Про кризис 1 года или что делать с "истерикой"
Психологическое развитиеКризис 1 года жизни проявляется в период с 10 месяцев до примерно 1,5 лет. Наиболее яркие его симптомы, заметные всем без исключения родителям - это так называемые "истерики" - гипобулические реакции.
Это яркие эмоциональные взрывы, когда ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Возможны также агрессивные выпады против взрослого. При этом гипобулическими реакциями можно называть поведение, которое возникает в ситуациях, когда нет естественного дискомфорта (голод, жажда, усталость и т.п.)
Чаще всего подобное поведение возникает, когда ребенок пытается получить что-то очень привлекательное и при этом крайне недоступное. И чем старше ребенок становится, тем настойчивее проявляется его стремление к достижению цели.
Почему возникают "истерики"? И почему их не было раньше? Потому что примерно в этом возрасте перед ребенком возникают первые серьезные запреты. Раньше (особенно до периода активных самостоятельных движений) весь мир вокруг ребенка исполнял его желания (а иногда и предугадывал их). Поэтому сам по себе ребенок ни к чему особо не стремился. С появлением первых запретов появляется и первое стремление к исполнению желания. Ребенок впервые начинает осознавать, что он чего-то хочет. И именно запреты помогают ему в этом осознании. Кроме того, при столкновении с запретом, ребенок впервые начинает осознавать собственные эмоции, которые он испытывает в момент столкновения. По сути, именно во время таких вот столкновений с запретами и негативных проявлений ребенок впервые начинает осознавать самого себя.
Еще один важный момент. На протяжении всего первого года жизни взрослый был для ребенка неким элементом среды, удовлетворяющим всего его желания и потребности. Устанавливая запрет, вставая между ребенком и желаемым предметом, взрослый впервые предстает перед ребенком как самостоятельная фигура, с которой надо что-то делать.
Таким образом, то поведение годовалого ребенка, которое мы с вами привычно называем истерикой, на самом деле ею не является. На самом деле, гипобулические реакции - это симптом очень важных изменений, происходящих в психике ребенка. По сути, именно во время таких вот "истерик" зарождается будущее Я ребенка.
Что же делать родителям, если ребенок "впадает в истерику":
1. изменять свое отношение к ребенку - учитывать новые, появившиеся у него возможности и стремления; с одной стороны, стараться сделать среду вокруг более безопасной, с другой - расширять границы дозволенного в соответствии с новыми возможностями ребенка
2. предлагать ребенку новые формы взаимодейтсвия - например, делать что-то вместе, включать ребенка в бытовые занятия и пр.
3. в момент аффективной вспышки быть рядом с ребенком и поддерживать, объяснять, что сейчас происходит с самим ребенком, рассказывать, что он испытывает и почему.
4. помнить, что в такие моменты ребенку очень и очень нелегко. Он не "истерит", не "специально меня доводит", не "делает мне назло". Он развивается и пытается научиться владеть собой. Наши ругань, игнорирование и непонимание ребенку вряд ли помогут.
4. ну и естественно - набираться терпения и отращивать дзен))
Надеюсь, после прочтения поста нам-мамам станет чуть легче в общении с истерящими годовасами. ))
Из ЖЖ http://lucky-ludmila.livejournal.com/1089215.html
Это яркие эмоциональные взрывы, когда ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Возможны также агрессивные выпады против взрослого. При этом гипобулическими реакциями можно называть поведение, которое возникает в ситуациях, когда нет естественного дискомфорта (голод, жажда, усталость и т.п.)
Чаще всего подобное поведение возникает, когда ребенок пытается получить что-то очень привлекательное и при этом крайне недоступное. И чем старше ребенок становится, тем настойчивее проявляется его стремление к достижению цели.
