Недавно с дрязьями на ББ поднимали этот вопрос - мнений оказалось очень много и раных.
Решила на помощь нам призвать детского психолога. Вот ее ответ:
Не секрет, что между детьми часто возникают конфликты, на площадках, в детском саду, в школе. Если забияки все участники конфликта, то каждый родитель (в идеале, на самом деле все мы знаем что родители бывают разные, но об этом сейчас не будем) решает вопрос драчливости своего ребенка. Если ребенок не драчун и регулярно становится жертвой более агрессивно настроенных детей, родители встают перед вопросом что же делать и как защитить своего ребенка от нападок других детей, когда нас, взрослых рядом нет. Учить ли давать сдачи, если учить, то как?
Мы сейчас не будем говорить о ситуациях, когда одноклассники терроризируют одного из ребят. Обсудим общий случай, в котором у агрессоров нет личной неприязни к конкретному ребенку, а есть некоторая невоздержанность характера или внутренняя эмоциональная дилемма которая выражается в агрессивном поведении.
. По этому в выборе чему и как учить ребенка, в чем его поддерживать надо в первую очередь исходить из тех данных, которые предоставляет сам ребенок, а не из неких абстрактных (ваших ;)) представлений о правильности или рациональности. Если ребенок имеет внутренние данные для того, что б давать какой-то отпор, но ранее вы уже дали ему априорную установку «драться нельзя», может самое время эту установку дополнить «но если …»? Разъяснить об исключениях и о том как их определить. И морально поддержать ребенка, уверить в том, что вы на его стороне в данной ситуации. Если у ребенка нет внутренних данных для симметричного противодействия (ответной или превентивной агрессии), значит у него есть какие-то защитные механизмы, которые позволяют или быстро восстанавливать равновесие после обиды, или не придавать значения этим ситуациям, или даже чувствовать своё внутреннее превосходство перед агрессором. И тут задача родителя дать развиться защитному механизму, уже заложенному в ребенке. На самом деле при нормальных условиях этот механизм разовьется и сам, главное не насаждать авторитарно (пусть и из лучших побуждений) что-то своё. Родительское легко забивает ребенкино. Особенно у детей с пассивной психикой, о которых собственно и речь. Наблюдайте внимательно за ребенком, поддерживайте позитивные проявления, которые в нём замечаете. Возможно не вы его, а он вас чему-нибудь научит ;)
Я смотрю тебе тоже статьи этого автора понравились :)
Вер, прочитала все что тебе советовали. И лично я очень согласна с Аней. Я против учить ребенка давать сдачу. Не верю, что в нашем возрасте 2-3 года ребенок может проанализировать ситуацию и именно в нужной ситуации дать сдачу..Я писала свое мнение вот здесьотдельным постом. Но я за "НО если"...т.е. я сейчас никогда не говорю Тёме громких фраз типа "драться нельзя категорически" потому как придет время и нужно будет ему объяснить что это за НО ЕСЛИ такое и когда всеже драться можно.. Сейчас так и говорю ему "это не повод махать руками, ты же умеешь разговаривать" не уточняя когда именно и какой повод "тот", чтоб дать сдачу. А гипотетически когда можно, мы рассматриваем с ним пока только в книгах. Как раз очень хорошо для этой цели мне подходит из серии 7 гномов "что такое хорошо и что такое плохо" там мальчик расписан, который обижает маленьких, который задирается и отнимает игрушки.
Мне всегда хотелось написать какой-нибудь науч.поп на эту тему от себя, но довольно быстро мне стало понятно, что вот именно по этой теме каждый должен решать за себя, примерно как написано у автора - честно и прямо. Потому по-большому счету единственно правильного решения нет, нельзя сказать категорически, что нельзя давать сдачи и учить этому детей, нельзя так же и сказать, что обязательно человек должен уметь давать сдачи и все должны это уметь. Я бы поэтому на эту именно тему ни с кем не спорила и никому ничего конкретного не советовала.
Про себя: я пока не учила, ратую за гуманные (вербальные) способы решения конфликтов среди детей и не думаю, что дети не научатся этому сами тогда, когда это реально понадобится (ну, скажем, когда агрессия будет посерьезнее, в подростковом возрасте, например), по мне учить драться в ответ на удар трехлетнего ребенка просто смешно - ну какие проблемы он сможет таким образом решить, честное слово? (и какой серьезый вред моему ребенку своей агрессией может нанести такой же карапуз).
Главное, как и всегда в общем-то, ответить себе на вопрос, зачем я это делаю (учу или не учу) и верить в то, что этот аргумент действительно серьезный.
да, все правильно, все дети разные - решить каждый должен сам для себя.
НО вред трехлетний карапуз может сщественный нанести - меня, например, девочка в яслях одна всегда задирала, в один "прекрасный" день она меня оцарапала в районе виска - шрам до сих пор, довольно-таки глубокий (((
А как они кусаются? Я видела пример - со злостью и практически до крови. А опять же царапаются - да, с таким остервенением, ужас (( Просто реально видела это, слава Богу, не в своем ребенке... А за своего с такие моменты очень страшно становится...
