«Эпидемия» (сериал) + «Вонгозеро» и «Живые люди» Яны Вагнер
Сериалы
«Вонгозеро»
«Живые люди»
Мой отзыв на книги от 29.05.2015 года
Я прочла и впала в ступор. Впала настолько, что следом стала читать совершенно легкую вещь с боевыми сценами и монстрами из космоса. Мне просто нужно перезагрузить нервную систему, дав ей что-то простое и понятное, ибо «Вонгозеро» и особенно «Живые люди» оказались чем-то особенным, показали мир под иным ракурсом... оказались необыкновенно тяжелой книгой. По той самой «тяжести» я ставлю их в один ряд с «Историей с продолжением» и «Будущим». И еще я знаю, что эту книгу я не забуду. И впечатление от нее не забуду. Сильная вещь. Талантливая. Потрясающая. Потрясающе тяжелая.
Синопсис довольно прост и его, пожалуй, все знают: Начинается эпидемия болезни, похожей на грипп. Карантин не действует - инфекция распространяется по всей планете (да здравствуют торговые связи и трансконтинентальные рейсы!), население вымирает, остатки цивилизации стремительно погружаются в хаос. На фоне этого разгула апокалиптики несколько человек, связанных кровными, семейными и дружескими узами пытаются выжить. Выжить же в новых условиях можно лишь в одном случае: уехав туда, где нет заразы... туда, где нет людей. Именно поэтому столичные жители направляются к карельскому Вонгозеру...
Первая книга - это все-таки экшн. Дюжина дней напряженной дороги, борьба за каждый километр. Страх не доехать. И страх - доехать. Ибо что ждет в конце пути... Крохотный домик... отсутствие тепла, электричества, еды, топлива и медикаментов... неприветливая природа, в которой они совершенно не умеют выживать... пустые дни, тяжкая работа, сложнейшие межличностные отношения...
В «Вонгозере» главными врагами становятся люди. Люди - как потенциальный источник смертельной заразы. Люди, которым жизненно необходимо то, что есть у тебя...
В «Живых людях» все становится еще сложнее. И замкнутые в теснейшем пространстве, без привычных удобств и отвлекающих факторов, герои начинают конфликтовать между собой. Жизнь превращается в череду мелких и не очень трагедий. И эта часть еще сложнее первой.
Послевкусием осталось - ощущение полной и окончательной безнадёги.
Язык достаточно специфичен: длинные-длинные предложения-периоды, постоянный внутренний монолог главной героини. Критика давно окрестила произведения «Апокалипсисом от Анны». Пожалуй, лучше и не скажешь.
Очень тяжелая книга. Очень. Хорошая. Но рекомендовать не осмелюсь.
«Эпидемия» (сериал)
далее мой текст от 23 июня 2021 года
СЕЗОН 1
Ровно все то же самое, что говорилось мной о книгах, можно сказать о сериале, только там это еще рельефнее, атмосфернее и в конечном итоге страшнее относительно книги, потому что нагляднее.
Сюжет изменили в деталях, опять-таки наглядности для. В частности, перекомпоновали спасающихся таким образом, чтобы спровоцировать максимальное количество конфликтов дать возможность сложиться максимальному количеству любовных пар и треугольников. Например, у соседей главных героев, у которых в книге маленькая (и, кажется, слегка отсталая дочь) теперь дочь - сложный тинейджер. Сын Анны стал старше книжного, и он аутист. То есть, и так спасаться в заданных ситуациях условиях крайне сложно, а состав группы еще более уменьшает шансы на благополучный исход. В группе, кстати, кроме разновозрастных детей и бывше-настоящих жен одного индивидуума есть еще склонный к срывам алкоголик и беременная женщина.
Зараженные тоже выглядят весьма эффектно, но фильм все же не ужастик, точнее, ужастик, конечно, но социальный. Смотришь и, в общем, веришь, что эпидемия, особенно если власть по каким-то причинам, не удержится и даст слабину вполне может начать развиваться по таким законам. Одному закону: человек человеку волк. Баланс между необходимостью выживать небольшими группами и опасностью заражения/борьбой за крайне ограниченные ресурсы очень быстро будет утерян. Цивилизованность большинства из нас штука весьма ненадежная. И выживут только любовники наибольший шанс выживаемости будет у близкородственных кланов. Хотя... это, видимо, закон жанра, в сериале дают надежду на ... ну не на хэппи-энд, конечно, но на шанс исцеления (впрочем, естественные иммуны были и в книге: они есть при любой эпидемии, иначе наш вид давно вымер бы)
В книге, как мы помним, был нескончаемый монолог Анны. Здесь он (снова для зримости, ну и для сюжетных ходов немножко) заменен на подробнейший дневник, который Анна ведет, несмотря ни на что.
