2 года + 1 месяц
Растем и развиваемсяНикак было не сесть и не написать, чему же мы научились к двум годам. Теперь уже кристальной точности не добиться, напишу по состоянию на сегодня.
Дальше будет длинный текст про все, что смогу вспомнить, и фотографии с нашего дня рождения.
Рост 88 см
Вес 11.8 кг
Про день рождения.
Отмечали дома, позвали двух Мириных друзей с мамами, устраивали конкурсы для малышей, водили хороводы, дарили подарки, задували свечи, пили чай с тортом (испеченным мной из гипоаллергенных продуктов). В общем, был самый настоящий веселый детский день рождения. Вдохновил меня на это наш любимый Бобо, день рождения которого в книжке проходил как раз по такому сценарию, разве что без конкурсов.
Про здоровье.
Продолжаем бороться с нашей аллергией. Высыпания остаются только на щечках, иногда поярче розовые, иногда практически телесного цвета, в последние пару месяцев прибавилась сухость на ягодицах.
Довольно часто бывают простудные заболевания, но радует, что обычно ограничиваемся одними соплями. Температура бывает редко, если подхватим именно вирус. Меня такое положение дел несколько обескураживает, т.к. везде пишут, что чем меньше ребенка кутаешь - тем он здоровее. Я же с рождения дочь одевала легко, закаляла как могла, обливаю холодной водой после купания, никогда не кутала, дома всегда бегает босиком, парник дома не устраиваю. И при этом стабильно раз в два месяца у нее сопли от переохлаждения. Ттт, что не идет дальше соплей. Но и отменным здоровьем это не назовешь. В последнее время стала на улицу ее прям кутать, и она явно не перегревается там. Видимо, сама по себе она мерзлячка. Вечно холодные руки и ноги после прогулок. Даже в комбинезоне керри 330г на флисовую поддеву и в сапогах викинг на шерстяные термоноски при -10 градусах.
Зубов 16, последние 4 о себе пока не заявляют.
Про сон.
Примерно с 1г и 9 месяцев спит в отдельной кроватке, но засыпает только на груди, поэтому ложусь к ней в кроватку, а потом встаю и ухожу. Кроватка стоит в нашей комнате, у противоположной стенки. Ночью так же ложусь к ней кормить. Просыпается в среднем два раза за ночь - около 12 и около 4 утра. Утром приходит в нашу кровать, сосет, и можем еще там поспать вместе часок.
Днем спит один раз, 1,5-2 часа.
На дневной сон засыпает очень быстро, на ночной по-разному. Был период, когда никак не могла на ночь заснуть, но сейчас все нормализовалось, подозреваю, что недостаточно уставала ко времени сна, но не факт.
В 1г 11 месяцев стала пытаться разделять кормление и укладывание на сон. Первый день Мира никак не могла смириться с тем, что прошу ее отпустить грудь перед тем, как заснуть, и плакала около часа, пока я качала ее на руках. Во второй прошло спокойнее, а потом стало все легче к этому относиться.
Сейчас уже неделю засыпает сама после того, как высосет все молоко из груди. Отпускает, я отодвигаюсь от нее подальше и начинаю засыпать сама. Она какое-то время еще может крутиться и немного болтать, минут 10-15, но потом засыпает. Но есть нюанс - мы гостим у бабушки, и она спит в моей кровати. Не знаю, получится ли повторить это дома, но надеюсь на это.
ГВ.
Хотела я свернуть к 2м годам, но не стала. Меня держит несколько обстоятельств. Во-первых, Мирина огромная любовь к груди и то, что без груди она вообще не засыпала (но я работаю над этим и имею некоторые успехи, как писала выше). Во-вторых, частый Мирин насморк, который заставляет меня задуматься, что же будет, когда она пойдет в садик. Подумываю отправить ее в садик на ГВ (стоим в очереди на этот сентябрь, Мире будет 2,5 года ровно). И, в третьих - ее аллергия. С одной стороны, без ГВ корректировать ее питание было бы легче и, возможно, лечение аллергии было бы успешнее, но, с другой, у меня ощущение, что я даю ей поддержку тем, что сижу на диете вместе с ней. В общем, все сложно.
В ближайших планах - обучение самостоятельному засыпанию, отодвигание вечернего кормления подальше от укладывания, на время спокойного вечернего бодрствования, и активное внедрение других приемов успокоения непосредственно перед сном. Кроме того, хочу заменить ассоциацию на пробуждение, чтобы не требовала сразу грудь. И, в последнюю очередь - убирание груди на дневной сон. Это дается нам тяжелее всего, так что даже не знаю, как буду это делать.
В общем, у меня безумный план - свернуть ГВ, не сворачивая ГВ 😵 Оставить только для иммунитета одно вечернее прикладывание.
Речь.
Разговаривает сложными предложениями. "Киса хочет корм, а мама не хочет насыпать кисе корм" или "Мама, дай мне, пожалуйста, булочку, мне очень хочется". Бывают моменты, когда ей что-то тяжело сформулировать. Но, мне кажется, речь будет оттачиваться еще долго. В целом, я могу с ней общаться обо всем, но, конечно, на простом языке.