За детьми в саду должны следить воситатели, а на домашнем выпасе - родители. Уверена - можно так сделать, что никто никого серьезно не покалечит тогда.
ПС: А смысл давать сдачи, если тебе уже процарапали висок до крови? Оцарапанному легчче станет? Нет. Обидевший что-то поймет? Нет. Я не знаю... Ну, все передрались, и что?
моя дочь уже в саду ущипнула и укусила одна девочка - как мне поступить в этой ситуации?
Что мне сказать Даше?
Терпеть и позволить всегда поступать так той девочке? Не раз видела, что те дети, которые умеют дать отпор - на них никто и не задирается...
Я говорю, что ребенок не умеет себя вести (который щипается, кусается и т.п.), что нужно говорить, что тебе неприятно. Если при мне - вмешиваюсь сама, а в саду воспитатель должен это делать. Она должна научить детей общаться вежливо и спокойно, и это не я так считаю, это в образовательной программе так написано и в их должностных инструкицях тоже.
ПС: Я не раз видела и обратное, те кто может дать отпор, просто самозабвенно дерутся друг с другом и конец этому положить нереально, если обе мамы за то, чтобы их чадо не давало себя в обиду и давало сдачи - просто как в Колизее получается :))
Я еще просто, знаешь что, не очень верю в то, что поведение другого ребенка можно скорретировать с помощью своего ребенка, ну то есть, что эта девочка перестанет Дашу обижать потому, что та даст ей сдачи...
Верочка, милая, скажиет ка быть, ситуация похожа, очень переживаю, что моя не может дать отпор в силу ли своей дружелюбности, доброты, просто не любит конфликты, но когда толкают даже ответить не может, а я стою и не знаю как ей помочь. и это тока водворе,в саду как будет еще, нам три года, она может отстаивать игрушку но пока та не выдернет из рук сильно, ума не приложу((( дайте совет
Наташ, в статье психолога, которую опубликовала в самом посте( и в комментах) все написано)) основная мысль-каждый должен решать для себя сам это нелегкий вопрос в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и вашего отношения к жизни! Сложно что-то советовать...
Я сейчас дочке (в ее 4,5г) рекомендую, если к ней кто-то первым полез, то в первый раз попытаться решить вопрос словами, если не доходит до человека-дать сдачу... Но мне кажется, дочка моя не особо любит сдачу давать-значит, так и надо, это ее право, и я его буду поддерживать!
В вопросе с мальчиками думаю, у меня будет немного другой подход, они должны уметь за себя постоять! А так, конечно, жизнь покажет...
ну да в принципе я также придерживаюсь, раз она не хочет друаться или вилой что-то решать, значит она такая,я сама была скромная и муж в детстве, наеврно есть в кого, буду смотреть дальше как быть, спаисбо)
Слишком много воды, никакой конкретики. Честно говоря, и ежу понятно, что все дети разные, и надо исходить из конкретной ситуации с конкретным ребёнком. Моё мнение не поменялось :)
Если ребенок имеет внутренние данные для того, что б давать какой-то отпор, но ранее вы уже дали ему априорную установку «драться нельзя», может самое время эту установку дополнить «но если …»? Разъяснить об исключениях и о том как их определить. И морально поддержать ребенка, уверить в том, что вы на его стороне в данной ситуации.
Если у ребенка нет внутренних данных для симметричного противодействия (ответной или превентивной агрессии), значит у него есть какие-то защитные механизмы, которые позволяют или быстро восстанавливать равновесие после обиды, или не придавать значения этим ситуациям, или даже чувствовать своё внутреннее превосходство перед агрессором. И тут задача родителя дать развиться защитному механизму, уже заложенному в ребенке. Вот сам ответ ))) Если ребенок проявляет агрессию в ответ - то пусть дает сдачи, если он спокоен - то пусть и остается спокойным.
Единственное "но", Вер, ребенку в два года нереально "разъяснить об исключениях"... Так что или с самого начала жесткий запрет на рукоприкладство (и тогда разъяснить исключения придется много позже), либо "веди себя сам, как хочешь" (но тогда учить давать сдачи тоже нельзя, по большому счету - потому что ребенок должен сам решить, что ему делать).
Они и позже не быстро поймут. Дать сдачи можно либо по собственному желанию, разозлившись самому, но тут и учить не придется. А ребенка в стрессовой ситуации (если его побили, толкнули, укусили и тп), который вспомнил мамин навет и целенаправленно и осознанно двинул обидчику в глаз, чтоб знал наших - я себе такого представить не могу...
Ну я так же на самом деле мыслю. И про подростковый возраст полностью согласна.Если захочется двинуть обидчику - он сделает это импульсивно, и учить этому вообще бессмысленно. По себе помню