ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕОБХОДИМ ДЕТСКИЙ САД?
Сомневающимся: наши аргументы о жизни без сада
По материалам книги Т.Шишовой "Чтобы ребенок не был трудным"
Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос заявляя, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашем классе таких бедолаг были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками.
Со временем ситуация менялась. И бабушки уже не торопились на пенсию, и детских садов становилось все больше однако до недавнего времени необходимость отдать ребенка в садик воспринималась как вынужденная мера. Что называется, не от хорошей жизни. Если мама имела возможность не работать, вопрос о саде даже не поднимался. Само собой разумелось, что до школы она будет заниматься детьми сама? Ни родные, ни знакомые просто не поняли бы ее, если бы она, не ходя на службу, «запихнула» ребенка в сад.
Теперь и в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад - совершенно непосильная психологическая нагрузка.
Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену. Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет.
Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.
- Он всегда так себя ведет? - спросила я.
- С чужими - да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый. Ходить никуда не любит, даже на прогулку не вытащишь. Детей боится до дрожи в коленках. Взрослых меньше, да тоже побаивается.
Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел когда выходил «в свет», то целыми днями видел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему дичится.
- Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, - сказала мама. - Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании - и то хорошо. Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый: мальчик. Чужих опасался, но совсем не так, как сейчас. Он даже с детьми пробовал играть, теперь же и слышать ни о ком не желает.
Картина очень напоминала психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.
- Забрать из сада?! - ужаснулась мама. - Но… Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы! Об этом не может быть и речи! Дома он у нас совсем одичает.
Хотя именно в садике, а не дома Степа растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.
- А подготовка к школе? - подхватил папа. - Нет, мы не в состоянии научить ребенка всему тому, чему сейчас учат в детском саду.
Хотя внимание у Степы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года - для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат детсадовские воспитательницы? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…
На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать. Главный вопрос был решен давно, окончательно и бесповоротно. Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ.
Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой. На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало Степиным родителям прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?
«Безмамные мамы»
Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей.
Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.
- Мы же «ходили в сад - и ничего, выросли!»- рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах.
И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них - импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.
Главное - домашний мир и покой
А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего - психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.
Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, - писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».
Ушинский предупреждал что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, - продолжал он, - необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».
Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле - эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте.
Вот очень характерный рассказ:
«До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: «Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания. Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться».
А как же общение с детьми?
Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в 5-6 у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые .Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра - другой. Часто даже именем «друга» не удосуживаются поинтересоваться и «Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?» - неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!).
- Не помню… Друг, - пожимал плечами Филипп.
И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал.
Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.
Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.
А в школе как будет?
Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? - Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе - всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.
Юлия
Я практически все детство не ходила в сад, жила с бабушкой на даче. Там не то, что детей не было, там не было других людей почти. И отлично себя чувствовала — много читала и сама, и с бабушкой, рисовала, писала прописи, выращивала овощи на своем квадратном метре огорода, кормила кучу животных...А потом меня решили отдать в сад, что бы как у всех. Помню, как через забор просила бабушку забрать меня отсюда... А потом все закончилось астматическим бронхитом и тремя лежаниями в больнице с приступами удушья...Больше меня в садик не гнали...Когда родился сын, мне даже в голову не приходило отдавать его в сад. Ведь работаю я дома, на себя. И вполне справляюсь с ним. И развиваю, и гуляю, и прочее. НО! Какой же прессинг со всех сторон — от родных, от чужих...Это просто ужас! Люди свято верят, что без сада ребенок не научится читать и писать...
