Принципы научения
Самостоятельность
1. Не учу по книжкам цвет, форма, размер предметов. Просто проговариваем на прогулке: травка зелёная, как штанишки; солнышко круглое; лялечка маленькая и т.п.
2. Буквы изучаем с появлением интереса. Не раньше. Называем, играем. Специально не учим.
3. Цифры тоже не учим, только между делом. В основном, когда на улице скучно, погода - дрянь, зато мы знаем, сколько будет 2+2 :)
Объясню почему. Мне кажется, всё выше перечисленное должно быть на уровне обыденного знания, а не специальным научением. Педагоги-психологи, не кидайтесь тапочками.
4. Начинаем учиться читать в весенний период. Отдыхаем летом, осенью вспоминаем - чтение идёт, как по маслу.
5. Также и с нотами. Учим весной, лето отдыхаем, осенью - вспоминаем. Зима на закрепление материала, весна - на улучшение навыков, лето - отдыхаем, осенью - можно в школу.
Моя теория такова. Базисные вещи (чтение, нотная грамотность) должны оооочень хорошо и чётко отложиться в голове ребенка. Путаница недопустима. Поэтому ими мы занимаемся за год до основной школы (в т.ч. музыкальной). Без напряга, между делом, пока в голове-головушке всё не станет внятно и на автомате. Всё обучение начинаю весной: легче дышится, настроение не зимнее, проще всем.
6. Морльно-этические принципы формируем в 2-4 года. По голове никого в принципе бить нельзя, ни в 2 года, ни позже; делиться с братиком/сестрой привыкаем сразу (никаких ущемлений старших); повышать голос и вопить - дурной тон уже с 2-х лет :) (ласково объясняем, показываем другие, мирные, способы получить желаемое); за столом ведём себя пристойно сразу... В общем, всё, что принципиально для вас, выучиваем в возрасте 2-х лет, не откладывая до 5-6. Имеем ввиду возрастные кризисы, помогаем адаптироваться, не зажимаем, но и не даём выходить из берегов.
7. Самостоятельность поощряем, как только появляется. Никаких "ты без меня не сможешь, измажешься"... Лучше постирать вещи лишний раз, чем до 3-х лет кормить с ложечки и одевать.
8. Ограничения. Нельзя вылезать из окна, выбегать на дорогу, включать плиту, кидать песок в глаза и пр. жизнеугрожающие вещи. Вот за это (и только за это) можно схлопотать по попе (душеспасительные беседы с малышом обычно плохо прокатывают, а попу жалко всегда). Опять же, не кидайтесь тапочками. Я не за насилие, я за безопасность ребенка.

