Перевод статьи о Кристен Стюарт из февральского номера американского Vogue с фотографиями
РазноеТело Кристен Стюарт рассказывет миллион историй. За разговором замечаю, какая она динамичная: покачивается, ёрзает, отклоняется то назад, то в сторону, изгибается, всем видом выражая агрессивный интеллект. «Её можно описать одним словом: «лисица», - говорит Джейк Скотт, режиссер, недавно снявший Стюарт в фильме «Добро пожаловать к Райли», в котором она играет девочку-подростка, сбежавшую из дома и подрабатывающую стриптизершей, - Кристен похожа на рыжую плутовку, есть что-то в ее движениях и присутствии, что хорошо отражается в ее героинях, что-то сродни лукавству».

Другими словами, в Стюарт живет резкий бунтарский дух, который более характерен для ее возраста - ей 20 - чем приторная миловидность, что, возможно, и является причиной ее безоговорочного превосходства над коллегами в Голливудской пирамиде власти и обожания режиссеров. Скотт услышал о ней от своего друга Шона Пенна, после того, как последний снял ее в роли отбившейся от рук дочери родителей-хиппи в незабвенном «В диких условиях». Шон сказал :«Тебе нужно видеть эту малышку, - вспоминает Скотт, - она такая живая!». Для Билла Кондона, который целый год посвятил съемками фильма «Рассвет», состоящим из двух частей финалом великой сумеречной саги «Кристен была одной из основных причин для съемок этого фильма».

В один из тихих выходных дней в пригороде Батон-Ружа, штат Луизиана, городка, где расположилась съемочная группа «Рассвета» (под большой секретностью, с подписанием множества договоров о неразглашении), Стюарт, миниатюрная девушка в мальчишеских джинсах и рубашке дровосека, передвигается по кухне своего друга, заламывая руки, пока говорит. Ее нервирует необходимость иметь дело со средствами массовой информации: особенно интервью на телевидении по ее признанию доводят до трясучки; вот почему ее часто обвиняют в небрежности и чрезмерной жесткости во время публичных выступлений, дело усугубляет и то, что она редко улыбается. У нее есть несколько вредных привычек: курит и использует нецензурную лексику, а также показывает безразличие к своей большой карьере. «Я выбираю самые сложные проекты, если не буду справляться с ними, то вообще не хочу работать в этой области», - комментирует она. Тем не менее, если капнуть глубже, то становится понятно, что девушку переполняет страсть к своей работе и перфекционизм, а не наоборот. «Я полностью отдаюсь работе», - рассказывает она про хорошие роли, и подтверждает, что порой ей тяжело выйти из образа.

Сегодня она в отличном настроении после возвращения со съемок «На дороге» режиссера Уолтера Саллеса, прекрасного бразильского профессионала, снявшего «Че Гевара: Дневники Мотоциклиста» и «Центральный вокзал». Она сыграла девушку, чьим прототипом была первая жена Нила Кэссиди Лю-Энн Хендерсон, персонажа прямо противоположного Сэм Райли и Гаррет Хедлунд. В фильме в основном приходилось импровизировать, и после съемок она «проплакала ночь напролет,- говорит она - я не хотела уезжать». Переехав в Батон-Руж на неопределенный срок, Кристен почувствовала «будто вернулась в школу… Сумерки - это совсем другой зверь». Огромная постановка, спланированная до миллисекунды и ожидающая невероятные прибыли, «Рассвет» - это кульминация многолетнего труда Сьюарт. Она чувствует груз от воплощения Беллы Свон, «персонажа, который завладел умами огромного количества людей. Героиня все сильнее проникает в мои мысли, даже больше, чем раньше, потому, что это конец и пройдет огромный путь. Я просто хочу, чтобы поклонники книги были счастливы, - смеется Кристен, - а об остальных я не забочусь».

Большей части людей может показаться, что Стюарт попала на экран сразу сформировавшейся актрисой в роли их любимой героини. (По последним подсчетам было продано более 100 миллионов книг Стефани Майер по всему миру). Но, несмотря на свою молодость, Кристен снялась в более чем 20 фильмах, многие из которых являются независимыми и почти все успешными, и вытянула такие сложные роли как молодая девушка- жертва насилия и девочка - инвалид, страдающая неврологическим заболеванием. Она выросла в Лос-Анджелесе, в семье, которая связана с технической стороной индустрии развлечений: ее мать работает помощником режиссера, отец - телевизионный продюсер, брат - оператор. Поле того, как Кристен заметили в школьной постановке, она сразу попала в список звезд первой величины, сыграв свою первую роль в 2001 году в фильме «Безопасность вещей», экранизации рассказов Э.М.Хоумс, вместе с Гленн Клоуз и Патришей Кларксон, и второю в фильме «Комната страха» с Джоди Фостер. «Вначале мне все это казалось просто развлечением, - рассказывает Стюарт, радуясь тому, что ее карьера началась до того, как появилась подростковая неуверенность в себе, - Я думаю, что никогда бы не смогла стать актрисой, если бы не начала сниматься в 9 лет. Я была бы последним человеком, выразившим свои претензии на главную роль».

