Некоторые ошибки взрослых, затрудняющих дальнейшее развитие речи ребенка:
Статьи, ссылки, литер-ра про детей1. Ограничение речевого общения называнием знакомых предметов.
Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это происходит в том случае, когда единственным приемом развития речи является прием «Скажи, повтори», т.е. под влиянием образца взрослого. Ребенок усвоил, что каждый предмет называется определенным словом, т.е. у него формируется умение в пассиве соотносить предмет с его словесным обозначением, но в реальном взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. У ребенка нет понимания того, что для удовлетворения своей потребности в общении можно и необходимо, кроме жестов и мимики использовать слово. В этом случае взрослому необходимо:
* включить в предметные действия активное использование речи;
* организовать сотрудничество по типу «давай вместе…»;
* создавать ребенку необходимую питательную речевую среду (книги, пластинки и т.д., а так же пособия, они как раз направлены на обогащение речи ребенка.
2. Недостаточный опыт общения со взрослым будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослым. Взрослые сводят свое общение с ребенком до минимума.
3. Преобладание в речи взрослого при общении с ребенком «детских слов».
Стадия активной речи у ребенка начинается с так называемой автономной речи, когда ребенок использует аморфные слова — корни, затем использовать звукоподражания и облегченные слова. К 1г.6м. ребенка нужно побуждать к называнию общеупотребительных слов. Если на этом этапе взрослый в общении с ребенком продолжает пользоваться «детскими словами» или сюсюкать, искусственно коверкая свою речь под детский лепет, не давая образца общеупотребительных слов, у малыша происходит замедленное развитие произносительных навыков и развития речи в целом.
4.Ошибка предвосхищения.
Часто близкие взрослые, стремясь показать свою любовь к ребёнку, угадывают каждое желание малыша по первому взгляду и звуку и тут же стараются удовлетворить все его потребности. Возникнет ли у такого малыша необходимость заговорить? Ответ один — нет. В таком случае у ребенка исчезает стимул, потребность заговорить первым и сформулировать свои желания словом: зачем говорить, если тебя и так понимают.