Игра в жизни ребенка
ИгрыДевочки, хочу немного написать про игру дошкольников.
Судя по прошлому марафону, и, вообще, моему опыту общения с другими мамами, многие из них считают, что игра это бестолковое, просто увесилительное времяпрепровождение, которому абсолютно не нужно уделять никакого внимания. Даже пару раз слышала высказывания вроде "У тебя одни игры на уме!" А что должно быть на уме у дошкольника? Именно игры и только игры.
Ведь даже наука период от 3 до 7 лет называет игровым. То есть это период, когда основная деятельность ребенка именно игра. Предметный период, когда ребенку были интересны вещи и предметы (он с помощью них познавал мир) уже прошел, а период познавательной активности (учебной) начнётся не раньше чем в 7 лет.
Поэтому в дошкольном возрасте чтобы действительно что-то донести до ребенка это надо делать через игру.
Но и сама игра по себе очень важна. Не развивающая игровая деятельность, а именно игра.
Я не буду сейчас писать как она развивает мышление, воображение, произвольность и волю, самостоятельность, эмоциональную сферу и коммуникабельность.
На эту тему есть много статей и книг. Могу посоветовать кому интересно книгу моего педагога, потрясающего психолога, а также мамы троих детей Т. Авдуловой "Психология игры. Современный подход". Есть в инете в свободном доступе.
Напишу лишь, что поверьте, это действительно важно. Очень важно! Причём важны разные вариации игры.
Очень важна сюжетно-ролевая игра с другими детьми, идеально при этом, если дети разного возраста. Поэтому игры на площадках предпочтительней игр в саду.
В таких играх как раз развивается коммуникабельность, способность взаимодействовать с другими детьми и влиться в игру.
То есть ехал ребенок на самокате на площадку и представлял, что он гоночная машина. Он специально взял самокат, так как вчера с другими мальчишками на площадке они играли в формулу-1.
Но тут он приходит на площадку, а там нет вчерашней компании, а только два других мальчика, которые играют в самолёты, не хотят играть в гонки, они просто летают. А играть то с другими детьми хочется, но и самокат использовать, ведь уже настроился, что будет гонять. И тут он соображает и говорит: "Тогда я буду истребителем и буду быстро летать и пытаться вас сбить!" Всех все устраивает, игра продолжается.
Это очень важный навык - войти в игру и выбрать для себя новую роль, даже если изначально хотел играть во что-то другое.
Популярность дошкольника во многом зависит от овладения игровыми навыками, умения заинтересовать партнёра игровыми предложениями и развитием сюжета, способности спланировать и организовать игру, или войти в уже идущую игру.
Но чтобы ребенок этому научился, его надо учить играть. А кто должен учить играть - конечно же родители.
Совместная детско-родительская игра является богатым контекстом для социализации ребенка. Ролевая игра ребенка со взрослым длится дольше, отличается разнообразием и сложностью.
Взрослый помогает ребенку увидеть потенциальные воображаемые ситуации и вычленить заложенные в них роли.
Ребенок таким образом учится, набирается опыта, осваивает способы вести игру.
Например: маленький ребенок играет в больницу. У него опыт посещения больниц сводится к прививкам и простуде. Соответственно, он слушает, смотрит горло, назначает микстуру и делает укол-прививку.
Если же подключится взрослый, то это совсем другая история. Он может предложить устроить медосмотр, кого-то отправить на рентген, а кого-то на узи, а кому-то со скарлатиной срочно вызвать скорую и отправить в больницу, или самим ехать на скорой по срочном вызову, когда мальчик свалился с дерева. А может мы вообще спасатели и ходим по лесу и спасаем-лечим диких животных, но прежде чем полечить, их еще надо поймать. А может, как Айболит отправляемся в Африку на китах и орлах лечить бедных бегемотиков.
Маленький ребенок учится, запоминает, а когда становится чуть старше сам начинает придумывать и привносить в игру свои идеи.