22.04.2015
Ответить
Таня
Мне частенько встречаются люди, которые услышав, что в садик мы даже не планируем, говорят Молодцы! И видно ,что искренне. Не знаю ,что в голове у них, поскольку тема не развивается дальше, но это конечно приятно, чем слышать Ой, как так то.И ещё заметила у людей лёгкий, такой еле уловимый шок. Например сегодня соседка, уже прабабушка, дочка которой работает в детсаду в столовой спросила В садик ходите? Я ей с улыбкой Нет )Мне кажется доброжелательность в ответе, уверенность в своих убеждениях и главное без споров делает своё дело. Люди чувствуют, что твоё мнение важно, ты мать и ты сама решаешь как жить вашему семейству. Потом, когда они видят, что дети гуляют во дворе в любое время, дети живые, улыбчивые, добрые, то наверно в головах что-то меняется.Как сегодня же другая соседка спросила: - Наверно обедать сейчас пойдёте?- Да неее — улыбаюсь, — они поздно проснулись, поэтому сытые.- А в садик ходят — опять же )- Неа, мы сами их воспитываем )Молчание...- Я тоже с сыном сама сидела до 6 лет, без садика были.Вот сейчас думаю и понимаю ,что есть люди разных категорий. Те ,которые трудоголики и работа у них была на первом месте, поэтому для таких людей сад — это естественно для ребенка. А есть такие, для которых работа была не важна. Да, надо было добыть денег (я говорю про старшее поколение), но они скорее всего понимали всю горесть ситуации. То, что мать, которая должна вроде бы быть рядом с ребенком — ведь это так естественно, она обязана идти работать, потому что ей так внушило государство, не предоставив ей выбора. Надо и надо. А сердце её рядом с ребёнком. Поэтому такие в прошлом мамы, мило улыбаются в ответ, зная через что они прошли и может быть радуясь за нас, за то, что мы такие смелые, что именно с нами общаются наши дети, а не с чужой тётей и кучей огалтелых детей.
22.04.2015
Ответить
Юлия
Конечно, все люди разные. И были тогда матери или оба родители, которые находили выход, даже некоторые дети в школу толком не ходили. Хотя в прошлом с этим было сложно. У нас с работой проблем нет. Я ее никогда не бросала, работаю дома. Устаю? Да! Хочу иногда ничего не делать, совсем. Да! Но в сад не отдам. Пугает вся эта стадность, группы, воспитатели, которые работаю там не по зову души (а таких большинство, к сожалению), болезни...При чем сын не любит людей, как и я. Ему вполне хватает площадки и поездок к нашим друзьям, у которых есть дети — и ровесники, и старше, и меньше...Позже начнем ходить на кружки и все! Мнение окружающих для меня не авторитет. Не потому, что я считаю себя шибко умной. Просто это моя семья и мое право решать, как нам жить — с садом или без него, ходить или нет в школу. Многие не то, чтобы осуждают. Они не понимают, как можно не уставать от своего ребенка. Наверное, если воспринимать его как раздражитель, то устаешь сильно, а если видеть в нем неповторимое дитя, со своими словами, взглядами, характером, умениями, талантами, настроениями — то погружаешься вместе с ним в уникальный и неповторимый мир...
23.04.2015
Ответить
Таня
Думаю не уставших мам не бывает, Юль ) мы ж не роботы ) а когда одновременно у двоих кризисы оооо .... мама дорогая ) но но но, на то ж я их и родила, чтобы нести ответственность на себе, принимать эти все капризы, битвы и т.п.Вот у нас примерно такие же детки. Им не нужна толпа. Варе хватает одного-двух человек и то не каждый день.
23.04.2015
Ответить
Юлия
Не бывает наверное))) мне моя мама говорит, что даже когда ее ребенку 25 — она все равно волнуется...Так что это навсегда! А как с детьми жить — воевать или строить отношения — каждый решает сам...
23.04.2015
Ответить
Катя
Про прессинг вы верно написали. Меня никто, кроме педиатра не поддерживает. Все заняли осуждающе-непонимающую позицию.
23.04.2015
Ответить
Юлия
Ну мы с этой позицией свыклись. Мы не ходим в поликлинику на осмотры с 11 месяцев. Когда болеем, только частный проверенный врач и все! И желания у нас не такие, не понятные обществу в целом... Главное осознать вовремя, что за ребенка отвечают только родители. Никакому учителю он не нужен! Ему он чужой!
