Кто кого воспитывает? :)
Воспитательные моментыИтак, в семье рождается малыш… Поначалу это что-то очень родное, маленькое, беспомощное и постоянно нуждающееся в нашем уходе, заботе, внимании и т.д. Но проходит месяц-два и мы начинаем замечать, что малыш уже умеет очень эффективно нами управлять. Во всяком случае, требовательные крики заставляют нас бросать все дела и брать его на руки, когда нашему чаду надоедает лежать в одиночестве и смотреть в потолок. Внимание! В это самое время ребенок начинает осваивать первые навыки манипуляции… ![]()
Думаю, никто не сомневается в том, что дети абсолютно осознанно, уже с первых месяцев своей жизни вырабатывают у нас, родителей, четкие условные рефлексы. Я думаю, что такое поведение заложено в них Природой на генетическом уровне — как еще им можно обратить внимание родителей, если что-то не в порядке? Только криком и, причем, очень громким! Это вопрос выживания.
Что происходит, когда малыш чуть-чуть подрастает? Во-первых, он уже четко знает, что самый действенный способ влияния на родителей — это крик (плач). И если раньше он применял этот метод воспитания родителей по «уважительным причинам» (хотел есть, хотел спать, болел животик, нужна была мама рядом), то теперь список «уважительных» причин заметно расширяется. Не дали уронить чашку на пол и посмотреть, как она красиво разбивается — плач, не разрешили налить молоко в папины ботинки — плач, не дали выбросить мамин телефон с балкона — плач… Даже если плач иногда не «прокатывает» с родителями, то на бабушку с дедушкой он действует безотказно. ![]()
Я наблюдала за многими малышами, причем, уже осознанно, когда была опытной, взрослой мамой, и могу с уверенностью сказать: по моим наблюдениям, уже с 6-8 месяцев дети совершенно сознательно начинаютпроверять своих родителей «на вшивость». Уж извините за такой сленг, но это действительно так! То есть, любой малыш, подчиняясь древнейшим инстинктам, еще до года!, начинает «сканировать» свою семью, проверяя, кто в ней главный, кого надо в первую очередь слушаться, кем можно манипулировать и каково его собственное место в этой «стае». ![]()
И если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас уважал и прислушивался к вашему мнению, когда вырастет, начинайте обращать внимание на его способность к манипуляциям хотя бы с года. Не поверите, но если упустить это из процесса воспитания в первые годы жизни ребенка, дальше может быть уже поздно — сейчас даже дети другие, более быстрые и более талантливые и в этом, и во многом другом
.
Вот здесь, как раз, и начинается самое сложное, да? Нам с вами нужно с одной стороны минимально исключить возможность собой манипулировать, а с другой — оставаться внимательными, заботливыми и любящими родителями. Неразрешимая задача? Нет, на самом деле все очень просто и решаемо!
Итак, давайте вспомним, что же мы с вами хотим получить в результате воспитания нами наших детей. Каковы наши цели воспитания? Мы хотим:
1. Чтобы наши дети выросли хорошими людьми. Я понимаю, что это очень размытое понятие и каждый может вложить в него все, что угодно. Но, тем не менее, мы все равно этого хотим ![]()
2. Чтобы наши дети нас любили. Причем, не когда у нас есть деньги или квартира, которую можно разменять, а всегда и безусловно (то есть, без каких-либо условий)
3. Чтобы наши дети нас уважали. Вспомните, пожалуйста, сейчас тех людей, которых уважаете вы сами и подумайте, за ЧТО вы их уважаете.
4. Мы хотим, чтобы наше мнение было для наших детей важным. Чтобы наш сын (или дочь) приходили к нам и говорили: «Я хочу сделать то-то, но сначала я хотел бы посоветоваться с тобой, потому что мне важно твое мнение». Точно знаю, что многие родители мечтают о таких отношениях с детьми, но увы… Таких отношений у них нет.
Так вот, мои хорошие. Именно об этом нужно думать, когда ваш ребенок в очередной раз устраивает истерику в любом виде или просто мегажалобно плачет по поводу не купленной ему игрушки, выключенного телевизора, отобранной конфеты или чего-нибудь еще. Чего-нибудь, что для ребенка или совсем не нужно, или вредно, или просто не вовремя.
Тема воспитания всегда будет оставаться вечной. Но, на мой взгляд, суть ее крайне проста: во-первых, дети не обращают внимание на то, что мы им говорим, во-вторых, они всегда очень внимательно следят за тем, что мы делаем. И еще. Если дети понимают, что родителями можно легко манипулировать, родителям авторитет у детей заработать просто нереально. Почему? Да потому что мы сами подобных людей, которыми легко управлять, считаем «тряпками», верно? И если уж будем брать кого-то себе в «авторитеты», то точно не их.
Как же все эти принципы воспитания воплотить в реальные отношения нас и наших детей? Давайте рассмотрим конкретный пример. Представьте: в данный момент вы считаете, что ребенок уже достаточно провел времени за телевизором и дальше сидеть перед ним для ребенка просто вредно. Поэтому, вы выключили телевизор и ваше любимое чадо сейчас лежит на полу, стучит ногами (а, может, и головой) по ламинату и очень громко плачет. Может быть, даже настоящими слезами… И, может быть, уже очень долго…
Итак, наши действия? Если интересно, продолжение можно почитать в . 
