Две легенды
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)"Один полярный летчик
Письмо мне показал."
Сколько раз я читала эти строки в разных изданиях разным маленьким слушателям!
И всегда, ВСЕГДА при этом видела одну и ту же картинку независимо от изображения на читаемой странице - я видела обложку книги, прочитанной мною давным-давно.
Это одна из первых для меня книг о летчиках, написанная Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым. Он был в первой семерке Героев, награжденных за спасение челюскинцев.
Так что в моем мире полярный летчик - это не литературный капитан Саня Григорьев, а реальные полярные летчики, бороздившие Арктику на таких таратайках, что меня продирает мороз по хребту и шевелятся волосы. В открытых кабинах без отопления, на полотняных крыльях с фанерными фюзеляжами, с минимумом навигационных приборов, без радиосвязи отправляться в полет через снега и льды - это героизм!
Это они творили легенду.
Ореол их героической профессии до сих пор сияет вокруг современных пилотов, летающих в комфортабельных кабинах, напичканных электроникой.
Когда в музее Арктики и Антарктики я увидела летающую лодку Шаврова Ш-2, я дар речи потеряла. Летать!!! В Арктике!!! На этой малютке!!!
Р-5, на которых вывезли основную часть челюскинцев вместе с собаками, выглядят гораздо солидней,
но все эти "этажерочные" бипланные стойки, подкосы и расчалки все же кажутся такими несерьезными...
И как они движки-то на морозе запускали??????????
Это надо читать. Особенно мальчишкам. А можно всей семьей )
Книгу мне подарил друг юности, с которым когда-то вместе работали, и не виделись не один десяток лет. Он показывал свою любовно собранную библиотеку, вытаскивал с полок то одну. то другую книгу, которые мы когда-то читали, занимая очередь друг за другом на прочтение. У него собраны там все значимые когда-то для нас книги. Он брал и протягивал мне Анчарова и Куваева, Маркушу и Галлая, Меркулова и...
- А как тебе такая?
- Ого! - сказала я, глядя на потертую обложку...
- Дарю, - царственным жестом он протянул мне книгу.
Это был царский подарок!
Я забыла очень многое, помня кусочки и эпизодики то в начале, то в конце.
И, перечитывая, подумала о том, что книга эта писалась для читателя, чтоб рассказать ему то, чему свидетелем и участником был автор. И рассказывает очень просто, без выпендрежа и бахвальства, без попыток демонстрации литературного стиля, без фишечек, которые обязательно надо насовать в текст, чтоб завлечь читателя и заставить его дочитать до конца. Он просто рассказывает, делится с нами. И можно слушать, в смысле - читать, а если не хочешь, то тебе никто ничего не обещает и не интригует. и не завлекает - некогда, обо всем что помнится надо успеть сказать. А не хочешь, так не слушай. И не надо угождать издателям, критикам, редакторам, маркетологам, родителям, которые будут пробовать на вкус и на цвет - а не навредит ли книга их детям, а не переборщил ли автор с героизмом и самоотверженностью. Хотя, для редакторов там воткнуты идеологические абзацы и фразы, возможно. ими же и дописанные, а в целом книга - именно простой рассказ об интересной жизни, о событиях и людях, начиная с детства. Затем рассказывается о начале авиационной "карьеры" аэродромным конюхом, техником, об обучении и полетах, о летной работе в разных концах страны, о великих событиях, оставшихся вехами в ее истории.
О героическом и обыденном, о грустном и смешном нам рассказывает очевидец и участник.
Вот я процитирую немного:
У меня в экипаже был механик - что называется, «палец в рот не клади». Вот он начал зимовщикам рассказывать про новинки.
- В Москве, - говорит он, - инженер Коптяев изобрёл часы с героями. Видел я такие часы у начальника полярной авиации. Они интересны тем, что на циферблате вместо римских или арабских цифр нарисованы герои. Первый - Ляпидевский, потом - Леваневский, Молоков, Каманин и так далее.
