Что должен уметь малыш в 9 месяцев
Психологическое развитиеВсе родители сравнивают своих детей с другими. Разница только в эмоциональной оценке.
Для кого-то информация о навыке чужого ребенка - это просто факт, который забывается через минуту. Для кого-то - это начало панической атаки с перечитыванием всех статей, блогов и форумов о типичном развитии детей и красных флагах.
Меня злит, что только в единичных ресурсах рассказывают о реально важных навыках, а не обо всех возможных навыках, либо же не упоминают, что навыки могут проявляться с разной интенсивностью и в некоторых случаях слабо выраженный навык - это уже хорошо.
Например, можно найти информацию, что ребенок в 9 месяцев должен выполнять простые просьбы, говорить несколько слов типа «ам», «дай» и повторять действия других людей по просьбе, собирать пирамидку и иногда различать цвета. Ребенок может это уже делать, но это очень ранняя норма либо результат занятий. Отсутствие этих навыков не говорит о проблемах в развитии.
Я психолог, моя специализация - работа с детьми с особенностями развития, и я достаточно хорошо понимаю, с какими нарушениями ребенок может скомпенсироваться до такого уровня, что это останется только воспоминанием, а с какими нарушениями придется долго и много работать. Если говорить о важном для типичного развития в 9 месяцев, я бы выделила 3 группы навыков:
- Если взрослый и ребенок играют вместе с какой-то игрушкой, ребенок время от времени поднимает глаза на взрослого. При этом ребенок не должен делать это всегда и во всех играх, но такие переглядки должны быть.
- Ребенок активно изучает всё не только ртом, но и руками: крутит, сжимает, кидает по-разному и в разные стороны, стучит, трясет. Он может не делать все действия с одним предметом, но желательно, чтобы он мог манипулировать предметами по-разному.
- У ребенка есть реакция на некоторые слова, которые он часто слышит. Например, мама-папа, кот, имя кота, свое имя или прозвище, в том числе реакция на знакомые фразы, например, «а пойдем откроем окно» или «давай играть в "ку-ку"». При этом «реакция» может быть взглядом в сторону объекта или зовущего, движением в сторону названного. И нет такого, что должно быть сразу много таких реакций. Часто этот навык ограничивают «реакцией на имя», но это слишком узкий критерий. Нам нужно понять, есть ли у ребенка реакция на слова вообще. К тому же часто ребенок откликается лучше не на имя, а на ласковое прозвище - и это абсолютно нормально.
Это минимальная база, но она дает представление о том, типично ли идет развитие. Ребенок может делать больше - и это замечательно, но если этого нет, лучше понаблюдать за ним более внимательно или показать его специалисту. В таких вопросах лучше зря попаниковать, чем упустить время.
Если вас что-то тревожит в развитии вашего ребенка и вы бы хотели это обсудить с психологом и специалистом по работе с особенностями развития, вы можете написать мне в телеграм или на почту nabokoy@gmail.com.