Уборка. Поиграем?
До появления детей в доме поддерживать порядок в квартире легко. Обычно для этого пыльного занятия взрослые выделяют субботу или воскресенье. Однако с рождением карапуза жизнь кардинально меняется. В том числе хорошо организованное пространство. Помню, в детстве я зашла в гости к своей подруге, а она как раз решила до прихода мамы помыть всю посуду и почистить картошку. Нам было по 13 лет. Я просто опешила! Не то чтобы я никогда не помогала своим родителям, но вот так просто, по собственному желанию, почистить картошку вместо того, чтобы поиграть? Да нет, что вы?! Лучше поиграю! Теперь, когда у меня по квартире носится маленькое неугомонное чудо, я мечтаю о том времени, когда оно самостоятельно будет за собой убирать и помогать мне по хозяйству. Однако я прекрасно понимаю, что для исполнения заветной мечты надо уже сегодня, когда ребенку два года, прилагать огромные усилия для воспитания маминого помощника.
Начальный этап
В идеале у каждого ребенка должно быть свое пространство, где он может реализовывать свое видение мира. Вполне возможно, что опрокинутый стул для малыша служит целым локомотивом или даже подводной лодкой. Хотя нам, родителям, он мешает ходить из комнаты в комнату. Создав творческий беспорядок, ребенок через некоторое время захочет заняться чем-то другим, к примеру, пойти погулять на улице. И вот здесь наступает удачный момент договориться с ним, что перед прогулкой необходимо убрать в своей комнате. Еще лучше – устраивать часы порядка перед сном каждый день в одно и то же время. Это учит дисциплине и самоорганизации.
Но что делать, когда семья ютится в однокомнатной квартире? Когда одна маленькая комната является целой вселенной для всех? Тут и детская, и спальня, и гостиная, и рабочая зона? Как поддерживать порядок в таких условиях?
Обо всем этом я задумалась, как только малыш научился ползать. Естественно, в возрасте 6–7 месяцев карапузу вряд ли можно толково объяснить, что после себя нужно убирать, поэтому до года функции уборщицы и блюстителя порядка полностью лежали на моих плечах. А вот после года заметила в ребенке тягу повторять все мои действия. То есть я мою полы, и малыш требует тряпку, чтобы делать то же самое. Именно на этом этапе стоит уделить внимание такой горячей теме, как наведение порядка в доме. Но к этому я пришла не сразу. Сначала мучила себя каждодневной уборкой.
Система Флайледи
Как только ребенок начинает активно познавать мир, взрослое организованное пространство трещит по швам: там под ноги попадется машинка, тут пролитый компот, а на диване обнаруживаются куски каши… Можно не обращать на все это внимания и безропотно убирать, но даже у самой терпеливой мамы иногда все внутри закипает от беспорядка. А в этом случае уже страдают все. Заметив и за собой такую тенденцию, я решила экспериментировать.
Первоначально я отказалась от своей излюбленной схемы: убираем по субботам. То есть наводим порядок один раз и на всю неделю. Я стала убирать каждый день, каждый час, а потом и каждую минуту. Хватило меня ровно на неделю – и я сдалась.
Следующая идея, показавшаяся идеальной, – система Флайледи. В принципе, очень грамотная и продуманная схема: в день на поддержание порядка тратить всего 15 минут. Ежедневно выполнять только один вид уборки: или мыть полы во всей квартире, или протирать светильники, или чистить сантехнику (задания на каждый день можно найти на сайте flylady.ru). Однако и эта система с ребенком невыполнима. Убирать всего четверть часа в день заманчиво, но после обеденного перерыва все равно приходиться тратить минимум 10 минут на уборку кухни и детского стульчика. А ребенок ест не один раз в день. И не только ест…
Тогда я решила взять инициативу в свои руки – и попробовать приучить ребенка к труду и дисциплине. Благо возраст уже позволял.
Этап второй: знакомство с уборкой
В возрасте от года до двух дети любят подражать взрослым. Поэтому так часто в это время можно увидеть себя со стороны в поведении ребенка. Малыш перенимает все ваши действия осознанно, ведь он думает, что они идеально правильные. Не стоит упускать этот шанс приучить его к порядку.
Ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, если он проявляет инициативу. К примеру, если ребенок изъявил желание загрузить стиральную машинку, не отталкивайте его со словами: «Это опасно! А вдруг ты ее сломаешь?» Во-первых, так вы можете напрочь лишить его желания помогать. Во-вторых, он будет воспринимать машинку как что-то более важное, чем он сам. Ведь вы боитесь не за ребенка, а за поломку машинки. Позвольте ребенку быть вашей правой рукой. Если же опасения вас не оставляют, то пусть он не загружает, а подает вам грязные вещи. Так можно не только повысить его самооценку как помощника, но и в очередной раз обогатить его словарный запас. После такого полезного времяпровождения малыш с удовольствием поможет вам развесить все выстиранные вещи.