Еще остаются в ее речи упрощенные детские слова типа "бух" или "вава". "Мишка упал на пол, бух!" Но я не вижу в этом ничего плохого, их немного, и они не делают Мирину речь искаженной.
Большинство звуков Мира произносит хорошо, довольно четко и понятно. Хотя в целом есть тенденция мямлить, особенно если она стесняется. Ей как будто неловко громко и четко говорить, и такое она может позволить себе только с близкими. Не выговаривает "р", "ж", вместо "р" говорит "й", вместо "ж" - "з", есть сложности с "ы", заменяет на "и", хотя старается повторять, но в итоге выходит что-то близкое к "у"; "ш" говорит только если очень постарается, и то с натяжкой. Хорошо произносит "л", "с", "ф". Иногда пытается заменить "х" на конце слова на "ф", но таких случаев вроде бы становится меньше.
Горшок.
Днем носим везде трусы. Просится в туалет сама. Может пописать на раковину или на унитаз, если я ее подержу (одно время отказывалась, но я старательно возвращала эту опцию, т.к. без этого никак в дороге или в общественном месте).
Ночью спим в подгузнике. Ей будто бы лень вставать ночью на горшок (я ее конечно понимаю в этом). Надеюсь, когда завершим гв, необходимость писать ночью отпадет. И сейчас уже бывают дни, когда она спит всю ночь, когда она спокойна, и вечером при этом мало пила. Соответственно просыпается сухой. Думаю, можно было бы ее приучить уже спать без подгузника, если на пару недель убрать подгузники и несколько раз поменять ночью описанное белье, но так неохота устраивать такой стресс всем, что продолжаем спать в подгузниках.
Умения.
Умеет находить и озвучивать причинно-следственные связи в том, что видит воркруг "кукла упала, потому что Мира ее толкнула".
Давно правильно держит ручку, карандаш. Рисует линии, круги. Может нарисовать рожицу из круга, двух кружочков- глаз внутри и линии-рта снизу.
Режет ножом банан или мягкую грушу.
Вытирает целлюлозной губкой разлитую жидкость.
Пазлы собирает до 4 штук сама, до 6 штук с небольшой помощью. В целом, стала проявлять к пазлам интерес и некоторое упорство, стала слушать объяснения и подсказки вроде "посмотри, вот ножки, а на каком кусочке еще ножки?", "давай повернем все кусочки, где нарисованы ножки, копытцами вниз", но надолго ее все равно не хваетет.
Начала интересоваться кубиками с картинками из 4х элементов. Но собирает пока только с помощью.
Строит из кубиков башенки, очень высокие, из 10-16 кубиков. Строит конструкции из кубиков и блоков другой формы, аккуратно ставит элементы, исследует равновесие. Очень любит "селить" в такие "домики" животных, потом зовет меня, чтобы я посмотрела.
Стаканчики собирает с моими подсказками вроде "посмотри внимательно, какой стаканчик самый большой", то же самое с пирамидкой. Я даже купила специально удобную маленькую деревянную пирамидку. Пирамидку может самостоятельно собрать с 1 ошибкой, стаканчики в наборе из 5 штук может собрать сама, в большом наборе собирает только под моим наблюдением, сама только разбирает. Но следует оговориться, что специальных занятий по собиранию пирамидок и стаканчиков я с ней очень давно не проводила.
Сама ест ложкой и вилкой и пьет из чашки. Но часто, утолив первый голод, начинает отвлекаться, так что приходится ее кормить. Но иногда отказывается у меня принимать пищу, заявляет, что будет есть сама.
Сама моет руки, умывается, набирает воду для рисования красками. Чистит сама зубы. Но у меня в этом бзик в связи с ее плохими от прирорды зубами, так что после ее чистки еще и сама ей чищу. Сама вытирает руки и лицо (довольно сносно).
Надевает сама шапку, штанишки. Лонгслив и футболки под моим наблюдением и небольшой помощью, вроде поправить завернувшиеся рукава.Трусики надевает, если правильно подать. Надевает сама любую обувь, правильно определяя правую и левую. Снимает сама штаны, шапку, колготки, трусы. Любит обуваться и разуваться. Одеваться и раздеваться не любит, при сложностях сразу начинает ныть и просить о помощи, и тогда никаких объяснений уже не слушает. Обучается только при хорошем настроении и тщательно созжанной ситуации успеха. Но я стараюсь ее потихоньку учить. Планирую поставить рядом с ее кроваткой удобный стульчик, чтобы научить ее саму раздеваться и вешать на него одежду перед сном, а после сна самой одеваться.
Любит свой спортивный комплекс, ловко забирается наверх по лесенке, по веревочной лестнице, закрепленной с двух сторон, по веревочной сетке, по отверстиям в вертикальной доске; ходит по горизонтальной лесенке, опираясь на руки и ноги, висит на кольцах секунд 5-7. Спускается с верхней части комплекса вниз, на горку, держась руками за перекладину.