Я слушаю его и думаю: как это я ничего про эти часы не слыхал? Но потом смекнул, в чём дело, а он продолжает:
- Посмотришь на такие часы и сразу скажешь: половина Слепнёва - значит, половина пятого, или там Доронин с четвертью - значит, семь часов пятнадцать минут. Страна должна знать своих первых героев! А когда, - продолжал он, не унимаясь, - стрелка дойдёт до какого-нибудь часа, открывается форточка и высовывается белый медведь. Он издаёт столько рычаний, сколько в это время часов… Делают такие часы пока только для полярников, да и то по специальным заявкам. Модель ещё оригинальная - не освоена для массовой продукции…
Через некоторое время прилетели мы в Москву. Вызывает меня начальник полярной авиации и спрашивает:
- Что это вы на Диксоне наговорили полярникам? Получаю от них радиограмму: просим забронировать для нас часы с героями. И передают целый список, один даже жену свою вписал.
- А вы что им ответили? - спросил я.
- Запросил Диксон, какая температура была у радиста, когда он передавал эту радиограмму.
На смену легоньким Р-5 пришли тяжелые машины, на которых и летал Водопьянов до 55 лет. По тем временам это была самая длительная летная карьера.
Он садился на лед в районе полюса, высаживая зимовщиков-папанинцев, за что был награжден орденом Ленина, поскольку статуса дважды Героя тогда еще не было,
участвовал в войне с белофиннами, о том, что началась Великая Отечественная узнал вернувшись из полета на ледовую разведку, проведя в воздухе 25 часов. Лично у Сталина добился отправки на фронт, летал на бомбардировку Берлина, при возвращении его самолет был сбит и приземлился в лесу на оккупированной территории в Эстонии. Через три дня экипаж пешком вышел к своим. За потери, понесенные в этой операции Водопьянов был снят с должности командира дивизии, но остался в ней простым комэском, летал на бомбардировку и в тыл к партизанам.
После войны участвовал в испытательных полетах в Арктике. Когда в СССР была создана атомная бомба, возникла проблема: как ее при необходимости довезти до США? Рассматривался вариант взлета и посадки самолетов на дрейфующих льдах Центральной Арктики. Для изучения возможности осуществления подобного проекта была организована секретная дрейфующая станция "Северный полюс-2". Авиационной частью экспедиции руководил генерал-майор авиации Водопьянов, он же осуществил несколько уникальных посадок стратегического бомбардировщика Ту-4 на ледовые аэродромы. За это он был представлен ко второй звезде Героя, однако её не дали из-за секретности миссии.
Член Союза писателей. Эта книга - совсем не единственное его произведение.
Писать он начал в больнице, после тяжелой аварии. В феврале 1933 г. на самолёте Р-5 при перелёте на Камчатку, над Байкалом произошла катастрофа. Бортмеханик погиб сразу, а Водопьянова нашли позже, окровавленного и обмороженного. Трое суток он был без сознания. У него было тяжелое сотрясение мозга, несколько глубоких рваных ран на голове, перелом челюсти, выбито семь зубов. Врачи наложили ему на лицо тридцать шесть швов. Пять месяцев Водопьянов лечился в Протезном институте в Москве.
А через год уже спасал челюскинцев...
Конечно, в книге изданной в те годы есть "плакатные" страницы со строчками о роли партии и правительства, но, честное слово, они нисколько не портят впечатления, во всяком случае, у меня. И, если при переиздании их выбросят из книги, она утратит тот самый "дух времени" - пускай это доходило до смешного, когда Папанин, проводя партийные собрания, выгонял из палатки беспартийного Кренкеля, нарезавшего круги вокруг нее все время заседания, но ведь так было!
Вот и Водопьянов пишет о встрече юбилейной - 20-й годовщины Октября, когда они со сломанным шасси вынужденно сидели на Новой Земле:
"Наступила знаменательная дата. У одного из нас сохранился неизвестно откуда взявшийся маленький красный флажок аэродромной службы.
