолетов. Особенно любимы были главы про Клещинского - погибшего летчика эпохи летающих этажерок и "Фанатики черных высот" - про испытателей реактивной техники. Мне гораздо больше нравилось название в ранней редакции - Романтики грозных высот... Есть в книге отличное стихотворение - в самый раз для ищущей юности:
Одним дыханием, без запятых, без точек,
Прожить всю жизнь, как падает звезда,
Пускаясь в путь, едва услышав ночью,
Как журавлями кличут поезда,
И снова путь с восхода до захода,
И снова молодость, звенящая как медь,
Чтоб годы были птицы, а не годы,
Чтоб сто преград в пути преодолеть.
Навстечу им волной пройти с разгона,
И если камни вздыбятся - смести,
И ни следа усталости, и стона,
Тупую ржавь ломая на пути…
Забыть обиды, мелочность и скуку,
Чтоб целый мир - как яблоня в цвету,
О, если бы мне жизнь - как скорость звука,
И смерть звезды - однажды на лету…
Маркуша - сам бывший летчик-испытатель, его книги "Вам взлет" и "Дайте курс" тогда были чуть ли не единственными для детей книгами об авиации - об устройстве и конструкции летательного аппарата, о профессии летчика и организации полетов. Свою такую книгу я подарила когда-то десятилетнему племяннику подруги. А в романе "Нет" автор нарисовал такого идеального летчика, что к концу уже зубы ломило - ну ни с какой стороны к нему не придраться! И смелый, и умный, и сильный, и ответственный, и принципиальный, и веселый, и чувство юмора на месте и не бабник при этом. В общем, вложил в героя всю свою любовь )) и убил потом нафиг
Марк Галлай - очень любимый и уважаемый автор. Тоже летчик-испытатель отлично владеющий пером, ну и чувство юмора и меры у него тоже на месте. Говорят, Твардовский сильно удивился, когда, почитав принесенную ему в "Новый мир" рукопись, спросил кто ему пишет (а тогда появилась уйма мемуаристов, которым писатели строчили их мемуары) и услышал в ответ - никто, сам. Его книги в то время занимали особое - главное место, за ними охотились. Когда я купила двухтомник без единой иллюстрации, то была на седьмом небе от счастья.
И снова легендарный Арцеулов - маленькая брошюрка Галлая...
Нежность к ревущему зверю - хороший роман Бахвалова, номер "Нового мира" с его же рассказом "Голубой карантин" у меня зачитали бесследно, как и два комплекта журналов "Молодая гвардия" с этим романом (как и журналы "Знамя" с "Катастрофой" Я.Голованова о Королеве во время его работы в туполевской "шарашке"). А вот одноименный фильм по книге - совершенная дребедень, несмотря на участие в нем Юрия Визбора и его песни. Кроме них там и смотреть нечего. Все дружно плевались - это ж надо было так книгу испохабить.
Роман Пинчука "К своей звезде" - еще одна этакая военно-воздушная пастораль, просто не полк, а сборище ангелов в погонах... )) Я такие книги отношу к разряду "житейских"
Книга В.Шаврова - История конструкций самолетов в СССР - в те времена очень редкая, ценная подробным скрупулезным подбором материала. В книге - все самолеты, строившиеся в стране. Понимаете - ВСЕ, даже те, которые никогда не летали или не были достроены. А вот качество издания самое паршивое - тонкая бумага, мутные газетные фотографии. Второй том я так и не нашла.
Игорь Шелест - тоже летчик-испытатель, но после Галлая показался скучным, не шел с ним ни в какое сравнение.
Игорь Егоров - пилотажник, чемпион мира рассказывает о своих полетах, соревнованиях. Он вскоре погиб при испытании самодельного самолета.
А это книги сохранившиеся в доме после многократного хождения по рукам:
Первая - книга-гляделка, потому что по-немецки ни в зуб ногой. Но она хорошааа
У самолетов очень наглядно показаны все элементы конструкции - шпангоуты, лонжероны, нервюры, стрингера, масса фотографий, ретроспективы машин ведущих конструкторов, как на последнем фото.
Вторая тоже гляделка - авиационный немецкий ежегодник, но так себе, не очень интересный.
Чкалов, Байдуков - суховато, нудновато, представляют только специфический интерес, да и то лишь при отсутствии интернета.
