Попалась на глаза статья: "Когда ребенок бьет маму" очень хорошо написано!
Агрессивность у детейВ разные моменты развития и роста ребенок полутора - трех с половиной лет начинает проверять границы дозволенного, в частности таким способом. Бьет, щиплет, кусает, дергает за волосы маму, папу, бабушку. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей.
Что делать? Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого достаточно.
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что Вам больно и Вы не хотите, чтобы он Вас бил.
2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку.
3. Если в этот момент ребенок находится у Вас на руках, после второй попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что Вам не приятно такое обращение и на таких условиях Вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов.
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук Вы действительно его расстроили.
5. Если после того, как Вы взяли малыша на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, ЧТО КОНКРЕТНО Вам не подходит. Важно найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а его поведение недопустимо.
6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если Вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил – выйти из комнаты.
8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение – не самый удачный способ привлечь внимание и, главное, что он не работает.
9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает 2-3 недель.
Классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением:
1. «Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
2. «Притвориться плачущим» - это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то еще и то, как мама что-то изображает само по себе «развлечение». Особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То же самое, что и п. 2 касается крика, воплей боли и т.д. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.
4. Стыд. Как тебе не стыдно и т.д. Стыд это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово.
В начале статьи я писала, что это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.
Автор: Анастасия Уманская, психолог
Что делать? Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого достаточно.
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что Вам больно и Вы не хотите, чтобы он Вас бил.
2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку.
3. Если в этот момент ребенок находится у Вас на руках, после второй попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что Вам не приятно такое обращение и на таких условиях Вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов.
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук Вы действительно его расстроили.
5. Если после того, как Вы взяли малыша на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, ЧТО КОНКРЕТНО Вам не подходит. Важно найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а его поведение недопустимо.
6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если Вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил – выйти из комнаты.
8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение – не самый удачный способ привлечь внимание и, главное, что он не работает.
9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает 2-3 недель.
Классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением:
1. «Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
2. «Притвориться плачущим» - это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то еще и то, как мама что-то изображает само по себе «развлечение». Особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То же самое, что и п. 2 касается крика, воплей боли и т.д. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.
4. Стыд. Как тебе не стыдно и т.д. Стыд это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово.
В начале статьи я писала, что это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.
Автор: Анастасия Уманская, психолог
Лена
Спасибо большое, чисто случайно наткнулась на статью, а как вовремя у нас сейчас такой период как раз начался.
04.08.2011
Ответить
Оксана
Да уж!!! ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО за статью!!! Будем пробовать, а то, как выяснилось, мы все делаем из раздела Классические ошибки... Устали жутко от побоев, кусаний и щипаний!!!!
21.06.2011
Ответить
Ирина
мы такие же, заитые, защипленые и закусанные родители(((( и повторяем все классические ошибки((( пытались по правильным пунктам, но у нас слезть с рук, значит бежать дальше и крушить все вокруг....
22.06.2011
Ответить
Кира
попробуйте решительные меры, к примеру: не обращать внимание на него, когда будет к вам подходить отодвинуть и пойти дальше - показать как вам не приятно, что вы устали уже это терпеть; объяснить ему, что терпели только от любви к нему, и перевести все на его счет: ты себя любишь? тебе так приятно будет,если я ни стого ни с сего подойду и ударю и т.п. тебя, а маму любишь? и мама себя любит и больше такого терпеть не будетдумается, сработает ;)
22.06.2011
Ответить
Ирина
у нас параллельно с драками есть еще такой момент: на улице нам закладывает уши, мы не слышим ни кого. Нам надо бежать в пруд, на дорогу и так далее, мои просьбы, крик и ор его не останавливают... он просто не слышит, или игнорирует. когда я его вылавливаю, и пытаюсь объяснить спокойно почему нельзя, пытаюсь отвлечь на что то другое, сынуля начинает орать, драться, меня бить, кусать, щипает за лицо, может попасть в рот и десну захватить(((( бьет по голове, мы пытаемся держать руки, но он начинает махать головой, выгибаться, падать на землю... когда отпускаешь, то просто бежим дальше. начинается просто истерика, я пытаюсь его засунуть в коляску, получается тоже самое... сил моих больше нет, последняя наша прогулка по лесу закончилась моими слезами,..мы прнеслись домой, я рыдала, а Макс тихо играл в сторонке и пытался меня зацеловать, заглядывая в глаза
как справиться? у меня уже просто нет желания ходить на дет площадки, просто стыдно перед родителями, хотя всенгда подхожу и извиняюсь.... ушли шулять в лес, встретили дедушку с девочкой, Макс подбежал к ней, и схватил ее за лицо, причем я даже не знаю, где он так научился: хватает за лицо, а большими пальцами в глаза попадает((((((((( хожу как цербер и тень за ним.... я просто боюсь, что травмирует других людей(((((
простите что так много написала, но уже крик души(((( я не знаю как быть, если дома ребенок послушнейший
22.06.2011
Ответить
Кира
про много - все ок ;)он просто бежит и все? или его что-то именно привлекает? из всего рассказа я поняла, что ему нравится ваша реакция - по всей видимости, он это все воспринимает как игру (я про бег), деткам она очень нравитьсяможно дома попробовать поиграть в догонялки, вполне возможно, что именно причина в этом, так сказать азартпо поводу драк - психологическое взросление, как раз в этом возрасте и познается: ненависть, злость и т.д. может подействует ответная реакция, прям такая же, в тот момент, когда не ждет и именно с той же силой - после объснить, когда успокоится, что от с другими поступает такжепопробуйте мож еще в голову придетудачи ;)
22.06.2011
Ответить
Ирина
спасибо большое за поддержку))
дома играем, на улице играем в догонялки) но видимо мало)))
пытаюсь держать себя в руках, и делать все по уму) но ведь нервы не всегда выдерживают
будем стараться)
всем запретила даже пальцем трогать в плане наказания( потому что стал когда я что то не разрешаю шлепать меня по попе))), но вот кусаться мы отучились именно ответной реакцией))))) я даже забыла про это. но я его в ответ кусала)) конешно случается, но в разы реже, чем было
но вот прилюдно бить его также не хотелось бы) люди то ведь видят только кусок проблемы и начинают осуждать
ой, сколько работы предстоит и по разным направлениям)))
22.06.2011
Ответить
АНЮТКА
спасибо за статью! для нас как раз эта тема актуальна! И меня бьет и его на улице бьют(
21.06.2011
Ответить
Кира
рада помочь ;)может вам поможет: я сына сначала учила не бояться и говорить: но, но! (при этом пальчиком грозить) - чтобы знали заранее, что удар просто так не пройдет) и потом, если не понимает и ударил, во второй раз дать сдачи - сразу скажу, до второго раза не доходило, как правило все происходило у меня на глазах я просто подходила и объсняла тому малышу, который на нас замахивался: если не хочешь, чтобы с тобой поступили так - не делай, помогало )сыну почаще говорите какой он сильный растет и большой, уверенность больше будет у него - тоже помогает )удачи вам! ;)
21.06.2011
Ответить