Почему возникают "истерики"? И почему их не было раньше? Потому что примерно в этом возрасте перед ребенком возникают первые серьезные запреты. Раньше (особенно до периода активных самостоятельных движений) весь мир вокруг ребенка исполнял его желания (а иногда и предугадывал их). Поэтому сам по себе ребенок ни к чему особо не стремился. С появлением первых запретов появляется и первое стремление к исполнению желания. Ребенок впервые начинает осознавать, что он чего-то хочет. И именно запреты помогают ему в этом осознании. Кроме того, при столкновении с запретом, ребенок впервые начинает осознавать собственные эмоции, которые он испытывает в момент столкновения. По сути, именно во время таких вот столкновений с запретами и негативных проявлений ребенок впервые начинает осознавать самого себя.
Еще один важный момент. На протяжении всего первого года жизни взрослый был для ребенка неким элементом среды, удовлетворяющим всего его желания и потребности. Устанавливая запрет, вставая между ребенком и желаемым предметом, взрослый впервые предстает перед ребенком как самостоятельная фигура, с которой надо что-то делать.
Таким образом, то поведение годовалого ребенка, которое мы с вами привычно называем истерикой, на самом деле ею не является. На самом деле, гипобулические реакции - это симптом очень важных изменений, происходящих в психике ребенка. По сути, именно во время таких вот "истерик" зарождается будущее Я ребенка.
Что же делать родителям, если ребенок "впадает в истерику":
1. изменять свое отношение к ребенку - учитывать новые, появившиеся у него возможности и стремления; с одной стороны, стараться сделать среду вокруг более безопасной, с другой - расширять границы дозволенного в соответствии с новыми возможностями ребенка
2. предлагать ребенку новые формы взаимодейтсвия - например, делать что-то вместе, включать ребенка в бытовые занятия и пр.
3. в момент аффективной вспышки быть рядом с ребенком и поддерживать, объяснять, что сейчас происходит с самим ребенком, рассказывать, что он испытывает и почему.
4. помнить, что в такие моменты ребенку очень и очень нелегко. Он не "истерит", не "специально меня доводит", не "делает мне назло". Он развивается и пытается научиться владеть собой. Наши ругань, игнорирование и непонимание ребенку вряд ли помогут.
4. ну и естественно - набираться терпения и отращивать дзен))
Надеюсь, после прочтения поста нам-мамам станет чуть легче в общении с истерящими годовасами. ))
Из ЖЖ http://lucky-ludmila.livejournal.com/1089215.html
Дарья
Спасибо за полезную информацию))) А я то думаю, откуда появилось вдруг это "дай-дай!"
26.03.2013
Ответить
фея
Мы по возможности всё даем ребенку потрогать, что он просит. Если что-то опасное требует, то четкое НЕТ и объяснение почему (горячее, острое и т.п.). Ну и вокруг попрятали всё запрещенное, куда может дотянуться. Безопасная среда вокруг уменьшает количество запретов. Хотя сейчас так ярко это ДАЙ проявляется, ложится на пол лицом вниз и начинает выть, как будто ему всё кругом запрещают)).
26.03.2013
Ответить
Дарья
Я дома тоже по максимуму все безопасным сделала и все, что нельзя, из поля зрения убрала. А тут в гости к сестре на 2 недели в другой город приехали! Ну немного перестроили ее жилье, но все невозможно, как у нас дома поубирать, вот и воюем)))
26.03.2013
Ответить
фея
В гостях у бабушек-дедушек ребенок постоянно слышит НЕЛЬЗЯ. Мне кажется это даже взрослого напряжет)).
26.03.2013
Ответить
Наталья
вот вот! как же это раздражает, что к ребенку относятся как к животному.. кругом НЕЛЬЗЯ! ну зачем там? я маме объясняю, ну что такого, телефон она потрогает городской или швабру... или веник... ну как же все интересно... на что она мне отвечает - пусть у вас дома что хочет делает, а она не может на это смотреть...
26.03.2013
Ответить
фея
У Артема даже выработался на этой почве условный рефлекс)). Моя мама заядлая цветочница и трясется над своими растениями. Когда я была маленькая, она даже кота отдала куда-то, когда он начал цветы ее исследовать активно((. Артему тоже запрещает трогать. Он теперь когда видит ее драцену-фикус огромные в потолок, глаза загораются, подбегает, тормозится перед цветком, машет головой и пальчиком грозит "нельзя")))).
