Джоан Харрис - "Тёмный ангел"
КнигиЯ прочла этот роман под его первым, изначальным, так сказать, названием - "Спи, бледная сестра". "Тёмный ангел" - это переиздание, так что суть, в общем-то, не меняется. А ещё это второй по счёту из романов Джоан Харрис, написанный значительно ранее знаменитого "Шоколада" (который я совершенно не люблю... может быть потому, что не люблю шоколад).
Генри Честер - художник и мечтает о славе, что понятно и, в принципе, простительно. С картин его почти всегда смотрит одна и та же девушка: бледная, хрупкая, почти безжизненная жена его Эффи. Ей восемнадцать, Генри много страше. Она - его идеал, точнее, была идеалом, пока он не осознал, что она живая и земная и не чужда страстей. С тех пор Генри пичкает супругу опиумной настойкой (вполне легально; во времена действия романа опиумом лечили расстроенные нервы, мигрени и много что ещё), заставляя проводить день за днём в безразличном полусне...

Роман интересен, но в то же время на удивление отталкивающ. Он оставляет не просто жутковатое послевкусие - после него хочется пойти и помыться (а ещё лучше - бахнуть пресловутой опиумной настойки и обо всём позабыть).
В этой истории никто никого не любит; вот разве что импозантная бордельмаман - свою много лет как покойную дочь, но и эта любовь так отравлена ненавистью к убийце девочки, что уже неясно, где грань и дочь ли любит несчастная или свои мечты о мести.
Мистика тут спетается с реальностью, оставляя липкое и невнятное чувство затянувшегося ночного кошмара. Концовка (бррр) всё это лишь усугубляет.
Мрачно, болезненно, неестественно, извращённо. И в то же время - не захватывающе, нет, скорее - затягивающе. Сделав шаг и взглянув на первую карту Таро (главы романа носят название этих древних карт - Отшельник, Повешенный, Любовники и т.д., что подчёркивает мистичность и неотвратимость происходящего), читатель вряд ли устоит перед искушением рассмотреть всю колоду.
Любопытство губит кошку, помните об этом. Роман определённо не оставит вас равнодушными, но он действительно не самая приятная вещь - холодный, жестокий и неожиданно эротичный (никаких, разумеется "он вхдохнул, она затрепетала", я вас умоляю). Он от начинающего на тот момент автора, он "сырой", но в нём есть некая отравленная изюминка.
Итак, Эффи была совсем ребёнком, когда на прогулке её - невесомую, бледную, тихую - увидел Генри. Генри тогда заплакал от переполняющих его чувств, ведь перед ним был его ангел, идеал его чистоты. Вот только Генри скрывает нечто постыдное и нечто жуткое, а ангел его окажется тёмным. Впрочем, это сам Генри запачкает и очернит его.
Интересно?
Ну... я предупреждала;)
