Любой ребёнок воспринимает среду, в которой растёт, как естественную. Среда, отношения между окружающими, их отношение к нему, широкий или ограниченный социум - всё это, безусловно, наложит отпечаток на его развивающуюся личность, но он будет - до поры, конечно, - считать, что всё окружающее его нормально. Дети рождаются и растут везде: в любви и достатке, в голоде, войнах, беспросветной нищете.
Хелена выросла на болоте. Папа воспитывал её в строгости, но учил всему, что знал сам, - охоте, чтению следов, маскировке. Загруженная домашним хозяйством в весьма примитивных условиях мать была скорее равнодушна к дочери. Семья жила в полной изоляции от других людей, хотя до цивилизации было подать рукой.
Хелене было 12, когда она узнала, что её отец сексуальный преступник, а мать - его пленница. Тогда её мир рухнул, а на его обломках с огромным трудом возник новый, обычный и привычный для нас.
Болотного царя - как прозвала преступника любящая броские ярлыки пресса - всё же изловили и присудили к пожизненному. Хелена выросла, сменила фамилию, вышла замуж и родила двоих дочерей, но не смогла уехать далеко от болота, на котором выросла. Жизнь вошла в привычную колею - природа за окном, звонкие голоса играющих дочек, ягодный джем на продажу, спокойный, скорее счастливый, брак.
Так длилось до дня, когда хитроумный Болотный царь сбежал из-под стражи. Хелена уверена - он идёт за ней. В конце концов, это именно она выдала его властям. Хелена знает: её и её семью не защитит никто. Болотный царь растворится в болоте, сольётся с ним - и войдёт в её дом. Он считает, что знает болото лучше всех. И это почти правда.
Книга довольно интересная, небольшая по объёму и нелинейная, а нелинейное повествование я люблю. Хелена маленькая и Хелена взрослая настолько разные, что очень интересно наблюдать, как от страницы к странице юная Хелена делает шаг - и приближается к своему взрослому воплощению.
Немного раздражала некоторая затянутость отдельных сцен, хотя так максимально близко передаётся монотонность болотной жизни. Очень сильно - особенно в конце - раздражала наивность (в которую не хочется верить - в детстве героиня была очень деятельным и последовательным ребёнком) выросшей Хелены и её альтернативная логика.
Сюжетная канва и противостояние отца и дочери (не столько даже открытое, которое на последних страницах, сколько скрытое в тех главах, которые идут под грифом "Хижина" и отражают прошлое) очень интересны, но психологические мотивы (и Хелены, и её матери... про отца промолчу - маньяк на то и маньяк, чтобы выстраивать неестественно искажённые причинно-следственные связи, и родителей матери, решивших обогатиться на трагедии дочери) кажутся мне очень слабыми и притянутыми автором за уши для удобства развития запланированного сюжета.
В общем, мне книга показалась довольно слабой, но чтобы пощекотать нервы сойдёт.
Зы. Название и отчасти сюжет перекликаются с одноимённой сказкой Ганса Христиана Андерсена. Сказка не из популярных, чем я, в принципе, не удивлена: она длинная, запутанная, прохристианской тематики, хотя интересные моменты (например, относительность времени, которая в свою очередь напомнила мне "Роканнон" ле Гуинн... впрочем, остановлюсь, а то сейчас потащит по ассоциациям) там тоже есть.
Цитаты:
1.Мое мнение о погоде на нее никак не повлияет, так какая разница, что я о ней думаю?
2. Родитель не должен иметь любимчиков среди детей, но иногда это сложно.
3. Чем диковиннее история, тем охотнее в нее верят.
4. Мне всегда казалось забавным то, что мобильным телефоном нельзя воспользоваться именно там, где он скорее всего может понадобиться.
5. Старые привычки умирают медленно.
6. Трудно скучать по тому, чего не знаешь.
7. Мама сшила мне куклу. Она набила высушенным рогозом одну из моих старых пижамок, вставила в оба рукавчика по пять веток и связала их вместе, чтобы они выглядели как пальцы, а голову смастерила из старого отцовского носка, нарисовав на нем углем кривую ухмылку. Да, кукла действительно была такой страшной, как вам кажется.
8. Одно из преимуществ жизни в изоляции, о котором никогда не задумываются, заключается в отсутствии вирусов
9. Все люди разные. Сделать то, что должен, один человек может, а другой не в силах.
10. Нет ничего уродливее, чем вырубленный лес.
11. Когда умрет последнее дерево, высохнет последняя река и будет поймана последняя рыба, тогда белый человек поймет, что деньги есть нельзя. (индейская пословица)
12. Мы не наследуем землю у предков, мы берем ее в долг у наших детей. (индейская мудрость)