Сама качается на качелях, отталкиваясь от пола ногами. Пытается раскачиваться на весу, но пока не очень выходит соотнести частоту колебаний с необходимыми усилиями, выходит слабовато.
Знания.
Знает и называет цвета: черный, белый, серый, красный, желтый, синий/голубой, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, рыжий (про животное). Понимает и иногда употребляет определение "темно-", понимает "светло-", "золотой". Называю ей и более сложные цвета, но пока только в ознакомительном режиме, рассматриваем их сходства с другими цветами и отличия: "горчичный", "малиновый", "бордовый", "салатовый" "сине-зеленый", "бежевый".
Очень любит называть цвета. Рассказывает, какого цвета вещи надеты на ней, какого цвета предметы видит вокруг. Особенно часто побуждают такие рассказы находящиеся рядом вещи одинакового цвета.
Хорошо сортирует по цветам. Если ошибается, сама исправляет свои ошибки.
Знает буквы "а", "о", "т", "н", "м", "п".
Знает счет до 8-ми, но систематически пропускает цифру 7. Считает при этом только до трех, если говорить именно о счете предметов, то есть может назвать количество предметов в пределах трех.
Знает и называет геометрические фигуры: круг, овал, треугольник. Очень любит сама их находить в окружающих предметах. Может показать квадрат и прямоугольник. С трапецией и многоугольниками только знакомимся.
Знает лево и право, левую и правую ногу и руку (но иногда ошибается).
Знает всех широко известных животных, называет, очень интересуется рыбами, их названиями и вообще подводным миром.
Что любит.
Любит смотреть мультфильмы. Начали их смотреть примерно в 1г 10мес. Считаю, что мультфильмы это развлечение, и на их развивающую функцию ставку делать нельзя. Мультфильмы это в основном атмосфера, во вторую очередь модели взаимодействия между людьми, а потом уже какие-то там знания. Поэтому мультфильмы я предпочитаю спокойные, красивые, добрые. А знания я лучше дам ей сама, с предметами реального мира. Сейчас включаю малышариков, не больше 2 серий в день. Сама от него тащусь, так что с удовольствием вместе смотрим. Понравился еще зверюшки-добрюшки, но мне кажется, ей пока рано его смотреть.
Любит танцевать просто и под песенки, где под слова надо делать определенные движения.
Любит петь (сама люблю, постоянно пою, часто просто о том, что происходит сейчас с Мирой), стала петь песенки, смешивая слова из разных песен и добавляя свои. Очень забавно слушать.
Наряжаться в красивую одежду. Так можно даже прекратить истерику на просыпание после дневного сна.
Любит слушать книжки с картинками, где все понятно. Сказки и короткие истории для малышей или стихи.
Любит рисовать. Абсолютный хит "это Мирочка", "Мама, нарисуй Мирочку". Раскрашивать меньше, хотя под руководством получается неплохо.
Любит лепить из теста, воскового пластилина. Катает колбаски, "шарики", делает лепешки, нарывает пластилин на кусочки, втыкает в него что-нибудь. Любит, чтобы мама лепила зверюшек, а Мира отрывала от них по кусочку и приговаривала "мишка плачет, потому что Мира оторвала ему ушко" и т.п. 😈
Очень любит помогать маме в домашних делах: готовить еду (перекладывать нарезанные продукты, мыть, закладывать в воду для варки), протирать пыль, мыть зеркала, поливать цветы, относить вещи на место. Подметать тоже очень хочет, но не выходит пока, хотя маленькая щеточка есть у нее. Помогает, держа совок и относя мусор в ведро. Ищу хорошую швабру с нитяной насадкой с короткой ручкой, чтобы могла за собой вытирать пролитую воду, но пока безуспешно.
Не любит.
Когда заставляют что-то делать. Всегда надо уговорить и добиться ее согласия, иначе провал и истерика.
Не любит очень активных детей, особенно если к ней подбегают и начинают ее тискать или куда-то тащить.
Не любит слишком долго думать над заданием. Не получилось само с первого подхода- в топку такую игру. Пойду лучше побегаю.
Про характер.
Очень осторожная. Прежде чем довериться человеку, будет долго за ним наблюдать.
Очень наблюдательная. Замечает, что происходит, кто что куда положил, кто что сказал. Учится понимать настроения и мотивы действий окружающих людей, иногда комментирует, вроде "Киса мяукает, потому что хочет домой. Киса замерзла, потому что на балконе холодно" или "Тетя Мила дает Роде яблочко, а Родя не хочет его брать". Очень любит смотреть на других детей, на их поведение и взаимодействие между собой и со взрослыми.
С детьми ведет себя осторожно. Активных сторонится, вплоть до боязни и до просьбы быть только с мамой в их присутствии, а со спокойными может играть, любит вместе с ними бегать, кататься с горки, хулиганить, вроде отобрать что-то и убежать, или отпихнуть, чтобы первой залезть на горку.
В возбужденном состоянии может вести себя неадекватно, становиться неуправляемой, начать бегать кругами, не даваться в руки и не отвечать на вопросы. Я так понимаю, так проявляется непонимание, как себя вести, как реагировать, смешанное с радостным возбуждением.