Развитие Ярослава и в чем осталось РАС
Растем и развиваемсяВсем привет!
Обновляю дневник по развитию сына.
Что нового:
📌Туалетный навык. Походы на горшок и унитаз стали регулярными, всего два промаха было за это время. Чувствует позывы, научился терпеть, появилось понимание "сходить в туалет перед сном". Подгуз остался только на сон, тк ребенок не просыпается (но это дело времени).
📌Речь. Если б мне сказали об этом на момент постановки диагноза, я б ни за что не поверила. Человек активно болтает, задает вопросы, шаблонов стало поменьше, появляются собственные фразы и предложения (либо то, что услышал в саду хорошо генерализирует). Например, там услышал "ты че поезд сломал", теперь это превратилось в "мам, ты че" - на запреты, какие-то действия неправильные и тд. Взаимодействует с собакой, говоря: "Малфой, ты что? Что маленький? Что случилось? Тише-тише."; "Ты что не ешь, Малфой? Пошли кушать, давай-давай".
Начал задавать вопросы, появилась полная соц вовлеченность со мной. Например, спрашивает: "Что это?/Куда?/Где?". Если я говорю что-то из другой комнаты, а он не расслышал, прибегает и переспрашивает: "Что говоришь, мама?", либо если рядом находится и не услышит, проскакивает такой естественное: "А?". Раньше он бы просто проигнорировал меня. Если я что-то попрошу сделать, обязательно ответит мне: "Ага, хорошо/Хорошо, мама". Спасибо/привет/пока/здравствуйте/до свидания - всегда и уместно. Правильно склоняет по родам, единственному и множественному числу - бывает, путается, я поправляю и исправляется.
Так же, обязательно поделится со мной вкусняшкой через: "На, мама/Это тебе, а это мне/кушай, мама".
📌Сочувствие. Не знаю, оно ли, либо заученный шаблон, но это и не важно. Если ударюсь, либо если во время психов мне прилетает по ноге, делают вид, что плачу, говорит: "Мам, не плачь. Не плачь, мама. Я тебя люблю"
📌Прогулки. Ещё один момент, которому я бы не поверила, если б мне сказали раньше о том, что это придет. Ярик ходит за руку. Шок, радость, невозможно в это поверить до сих пор. С момента, как он научился ходить, сразу начал от меня убегать, за руку категорически отказывался ходить до острых протестов. Не было навыка следования за взрослым. Теперь мы идём туда, куда нам НУЖНО пойти, а не куда он захочет. Коляску совсем не достаю, ходим пешком или на самокате. Переходить через дорогу теперь совсем не страшно. А раньше каждый выход на улицу без коляски был для меня таким невероятным стрессом, всегда все заканчивалось тем, что я за ним бегу, пытаюсь остановить, он кричит, валяется, короче ужас.
📌Самостоятельность. Научился сам полностью одеваться и раздеваться, убирает за собой вещи в стирку, выбирает одежду (вплоть до носков), убирает за собой посуду в раковину, моет горшок, последовательность действий при мытье рук и умыванию выучена и соблюдается изо дня в день.
Что осталось до сих пор:
🚩Нелепая коммуникация с детьми. Он хочет взаимодействовать, но не знает как. Может стоять рядом с ребенком и закричать ему в лицо. Очень часто подходит близко, тычит на ребёнка (прям дотрагивается) и озвучивает каждый его предмет одежды. Дети, конечно же, в недоумении. Не соблюдает поочередность в играх со сверстниками и не принимает их правила, должно быть только так, как он захочет, и никак иначе. По моим наблюдениям, дети все же более гибкие в играх и взаимодействии, острая реакция только на дележку игрушек.
🚩Стереотипии/ритуальность. Мы собираем ВСЕ лестницы по дороге в сад и обратно. На какие-то ему нужно залезть один раз, на какие-то по 2-3 раза (каждый раз это одни и те же лестницы, с одним и тем же количеством повторов). Снова появились ряды, обычно они появляются в периоды скачков развития. Чрезмерная педантичность: липучка должна быть застегнута ровно до конца (мм влево, мм вправо - ор), пуговицы должны быть застегнуты абсолютно все, штаны и рукава должны доходить до конца, все время оттягивает их. Последовательность в одежде должна быть неизменной: сначала кепка, потом куртка, сначала правый ботинок, потом левый. Всегда один порядок - психи, если подаю одежду не в том порядке. Ну и много подобного по мелочи.
🚩Нарушение соц взаимодействия. В принципе, это часть первого пункта, но тут про других взрослых: редко отвечает на их вопросы и часто игнорирует обращения к нему. Мне приходится повторять вопрос/обращение, чтобы он обратил внимание и ответил.
🚩Пищевая избирательность. Ну тут и сказать особо нечего, рацион крайне ограничен. Новое и яркое ни за что не будет есть. Овощей нет вообще, только картошка.
🚩Плохое понимание обращенной речи. Да, понимает меня намного лучше, в быту практически нет проблем, на улице с обозначением мест тоже. Но все ещё часто приходится применять визуальную подсказку. Не понимает абстрактные вопросы, если предмета нет в поле видимости или действия в прошедшем времени. Например, "что ты ел в саду?/что ты делал?/с кем играл?/куда мы ходили" и тд. В общем, понимание развито года на полтора - максимум два года. Не понимает предлоги, кроме "на", периодически понимает "под". Нужно подсказывать, обозначать предметы, чтобы зацепился за них и понял, где находится нужный предмет. То есть, если сказать: "около кровати/за ноутбуком", он не поймёт. Надо обозначить ещё раз предмет, про который идёт речь и предметы рядом с ним. Либо использовать визуальную подсказку. КСВП в норме.
🚩Речь. Написала про плюсы, теперь минусы: шаблонность все ещё присутствует, но меньше. Заключается в неизменном порядке слов, однотипных реакциях (например, он ещё не понюхал, а уже скажет "ммм вкусно пахнет"), вся его интонация - копия моей. Эхолалия тоже есть, если не понимает вопрос, повторит его вместо ответа. Произношение плохое, только часть слов произносит правильно и четко, с верным порядком звуков. Остальное нужно переводить для других людей.
🚩Невербальная коммуникация. Скудный набор жестов и мимики, только-только начал расширять, придумывая свои жесты, чтобы заменить слова/фразы, которые не помнит/не знает. Вообще, появления "своих" жестов и применение тех, которые скопировали, происходит ещё до полутора лет и до речи. У нас вот началось в 2.8-2.9 😄
Вот такие новости. Если что-то забыла, дополню 🙂