Зато хороша небольшая по объему книжечка "Спортивные самолеты"
Як-50 - самолет-людоед - полсборной пилотажников на нем поубивалось, в том числе чемпион мира В.Лецко. От перегрузок у него ломались крылья. Хотя, вообще-то это прозвище закрепилось за совсем другой машиной ВВС. Кстати, как раз о ее испытаниях и рассказывает роман Бахвалова "Нежность к ревущему зверю"
В книжке сохранилась юлькина закладка от другой красивой книги, которую нам не вернули, взяв почитать. Так жалко - отличная была книга. - с иллюстрациями на весь разворот и панорамками на форзацах и в середине. Вот надергала фоток книги из сети:
И маленькая брошюрка "Красные самолеты" - про авиаконструктора Р.Бартини, он довольно часто упоминается и в головановской "Катастрофе". В сети есть интересные материалы о нем, о его разработках и космогонических теориях, правда, в некоторых столько мистики, эзотерики и масонства, что я ломаюсь на полдороге ))
Это художественные и мемуарные книги о войне, книга воспоминаний о летчике-испытателе Гарнаеве - "Проверено на себе", в которую заткнуты вырезки из журналов о нем же, и техническое описание польского самолета, заменившего на бескрайних просторах нашей родины в системе ДОСААФ неказистого работягу Як-12. В адрес этой желто-красной красавицы "Иволги" летчики и техники выражались преимущественно нецензурно, настолько самолет был неудобен в обслуживании и эксплуатации. Самыми приличными высказываниями были - аэродинамическое безобразие, каракатица, таратайка, балалайка
Фото из раньшего времени под названием "я валяюсь на траве, сто фантазий в голове" как раз на фоне этих "таратаек"
Это пара детских книг нового поколения
И опять старенькое
Любимый Галлай - крайнюю справа читанную когда-то затрепанную книгу прислал полгода назад друг и соратник юности Серега с собственноручными подчеркиваниями и заметками на полях, по поводу которых мы, как в добрые старые времена, поцапались и письменно и устно в скайпе из-за разногласий в отношении к риску ))
Книги Хейли - мне они все нравятся, про что бы он не писал. Подросткам очень рекомендую "Посадочную полосу 08" - интересно и легко читается.
Визбор - в этой книге есть повесть "Арктика, дом два" - одна из моих самых любимых (вместе с "Альтернативой вершины Ключ"), ее тоже очень стОит читать подросткам, очень хорошо там говорится об ответственности и профессионализме, причем не высокими или назидательными словами, а описаниями ситуаций, из которых можно сделать выводы. Сюжет, люди - Визбор верен себе - он певец мужских профессий и поступков )
Цитатой из нее и закончу:
Служил тогда Калач в перегонной команде, гонял и «Бостоны», как правый пилот у Якова Киреича Минина, потом гонял и «Аэрокобры». Ном - Якутск - Красноярск - фронт. Застряли как-то в непогоду. Ребята говорили, что американцы - слабаки: нафугуют содовой шипучей воды в стакан... Но этот долговязый, пригнавший из города Сиэтл с заводов «Боинг» свой «Бостон», был настоящий боец. Калач вскоре обнаружил, что остался он один защищать честь летного подразделения перед долговязым капитаном американских ВВС, который прилично шпарил по-русски. Самый главный разговор пошел у них на тему «что у кого есть».
- А у вас Бьелий дом эст?
- Есть! - отвечал Миша. - У нас даже лучше - Кремль есть!
- А у вас бэнк эст?
- Есть! - отвечал Миша. - У нас даже сберкассы есть!
В ходе разговора выяснилось, что все, что имелось в Америке, имелось и в России, и соответственно наоборот. На чем взял Миша американца - это на Дне авиации. Дня авиации в США не было.
- Ньет! - признался американец. - Днья авиэйшен ньет!
Тут он вынул из кобуры свой «кольт» и отдал Калачу. Миша подарком не побрезговал, взял. Так и прошел с ним всю, почитай, жизнь этот дурацкий подарок. Пускал Калач его в дело дважды, и обе причины были серьезные: первый раз 8 мая на фронтовом аэродроме возле города Новый Тарг, когда пришел конец войне. В другой раз этот «кольт», можно сказать, спас ему жизнь: в Мишу стреляли, и он стрелял. Было и такое.
********************************************************
Ну вот как-то так... Если у кого-то дети вдруг заинтересуются авиацией, может что-то и окажется полезным.
Чистого всем неба!
Ну а купленную книгу - отдельным постом ))) чтоб не путаться в рубриках
Отзыв на книги "Самолеты" и "Всемирная история воздушной войны"
И еще немного книг на тему:
Старая гильза (рассказ "На чужих крыльях")
Н.Кравцова. Ночные ведьмы.