Форсаж в пелёнках: почему нельзя торопить развитие ребёнка
Физическое развитиеВведение
С рождения до года младенец делает огромный скачок в развитии. И, конечно, родители радуются первой улыбке, первому «агу», первому шагу. Проблемы начинаются, если мамы и папы превращают этот путь в соревнование между своими и чужими детьми. Малыши — как фигурки из настольной игры. Выиграет тот, кто быстрее дойдёт до финиша. Бонусные баллы дают, если перескочить через несколько клеток. Например, ребёнок совсем не ползал, а сразу пошёл — вот кто победитель!
Однако такой «экстернат» может стать причиной серьёзных проблем с осанкой в будущем. О возможных последствиях ранней вертикализации и о том, как их избежать — расскажет доктор медицинских наук, врач-остеопат и автор книги «Здоровье с пелёнок» Евгения Любовцева.

Почему природа заложила определённую последовательность?
Формирование позвоночного столба — сложный и постепенный процесс. С первых дней жизни малыш учится: держать голову, переворачиваться, ползать, садиться, затем вставать у опоры и только после — ходить. Каждый этап необходим, чтобы позвоночник правильно адаптировался, мышцы окрепли, а нервная система получила нужные импульсы.
Евгения Любовцева, врач-остеопат:
«В моей практике много показательных случаев, например, история Сони. Ещё в младших классах девочку начали мучать боли в спине. Приступы часто начинались на нелюбимых уроках, на контрольной по математике, например. Мама не верила в такое совпадение и списывала всё на лень дочери. Пока не настал критический момент. Соня не смогла пробежать стометровку и чуть не упала в обморок. И маму с дочкой отправили к ортопеду. Новости от врача шокировали: сколиоз 2-3 степени, выраженное искривление позвоночника, деформация рёбер. Исправлять только операцией. Так судьба привела их ко мне на приём. Пазл сложился в первые 10 минут консультации: сложная беременность, экстренное кесарево, 7 баллов по шкале Апгар. Но после рождения Соня быстро перегнала сверстников — в два месяца уже держала голову, в четыре её ставили на ножки и присаживали. Девочка даже не ползала на четвереньках, сразу начала вставать, а после ходунков пошла сама в 10 месяцев. Всему этому родители радовались, даже не подозревая, что сами заложили бомбу замедленного действия».
Давайте подробнее рассмотрим основные навыки, которым должен научиться ребёнок прежде, чем сделать первые самостоятельные шаги, чтобы не нарушить биомеханику осанки.
Держать голову
Это умение закладывает важный изгиб позвоночника — лордоз шейного отдела. Чтобы проверить, освоил ли грудничок навык, возьмите его за ручки и начните аккуратно приподнимать. Если мышцы шеи уже достаточно сильные, то малыш потянет голову за собой. В норме он должен научиться этому с 3 до 5 месяцев.
Евгения Любовцева, врач-остеопат:
«На данном этапе временные рамки важны. Если младенец начинает держать голову раньше 3 месяцев, скорее всего, у него гипертонус или компрессия шейных позвонков. И то, и другое спазмирует мышцы. Если малыш не держит голову после 5 месяцев — это признак гипотонуса, когда мускулатура наоборот чересчур расслаблена. В обоих случаях нужна остеопатическая помощь, иначе есть риск задержки в развитии, нарушении кровообращения и координации».

Переворачиваться
Перевороты помогают развивать мышцы спины, шеи и брюшного пресса. К 3–6 месяцам костно-мышечная система ребёнка уже готова к новому движению. Одним малышам перевороты даются легко — родители только успевают ловить торопыжку, который так и стремится укатиться. Других нужно мягко подготовить.
Евгения Любовцева, врач-остеопат:
«Кладём малыша на спинку на ровную твёрдую поверхность. Одну ножку слегка выпрямляем, а вторую загибаем в ту сторону, куда нужно перевернуться, и ставим на подошву. Медленно ведём ножку, пока младенец не перевернётся. Если поворачиваемся вправо, значит тянем левую ножку и наоборот. Обязательно повторяйте упражнение на обе стороны».
Когда ребёнок начнёт переворачиваться самостоятельно, наблюдайте, как он это делает. Если отдаёт предпочтение какой-то одной стороне — это сигнал, что скелет развивается неправильно. Возможно, у младенца кривошея — врождённая или приобретённая дисфункция первых шейных позвонков. Такая патология может сначала привести к асимметрии лица, а после — деформации позвоночника.
Стоять на четвереньках и ползать
Многие родители недооценивают значимость этого этапа, хотя именно ползание задействует важнейшие связи между полушариями мозга. Ребёнок активно использует перекрёстные движения: правая рука — левая нога, и наоборот. Четвереньки также влияют на осанку — эти движения формируют мышечный корсет, тренируют равновесие, развивают крупную моторику. Эти навыки младенец должен освоить с 6 до 9 месяцев.
Бить тревогу стоит, если малыш не встает на четыре точки опоры, а ползает как раненый боец: головку поворачивает в сторону, подтягивает одно колено, а вторую ножку тащит за собой. Такие движения могут быть признаком дисфункции таза, проблемы с шейным отделом, спазма диафрагмы или неврологии. Если ничего не делать — рано или поздно ребёнок пойдет, но уже через несколько лет начнутся проблемы с осанкой.
Сидеть
Этот навык необходим для правильного развития грудного кифоза — ещё одного ключевого изгиба позвоночника. Важно — не торопить ребёнка. Бывает, когда дети учатся переворачиваться, у них не получается — пытаются подняться всем корпусом, будто качают пресс. И родители думают, что так малыш пытается сесть и начинают ему помогать. Это большая ошибка.
Евгения Любовцева, врач-остеопат:
«Малыш начинает закачивать мышцы живота, причем поверхностные, не глубокие и не косые. А со стороны спины мышцы просто растягиваются, но не включаются, они слабые. Если ребёнка стимулировать и подталкивать, из этого положения он, конечно, сядет, но будет сидеть с круглой спиной. Не на седалищных костях, как положено, а на ягодичных мышцах. И за этим потянется целый ворох проблем. Голова уйдёт вперёд от основной оси — а это гарантированно нарушению шейного лордоза, что в будущем сильно скажется на прикусе. За ним потянутся другие недуги: снижение зрения, головные боли, боли в ногах, нарушение менструального цикла и даже проблемы с ЖКТ. Одно простое действие, а сколько несёт вреда!».
Физиологично для малыша начать садиться из позы русалочки или с четверенек — без помощи, без присаживаний, только самостоятельн

