"За обедом" З. Серебрякова (разбор картины)
Обучение.Эту картину написала Зинаида Серебрякова. Она называется "За обедом" или "За завтраком". Мне кажется, что это все же обед, а ты как думаешь? Почему? (Потому что они едят суп).
Что они едят, посмотри повнимательней.
Это жанровая картина, на ней изображены дети художницы. Главной задачей художницы было рассказать о детях.
Сколько детей сидит за столом?
А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?
Приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Кто же это?
Мальчика и девочку, которые смотрят прямо на зрителя, зовут Шура (Александр) и Тата (Татьяна). Шуре - семь лет. Тате - два с половиной года. Мальчик, сидящий по другую сторону обеденного стола. - Женя, старший брат Шуры и Таты. Ему восемь лет.
Похожи ли дети между собой?
Предмет, из которого мать наливает в тарелку суп, называется супницей. На чём стоит супница: прямо на скатерти или на подставке? А почему не прямо на скатерти?
Есть ли на столе другие предметы, стоящие не на скатерти?
Найди на картине тарелки, горшочек со сметаной, блюдо с булочками, графин с водой, стаканчики, баночки с солью, желтый кувшин, салфеточку.
Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку: рядом с Женей или рядом с Татой?
О чём говорит жест руки Таты - Тата хочет есть?
Правда ли, что стаканов на столе хватит на всех?
Рассмотрите стул, на котором Тата сидит. Какая подробность подтверждает, что в доме заботятся о том, чтобы ребёнку было удобно?
Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой - быстрый, решительный и независимый.
Как вы думаете, какая характеристика относится к Шуре, а какая - к Жене?
О Тате известно, что по характеру и поведению она похожа на одного из братьев. Предположите, на кого же именно?
О чём говорит румянец на щеках всех троих детей - чем они занимались прямо перед обедом: это были тихие игры или связанные с беготнёй?
Вы понимаете теперь, почему Женя пьёт воду? (Потому что набегался.)
Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (Стук половника и ложки о край супницы или о бортики тарелки; звук льющейся жидкости; постукивание ладошкой.)
Давайте рассмотрим сначала жесты, а потом позы всех, кто собрался за столом.
Найдите по порядку: руку матери, руки Таты, руки мальчиков. Какие движения кажутся на мгновение застывшими? Что сделает в следующую секунду мать? Похоже ли, что Тата постукивает по своей тарелке рукой? К какому движению рукой сейчас вернётся Шура? Что делает Женя?
Расскажи, что будет делать в следующий момент, каждый из персонажей картины?
(Мама поставит тарелку с супом перед Женей, Женя поставит стакан на стол и начнёт есть суп, Шура повернётся к тарелке и продолжит есть, Тата сползает со стула под стол).
Какие цвета присутствуют на картине? Перечисли их. Как думаешь, есть ли солнышко на картине? (Да, это видно по тени от стула на карточке мальчика, сидящего к нам спиной).
Найди и рассмотрите другие картины З. Серебряковой "Катя с куклами", "Осенний парк", "Девочки у рояля", "Голубые балерины", "За туалетом". Какая картина тебе больше понравилась?
Придумай небольшой рассказ по этой картине.
Рассказ Ярослава: "Жили-были три дружные ребенка. Они жили в Москве. Их звали Женя, Шура и Тата. Они любили бегать и прыгать. Один раз они так разбегались, что запыхались. Они прибежали домой и Женя попросил воды, а Шура сразу супа. А Тата не хотела есть суп, она хотела булочку и молоко. Но мама сказала, что если она не съест суп, то не получится ни булочку, ни конфетку. И Тата съела суп. А потом они все пошли читать книжки".