Конец сезона остался открытым, но, кажется, это тот самый случай (как в «Соснах»), когда второй сезон останется на совести сценаристов, потому что литературный материал в снятое вошел практически полностью. «Сосны» сценаристы не осилили. Осилят ли «Эпидемию» увидим (надеюсь) в будущем.
СЕЗОН 2
Хорошие люди умирают первыми. (с)
Как я уже говорила выше, практически весь литературный материал, пусть и с некоторыми изменениями (особенно касаемо концовки, в которой совершенно неожиданно за скобки вывели абсолютно других героев) вошел в первый сезон. В сезоне втором сценаристы пустились в вольное плавание, ограниченное разве что стилистикой и своеобразной логикой постапокалиптического сюжетного мира.
... локацию, которая в книге называлась Вонгозером, к началу первой серии они покинули два месяца назад по сюжетному времени, и зритель становится свидетелем почти бесконечного (сначала цели нет, есть только путь) путешествия группы людей по умирающему (или, напротив, возрождающемуся в отсутствие человека - это как еще посмотреть) миру. Таким образом, перед нами роуд-муви в условиях постапокалипсиса, что само по себе не ново, стоит вспомнить хотя бы «Дорогу» Кормака Маккарти и ее впечатляющее сценическое воплощение. Создатели сериала обозначают часть первую как условный ад, а вторую - в классической, но неправославной традиции - как чистилище. Теоретически должна случится еще и часть третья (видимо, рай), зачин для нее дан в конце второго сезона.
Для обострения конфликтов и чтобы наглядно продемонстрировать, как по-разному ведут себя люди в процессе гибели мира и последующего отчаянного выживания, в сюжет введена еще одна небольшая группа, не связанных родственными узами людей, среди которых имеется одна слабо говорящая по-русски иностранка. Группы связывает наиболее приспособленный к выживанию в имеющихся условиях персонаж (военный), становящийся своеобразным проводником.
Некоторые книжные элементы здесь узнаваемы, но значительно обыграны: неговорящая книжная дочь Лени и Марины становится замолчавшей от пережитого шока дочерью погибшей сектантки; поезд, за которым шли герои книги в самом конце «Живых людей» превращается в остановившийся посреди леса вымерший состав - прибежище одержимого навязчивой идеей паломника et cetera, et cetera.
Я встречала разные отзывы, в том числе достаточно много резко отрицательных, но лично у меня происходящее на экране отторжения не вызвало: мне было интересно от начала и до конца,хотя по поводу некоторых событий хотелось потребовать у сценаристов и постановщиков альтернативно реальности.
Важным является отсутствие своеобразного «закадрового голоса» первой части; события больше не преломляются через видение Анны - отныне зритель создает сугубо самостоятельное мнение относительно них.
Цитаты
1. Хорошие люди умирают первыми.
2. - Мы тебя отвяжем, когда ты докажешь, что ты без сюрпризов.
- В смысле?
- Что ты адекватный.
- Ну хотите, Цоя спою. (Тарас, Чингиз и Женя)
3. Мир разорвётся, если не помогать. Кто-то же должен сшивать этот мир. (Нойда Лаки)
4. Мы делаем всё, что возможно в ситуации, к которой никто не был готов. (Генерал Павел Дегтярёв)
5. - Откуда здесь китайцы?
- Откуда... Из Китая! (Марина и Лёня)
ЭПИДЕМИЯ: ФИЛЬМ О СЕРИАЛЕ
То, что на сайте позиционировалось как заключительная серия сезона, оказалось историей его создания. Я не очень люблю такие вещи, но подумала, что смотрела когда-то подобное про «Теорию Большого взрыва», так что почему бы и не да)
Опыт оказался довольно интересным в том плане, что позволил увидеть съемочный процесс со всеми его прогнозируемыми и внезапными проблемами, изнутри.
Впрочем, куда более интересным для меня стали короткие разноплановые интервью с актерами, позволившие увидеть их с совершенно других, неочевидных в сериале сторон: и Ира абсолютно не замороженная рыба, и Полина далеко не дура... а уж то, как удачно удалось актеру перевоплотиться в убедительного аутиста, может вызывать только восхищение.
Показательно, что съемки второго сезона пришлись на самый пик пандемии. Пожалуй, это добавило нюансов в воплощение задумки.