26.03.2013
Ответить
Наталья
ага, моя тоже у родителей на все пальчиком грозила после 2 дней пребывания, я ей пыталась объяснить, что только у бабы так)) и с этим надо смириться)) зато дома полный разгуляй!
26.03.2013
Ответить
фея
Хах, у нас даже дома двойные стандарты. Папа разрешает ВСЁ ребенку. Уже сейчас если что-то мама не дает, Артем бежит просить это у папы. И ведь тяжело договориться, папа полноправный родитель со своими взглядами.
26.03.2013
Ответить
фея
Не по всей квартире, так как такая малявка еще не может долго чего-то хотеть. Нет предмета - нет желания))). Если папа рядом, то Артем меня отпихивает рукой и тянется к нему. А как попадает к нему на руки, сразу указывает что именно ему необходимо взять в шкафчике ванной. А там брать ничего нельзя))). Зубную нить вечно по всей квартире ищу, это любимый предмет для мусоления))
26.03.2013
Ответить
Дарья
Нет, у нас у бабушки-дедушки все можно почти, даже больше, чем дома, а вот у сестры просто не приспособлено под детя, свой давно вырос
27.03.2013
Ответить
Полина
ой не знаю...
а что делать мне, когда дочка, откровенно засыпая, изо всех сил орет и отказывается кот любых способов укачивания(коляска, руки, сися-ото всего психует)
визжит, как будто ее режут((
25.03.2013
Ответить
фея
У нас так же перед ночным сном. Видимо протестует против ночи, понимает, что спать уложат по любому и пытается оттянуть этот момент. Я проговариваю, какой был насыщенный день и что завтра будет другой, мы будем делать то-то и то-то. Придерживаюсь ритуала вечернего (никаких активных игр, шумной возни, телека, музыки, приглушенный свет). Это всё до истерики. А если началось, в основном когда папа не спит, хотя "все спят, и даже мишка и зайка", то папа (как предполааемый зачинщик истерики) носит по квартире, всё показывает, свет везде они выключают ("вся квартира спит"), носит долго и полусонного приносит в кровать. Как-то так)))
25.03.2013
Ответить
фея
Может не понимает, что спать надо? Вы сами с ребенком ложитесь? Изображаете усталость и что мама спит? Шторы немного задерните. А сколько раз днем спите? Мы если гулять ходим, то один раз дома и на улице часик в коляске после катания или гуляния на площадке. А если не гуляем, то второй раз уложить уже не получается, так и валяемся час в кровати вместе, вроде и сонный, пососет, поноет и всё, сон как рукой сняло. Вместо второго сна просто дурачимся в кровати, гимнастику делаем и прочее)).
26.03.2013
Ответить
Дарья
Может вам просто пора переходить на самостоятельное засыпание! Какое это облегчение и для мамы и для ребенка! Мы в 11 месяцев как-то быстро и почти безболезненно стали засыпать сами в кроватке, я сижу просто рядом, пока не уснет (хотя некоторые вообще уходят из комнатвы!). Сын стал быстро, без истерик засыпать, а про свои руки и спину я уж молчу, как они "радуются"))))
26.03.2013
Ответить
фея
Не качайте, особенно когда истерика. Представьте себя на месте ребенка: вы чем-то расстроены, не понимаете что происзодит вокруг и с вами, а вас трясут во всех мыслимых и немыслимых позах. Тут только объяснять, почему он расстроен и что в этом ничего страшного. Если не помогает, тогда переключать внимание ненадолго. Сисю в рот пихать орущему младенцу тоже не стоит. Любое принуждение будет еще больше раздражать его.
Если хотите покачать малыша, достаточно его обнять покрепче и немножечко покачиваться самой, когда он уже успокоился. Тогда он сам найдет сисю и уснет, блаженно посасывая.
26.03.2013
Ответить
Мария
Полина,как я вас понимаю...мы тоже на любое нельзя бросаемся на пол и начинаем орать,как сирена,до визга и соплей..когда же это кончится?!
11.04.2013
Ответить