По такому же принципу можно приучать ребенка к кулинарному искусству. Конечно, не стоит малышу давать в руки нож, но вот вымыть фрукты или овощи он всегда будет рад. У меня с ребенком есть целый ритуал. Сначала мы ищем интересные рецепты в сети и выбираем два понравившихся блюда. Затем я предлагаю сыну выбрать одно, что он всегда делает с удовольствием. Так я учу ребенка принимать решения самостоятельно. Данное правило работает и с покупками в магазине, будь то детская одежда или продукты.
Окончательно решив, какое кулинарное творение мы будем сегодня готовить, начинаем подготовительный этап: достаем все продукты с подробным их изучением (название, цвет, фактура). Снова пополняем словарный запас ребенка. Затем придвигаем стул к рабочей поверхности, где ребенок может свободно наблюдать за процессом готовки, а также принимать активное участие: подавать, мешать, солить и просто баловаться. После того как подготовленное блюдо ставится на плиту или в духовку, принимаемся за уборку: малыш подает грязную посуду, выбрасывает мусор, протирает рабочую поверхность. С таким же энтузиазмом он будет расставлять посуду по местам, а затем аппетитно кушать. Ведь, по сути, он все приготовил сам!
Этап третий: закрепление
Ближе к двум годам дети воспринимают реальность через игру. Самое время включить фантазию и придумывать совместные занятия. К примеру, ребенок снова разбросал все игрушки по квартире. А осенью не только игрушки, но и каштаны, рябину, камушки. О ужас, как это все убрать? С помощью игры. Предложите малышу уложить все вещи спать, ведь они уже устали после бурной игры и им пора отдохнуть. Если действие происходит вечером, то ребенок после уборки и сам изъявит желание лечь в кровать.
Малыш отказывается вам помогать? Не огорчайтесь, он просто еще не наигрался. Договоритесь с ним: предложите еще десять минут игры, а по истечении времени начинайте вместе наводить порядок. Как правило, дети любят ежедневные ритуалы. Только повзрослев, они могут капризничать и требовать продолжения. В таких случаях психологи советуют предложить соревновательную игру: «Давай посмотрим, кто первым соберет все кубики, ты или я?» Можно сформулировать гипотезу: «Как думаешь, весь конструктор поместится в ящике?» Какой бы результат вы ни получили, не забудьте похвалить ребенка – он ведь очень старался!
Постепенно участие родителей сокращается. Теперь вы просто просите ребенка складывать вещи на свои места. Как правило, это происходит ближе к 4–5 годам. Но даже в таком возрасте ребенок еще может путать, где что лежит. Не стоит огорчаться и настаивать на идеальном порядке, главное, что малыш пытается и старается выполнять ваши просьбы.
Если же вы еще стремитесь к совершенству, помогите ребенку запомнить порядок действия. Для этого можно нарисовать напоминалку или таблицу. Если ребенок еще не умеет читать, запишите все указания на диктофон. Слушая ваш голос и, возможно, приятную фоновую музыку, он будет убирать гораздо охотнее, чем если бы вы его поучали.
Кстати, в 4–5 лет ребенка можно знакомить с часами – это тоже сыграет свою роль при уборке. Вы можете заводить таймер или же оговаривать время, за которое он должен навести порядок. Тут вам и соревновательный момент, и познавательный. Особенно такой подход оценят мальчики.
Этап четвертый: заключительный
Со временем ребенок может сам проявлять инициативу: поливать цветы, протирать зеркала, пылесосить, накрывать на стол. К слову, мой почти двухлетний сын обожает поливать цветы и развешивать белье. После полива, конечно, приходится мыть полы, а белье мы развешиваем гораздо дольше, но я прекрасно понимаю, что это только во благо. Повторим еще раз: как только ребенок захочет что-то сделать самостоятельно, никогда не отталкивайте его! Пусть процесс будет долгим, а результат не всегда совершенным, но сейчас это не самое главное. Гораздо важнее, что ребенка привлекает и увлекает игра «Помоги маме». Не забывайте восхищаться его помощью, рассказывайте друзьям и близким о замечательном помощнике! Благодаря таким действиям в подростковом возрасте малыш наверняка будет не только поддерживать порядок в своем уголке, но и помогать вам по хозяйству. Чего, собственно, мы и добивались.