Несколько фактов о Стюарт: на ее прикроватном столике можно найти «Columbine» Дэйва Калена (Dave Cullen), «Under the Banner of Heaven» Джона Кракауэра(Jon Krakauer), автора романа «В диких условиях», очерк о радикальном мармонизме и «Анну Каренину». В плеере играют the Shins, Broken Bells и Jenny Lewis, исполнительница из Лос-Анджелеса, перед которой Стюарт испытывает благоговение: «Она - едиственный человек, рядом с которым я сама не своя». (Кристен сама играет на гитаре, и была в восторге от роли Джоан Джетт, с которой она познакомилась на съемках «The Runaways»). Ее любимые фильмы - это «Женщина под влиянием» Джона Кассаветиса с Джиной Роулендс в главных ролях, и «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр. Ей нравится Джейн Фонда в «Клюте». Новое хобби - кулинария, без сомнения навеянное тем, что приходится жить изолированно: «Вокруг тебя только те люди, которым ты доверяешь». Друзья дразнят ее за то, что она смотрит кулинарный канал с хмурым остервенением на лице. «Я такая неумеха». (Старания не проходят даром, на ленч она приготовила изысканный мексиканский суп с тортильями и специями, а также сандвич со свиными отбивными). Еще ей нравится гольф, спорт с небольшим числом участников и малым количеством человек на огромных территориях. С одной стороны обычная молодая девушка, но с другой в ней нет ничего обычного. Если она видит девочку-тинейджера, она тут же приседает и закрывает лицо. «К меня не хватает слов, чтобы описать это, - она говорит, - Я не могу сходить в магазин, редко бываю на улице. Никогда больше не буду просто девушкой. Всё, девчонка, которая где-то тусуется - это не про меня».

Она может с легкостью назвать неделю, когда она перестала быть «просто девушкой» и попала в страну круглосуточной охраны, строгой изоляции и бесконечных слухов по поводу ее отношений с партнером по фильму Робертом Паттинсоном, которые она отказывается обсуждать. («Это не входит в мои обязанности».) Она закончила съемки первого фильма из сумеречной саги, который еще не вышел на большие экраны, и вернулась со съемок «Добро пожаловать к Райли», проходящих в новом Орлеане, где «мне так нравилось одной бродить по улицам», хотя теперь «одинокие прогулки уже в прошлом». Она вернулась, чтобы поработать еще неделю во время финального редактирования, когда неожиданно Кристен не могла больше ходить по улицам. «Это было так неожиданно, - вспоминает Стюарт, - странно было за этим наблюдать».

Стюарт, стараясь никогда не жаловаться на неудобства, вызванные ее ролью в сумеречной саге, с умом подходит к понимаю причины ее настоящей славы. «Массы девушек идентифицируют себя с Беллой на очень глубоком уровне в своем желании найти лучший мир, - говорит она, - связь, которую я наблюдала, можно назвать физической. Эта героиня, по которой они сходят с ума». Также она чувствует силу добра, которую несет. «Это странно, что тебя не только узнают такое нереальное число людей, но и то, что это приносит кучу денег», - говорит она серьезно. (За съемки в двух частях «Рассвета» ей заплатили 25 миллионов долларов плюс процент с продаж) «Каждый раз, когда я слышу, что кто-то действительно богат, мне хочется задать один вопрос :«Что вы делаете со своими деньгами? Или вы просто спокойно сидите на них?». Сама она очень серьезно и аккуратно выбирает способ вложения своих денег, и у нее есть план, вдохновленный ее ролью сбежавшей секс рабыни: создать сеть пристанищ для людей, которые хотят восстановиться и заново встать на ноги. «Это будет здорово, - говорит Кристен, - сейчас эта идея ближе всего моему сердцу».

Стюарт несет огромный груз на своих худеньких плечиках молодой женщины, недавно вышедшей из подросткового возраста. Но ее взросление - это подарок для любителей кино. Она сама сомневается, сможет ли она выбраться из сумеречной ловушки: «Сейчас все думают: «мы видели, как эта девочка играет в «Сумерках», но способна ли она на большее?». Другие же не соглашаются, поколение людей, для кого сплетни о Стюарт и Паттисноне не составляют ось всей жизни, а сумеречная сага - скорее греховное удовольствие, а не пылающая страсть, с нетерпение ждут, когда Кристен начнет играть взрослые роли. На экране особенно интересно наблюдать за ее спокойствием и многогранностью, качествами, которые заинтересуют многих взрослых женщин. «Она - одна из умнейших актрис, с которыми мне приходилось работать, - говорит Кондон, - У нее не только прекрасные технические навыки, но и чрезвычайно глубокий и серьезный подход к роли. Она обладает бесконечным потенциалом».