И вот пять человек, пять советских людей, заброшенных случаем на пустынный берег северной земли, взяли свой маленький красный флажок и пошли гуськом: сначала вокруг костра, потом обошли заброшенный домик. Встретили Октябрьскую годовщину в строю!"
Я не думаю, что что в этом шествии гуськом экипаж обуревал патриотический пафос, просто люди встречали праздник, проводя время в вынужденном бездействии. И, наверняка, и тогда же, и через годы со смехом вспоминали эту демонстрацию.
В книге столько людей и встреч, столько обыкновенных для того времени подробностей, столько мелочей тогдашней жизни, летной работы.
Буквально на глазах за считанные годы авиация из полотняно-реечно-фанерной становилась цельнометаллической, многомоторной, оснащенной радио- и электрооборудованием. На первых страницах летчик ориентируется лишь визуально, в критической ситуации сбрасывает вымпел людям, едущим на собачьих упряжках внизу, а те машут ему руками в сторону, куда нужно лететь... Каково штурманское обеспечение, а? А на последних страницах уже радиокомпасы и приводные радиостанции.
И до космоса уже - рукой подать...
Ну а теперь развороты с иллюстрациями:
Иллюстрации к книге делал Константин Константинович Арцеулов.
И тут - вторая важная часть поста, посвященного книге.
Потому что это имя знают все летчики и те, кто имеет какое-то отношение к авиации или просто увлекается ею. Так же, как все знают Нестерова, впервые сделавшего "мертвую петлю" на самолете, так же все знают Арцеулова - одного из первых летчиков-асов на заре авиации, который впервые специально ввел самолет в штопор и вывел из него. Сколько летчиков тогда погибло, потеряв скорость и свалившись в неуправляемое вращательное падение! Все продумав и рассчитав, 24 сентября 1916 российский военный лётчик Константин Арцеулов на высоте 2000 м два раза подряд намеренно вводил машину в штопор и благополучно выводил её. С тех самых пор летчиков этому учат сразу - первый ознакомительный полет с инструктором по кругу и следующее задание - штопорная зона.
С 1920 года Арцеулов был инструктором Московской школы красвоенлётов на Ходынке.
Из Википедии:
Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году. В 1927 году переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.
В 1933 году был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937 году.
На самом деле в 1937 году у Арцеулова закончился срок ссылки, но на 10 лет он оставался "пораженным в правах". До 1942 года не мог выезжать за пределы Архангельской области, затем ему разрешили поселиться в Можайске и только в 1947 году - в Москве. А реабилитировали лишь в 1956 году.
По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. Занялся художественным творчеством. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника - молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.
Арцеулов - внук Айвазовского, сын его дочери и морского офицера. Никого художник не пускал в свою мастерскую, когда работал. Никого, кроме внука. Только Костя мог наблюдать за его работой...
Я не склонна все сваливать на гены, но знаю сколько может дать общение с Мастером и творческая обстановка.
***************************************************************************
Вернувшись из издательства "Речь" с прекрасной книгой (от которой у меня всегда захватывает дух),
Юлька раскрыла ее, словно по волшебству, на странице, заставившей воскликнуть:
- О! Смотри! Арцеулов!
Да, я только что говорила о нем, отчаянно надеясь вернуть это имя в мир детских книг, а оно уже вернулось! Пускай пока не в широкодоступном издании, но вот они - страницы с его работами.
Об Арцеулове писал летчик-испытатель Марк Галлай:
У меня эта повесть в другом издании - в двухтомнике
Как нельзя более подходит к этому посту наша рубрика "авторы/иллюстраторы", потому что и автор, и иллюстратор этой книги - две легендарные личности, оставившие значимый след в истории страны.
Закончить хочется призывом - ЧИТАЙТЕ!
Страна должна знать своих героев.
И юные ее граждане - тоже.
***********************************
В написании поста использованы материалы и фотографии сети Интернет. Фактологическая часть биографий - компиляция из этих материалов.