Чем опасны ходунки и другие способы научить ребёнка ходить?
Ходунки — один из самых обсуждаемых аксессуаров для малышей. Конечно, это удобная вещь, но в первую очередь для родителей — пока малыш занят, мама может отвлечься и заняться своими делами. Но какой ценой?
Ходунки приучают малыша к вертикальному положению тела в момент, когда его опорно-двигательный аппарат к этому не готов. Ребёнок ходит не за счёт собственной опоры, а потому что его держит конструкция. Страдают стопы, таз и позвоночник.
Ещё важный момент: когда малыш учится ходить сам, первые шаги он делает в бок, держась за опору. В ходунках же ребёнок сразу начинает двигаться вперёд, это тоже нарушает биомеханику ходьбы.
Ошибкой будет и водить малыша за ручки. Это, наверное, самое неочевидное «нет» в развитии ребёнка для большинства родителей. Ведь желание помочь — естественное, тем более, когда младенец сам тянет ладошки. Однако из-за такого метода стимуляции ходьбы смещается центр тяжести — искажается ось голова-позвоночник-таз. Ребёнок не учится правильно группироваться при падении. А если водить за одну руку, возникают перекосы осанки.
А как можно стимулировать развитие ребёнка?
В первый год жизни малышу нужно как можно больше двигаться. Если ребёнок много времени проводит в кресле-качалке или в манеже — родители тормозят прогресс. Нет ничего проще и полезнее, чем постелить на полу специальный коврик и дать младенцу возможность познавать этот мир правильно и физиологично.
Евгения Любовцева, врач-остеопат:
«Выкладывать ребёнка на живот нужно с рождения — и дальше до тех пор, пока он не начнёт ходить. Начинайте с 5 минут и постепенно увеличивайте время. Дети, которым дают возможность свободно двигаться, быстрее формируют зрительно-пространственное восприятие, чувствуют себя увереннее, легче учатся управлять своим телом. Так малыши получают богатую сенсорную палитру — и это ключевой фактор в развитии нервной системы».
Конечно, ребёнку быстро наскучит монотонное «лежание». Поэтому, когда малыш привыкнет, подключайте игры. Вот несколько вариантов:
– Любимую игрушку положите подальше, поощряйте попытки дотянуться до неё. Или сядьте напротив малыша, на уровне его глаз, и слегка отодвиньтесь. Он будет поднимать голову, фиксировать взгляд, пытаться дотянуться — всё это стимулирует движения и способствует укреплению зрительно-моторных связей.
– Возьмите несколько любимых игрушек и разложите вокруг малыша. Таким образом он захочет тянуться в разные точки, это поможет развить мышцы, которые понадобятся ему, чтобы переворачиваться и ползать.
– Положите малыша на свою грудь или на колени, покачивайте ногами, слегка поворачивайте его из стороны в сторону. Это развивает вестибулярную систему, чувство равновесия, а заодно укрепляет эмоциональную связь с мамой.
Такие простые действия — хороший вклад в развитие малыша. Они не требуют специальных условий, но дают телу и мозгу всё необходимое для гармоничного взросления.

Заключение
Родители часто узнают о нарушениях развития постфактум, когда проблема становится уже очевидной. Но внимательное наблюдение за телом и поведением ребёнка помогает увидеть тревожные сигналы гораздо раньше. Важно понимать: быстрые темпы не гарантируют здоровье. Так же как мы строим фундамент дома — закладывается основа здоровья ребёнка, постепенно, кирпичик за кирпичиком.
Работа детского остеопата направлена как раз на то, чтобы выяснить, из-за чего пошла трещина, и устранить дефекты. Детский организм очень пластичный — и большинство дисфункций можно проработать, если начать вовремя.