Приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
Этапы развития детской речи"Если ваш ребёнок не говорит или говорит мало, то оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (и отчетливо, короткими предложениями. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Н-р, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При затруднении подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно говорит, чувствуя себя намного сообра-зительнее взрослого.
Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Н-р:
Ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Дети по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам малыш может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Ты хочешь играть с куклой или мишкой?»
Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают объекты, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции. Самые любимые и лучшие игрушки - те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; ямы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги."
Продолжение следует...
Ваш Лепетуша