Ох уж эта вредная привычка хвалить детей!
Воспитательные моментыРешила написать небольшой очерк по этой теме т.к. в последнее время постоянно натыкаюсь на разговоры о том, как вредно хвалить детей, особенно как вредна оценочная похвала (употребление слов "молодец", "умница", "как здорово/хорошо у тебя получилось" и тд.). Есть масса статей, исследований по этой теме и вроде как считается это уже доказанным фактом. С примером такой статьи и моим и ранними комментариями по этому поводу можно ознакомиться, например, здесь ссылка
Я раньше много и развернуто писала по этому поводу, а именно о безконтекстности таких исследований и сделанных выводов, но вот поражает меня то, насколько люди/родители с радостью и готовностью "вешают всех собак" на эту несчастную "оценочную похвалу". Поняла, что нужно вернуться к этой теме и сформулировать основной посыл короче, четче и более универсально.
Фиксируясь на влиянии похвалы на ребенка, исследователи и последователи забывают о гораздо более важной и принципиальной вещи - о безусловном принятии ребенка взрослыми! БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ - вот что важно на самом деле, а не то, какими словами хвалить своих детей. Когда ребенок знает, уверен, что его любят и принимают ЛЮБЫМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ, А ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ, никакия оценочность в привычке хвалить просто не сможет стать причиной глубоких нарушений в развитии психики как то апатия, абулия, зависимость от похвалы, неуверенность в себе и т.п. Наоборот, похвала может стать очень хорошим помощником в формировании у ребенка адекватной самооценки, знании своих сильных сторон и удержании фокуса внимания на них, ведь как известно, куда внимание - туда и энергия. На что в ребенке родители "льют" больше всего внимания, то в нем и активнее "расцветает".
Чтобы было понятее, как это реализуется конкретно, приведу пример.
Вот читаем мы с дочкой книжку с заданиями. Я ей задания озвучиваю, она их выполняет. Если выполнила правильно, я могу сказать:
- Правильно, умничка моя! (чмок - почелуй, обняла, погладила).
Если она ошиблась, говорю:
- Нет, солнышко мое, неверно (снова поцелуй, обняла, погладила. И теперь рассказала как правильно).
Т.е. невербальная реакция (жесты, тактильные ощущения) и частично вербальная (интоннация голоса - а это гораздо важнее для улавливания мозгом, чем смысловая нагрузка слов) - ОДИНАКОВЫЙ!
Как результат - у ребенка формируется представление, что он принят безусловно, вне зависимости от достижений. И это база отношений. Похвала - это "дополнительные плюшки", возможность акцентировать внимание ребенка на чем-то.
О важности безусловного принятия для правильного формирования психики ребенка можно и нужно говорить очень долго, т.к аспектов этого множество. Здесь я коснулась лишь его связи с похвалой.
Важно помнить, что потребность в безусловном принятии для ребенка - врожденная! Она стоит в одном ряду с потребностью в еде, сне, безопасности и др. базовыми. Поэтому хочу подчеркнуть, что при выборе конкретных методик и стилей воспитания, стоит помнить, что они все должны ложиться на прочный фундамент удовлетворения врожденных, базовых потребностей и ожиданий маленького человека.