23.04.2015
Ответить
Катя
А у нас с рождения частный врач. Сама ходила раз в месяц, к узким специалистам только выбирались и то только платно. Один раз попыталась объяснить, что это дешевле выходит, чем цеплять заразу в поликлиниках и потом скупать полаптеки-меня не поняли. Надо же не работает, врачи платные и муж на работу не выгоняет - странная какая-то))
23.04.2015
Ответить
Юлия
))) это точно..мы раз съездили в бесплатную по болезни — нам диагноз не тот поставили, и ребенок еще больше заболел. Больше туда ни ногой...И дешевле не ходить к врачам, как к детским, так и взрослым. Они так любят ставить страшные диагнозы — жуть просто... Даже платные некоторые, тут проверенные нужны))) Мы с мужем ужасно не любим больницы, я к гинекологу пол года настраиваюсь и полгода иду...Во время Б пытка была часто ходить)))
23.04.2015
Ответить
Таня
про работу дааа )- Как не будешь работать? - Ну как как. Так вот.Люди в ступоре конечно. Ведь работа это свято, а вот ребенок.... это так, второстепенное. Странно так всё.
23.04.2015
Ответить
Катя
Я говорю, что не хочу работать, потому и не работаю))а мужу все равно-ну что я заработаю, кроме стресса)) это просто шок для большинства))
23.04.2015
Ответить
Таня
))))))недавно кто-то рассказал, что у девушки ребенок ходит в частный сад и платят за него 10 т.р. и у нее зарплата тоже десять. Вот где логика то? Ведь можно дома быть и радоваться тому, что сама воспитываешь ребенка.
23.04.2015
Ответить
Жужунина мать
Как раз вчера имела спор с моими бездетными пока друзьями-одногруппниками. Педагогами, между прочим. "Надо хотя бы годик до школы обязательно поводить ребенка в детский сад!" — это самое мягкое высказывание из всех, услышанных мною в ходе нашего спора. Ну зачем? Зачем отдавать ребенка в детсад, когда можно не отдавать? Это простая передержка для детей, которым не с кем остаться из близких взрослых. Никто там волшебным образом не разовьет ребенка до небесных высот, никто не сделает его добрее и умнее. Этому учатся у мамы, папы и бабушки. Ничего я не смогла доказать. Наверное, красноречия не хватило. А про импринтинг — это вообще в точку точную.
21.04.2015
Ответить
Таня
очень сложно избавится от того, что многими годами навязывали обществу. Очень сложно.
21.04.2015
Ответить
YaMama
Вот как раз для меня, т к я сомневающаяся)) все больше склоняюсь к тому, что б не отдавать пока в сад ребенка...
19.04.2015
Ответить
Таня
понимаю прекрасно вас, поскольку я уже из сомневающихся перешла в разряд Без )поверьте, дома прекрасно с детьми и они совсем не ущербные, как любят думать те, кто водит деток в сад )Вы без садика можете дать своему ребенку в разы больше, чем с садиком. И я не про занятия, нет. Я про окружающую его среду.
19.04.2015
Ответить
YaMama
Моей дочке 1.11, нам дали место в гкп внезапно и неожиданно, зовут звонят, а я все сомневаюсь.... У меня дочка довольно общительная деток любит, поэтому подавали документы, в плане развития у нас все норм, она разговаривает полноценно уже несколько месяцев, наизусть рассказывает стихотворения, поет песни, речь развита как у 3-4 летки, все посторонние в шоке когда слышат, она сама еще мелкая у меня, но вот что меня напрягает это то что она очень открыта, а дети, судя по общению на площадке и со знакомыми, существа довольно злобные, конечно не все, но многие. Очень часто бывают ситуации что дети не идут на контакт, когда дочка пытается играть с ними, и конечно много ситуаций, когда лезут драться просто так и толкаются... Вобщем я думаю думаю... Нужна ли ТАКАЯ социализация ей? Только раньше времени психику травмировать... Да мир он не такой воздушный, как она думает, но думаю пока не время ей это показывать....
19.04.2015
Ответить
Таня
мои дети толкаются хоть и несадиковские. если вы будите чаще на площадках, то получите сполна эту социализацию.Но да, дети в 2-3 года пока неактивны в общении. судя по моим детям.но уверяю вас ваша дочка не страдает от этого. вы же общаетесь хоть с кем то? она еще масюська чтобы паниковать на тему друзей )ближе к 4 годам там уже да, там уже игры ролевые интересны деткам будет проще.напр, варька моя год назад мало с кем контактировала, а сейчас всё иначе. если ей интересен!!! ребенок — а это немаловажно, поскольку дети тоже избирательны в общении, то можно курить в сторонке, и просто наслаждаться тем, как она взаимодействует с другим ребенком.поэтому расслабьтесь и наслаждайтесь )
20.04.2015
Ответить