Но родителям как правило играть, особенно в сюжетно-ролевые игры, сложно. Многие говорят - у меня нет фантазии. Есть, на, самом деле есть, и пока даже лучше чем у ребенка. Просто родители, как правило не могут расслабиться. С одной стороны у них постоянно сидит " А что обо мне подумают, если я сейчас тут буду скакать зайчиком или изображать самолет😱". И второе - взрослые редко умеют жить настоящим, то есть наслаждаться происходящим процессом. Мы привыкли планировать. Мы даже свои взрослые вечеринки чаще больше планируем и готовимся к ним, чем потом получаем удовольствие от процесса.
Родителям же, которым удаётся всё же расслабиться и попытаться просто играть (не думая в этот момент, что приготовить на ужин или про завтрашнее совещание), начинают сами получать удовольствие от процесса и у них во всю начинает работать воображение.
Да это может быть поначалу сложно и скучно, но это того стоит - именно такое времяпрепровождение очень ценно для ваших взаимоотношений.
Но это абсолютно не значит, что надо играть и развлекать ребенка нон-стоп. Если даже 1-2 раза в неделю вы выделите время на полноценную, хорошую игру - это уже очень здорово! Только это должна быть именно игра когда вы растворяетесь в игре, в ребенке, а не просто отбываете повинность.
Еще одна очень важная вариация игры - это одиночная игра. Как писал выдающийся советский психолог Д.Б. Эльконин, один из первых занявший я вопросом психологии игры: "игры-сосредоточения имеют важное значение для внутренней социальности, ведь общение с самим собой это необходимый этап к формированию сознания и самосознания".
В играх с игрушками ребенок проигрывает значимые для себя моменты, как с негативной эмоциональной окраской, так и с положительной.
Например ребенок после прививки, на которой он очень плакал, может потом неделю играть в прививки со своими игрушками. Ему надо пережить этот стресс, проиграть его.
Или, побывав в парке аттракционов, ребенок самозабвенно начинает строить из лего аттракционы и играть в парк развлечений.
Также ребенок через одиночную игру выражает свои интересы. Девочка может обожать играть в дочки-матери, а в саду и на площадке все играют в пони и принцесс. И она играет, и ей это нравится. Но свою потребность в игре в дочки-матери она будет реализовывать в одиночной игре.
Мой, допустим, уже несколько месяцев, с небольшими перерывами, самозабвенно играет в подвиги Геракла. Ну период у него сейчас такой - увлечение древнегреческой мифологией. Но на площадке дети еще не знакомы с мифами, или не зацепило. И мой с удовольствием носится, играя в зомби и динозавров на площадке, а дома превращаясь в цербера или немейского льва.
Сюжетно-ролевая игра имеет первостепенное значение в развитии ребенка в дошкольном возрасте.
Но есть и множество других вариаций игр. Например настольные. Желательно, чтобы они были не только развивающие). Либо игры-инсценировки или даже полноценные спектакли.
Также можно обыграть любимые книжки. Слепить вместе с ребенком героев, нарисовать их, или распечатать из интернета и, допустим, приклеить на палочки.
Такие инсценировки, кстати, еще и способствуют любви к книгам. Когда ребенок видит, что книга оживает, что она выходит в мир и с ней еще теперь можно играть - это всегда пробуждает интерес.
Так что, родители, не забывайте, что игра это не баловство, а очень важный этап в развитии вашего ребенка. И если вы пройдёте этот этап вместе с ним, то вы не только очень поможете ему в развитии, но и укрепите ваши отношения.
Александра Плэйн
Я не очень понимала ролевые игры в детстве сама, мне было интереснее греть уши около взрослых))) поэтому опыта нет вообще.
А фантазия есть, придумать сюжет на ходу не проблема. Подстроиться под интересы ребенка тоже легко.
Как маме, мне понятно зачем и почему, но как личности не то чтобы не нравится - это вообще какое-то насилие. Как микроскопом гвозди забивать.
07.09.2020
Ответить
Светик
Как меня сын мучил ролевыми играми. То я русалочка, то бабочка Элина из "Лунтика")))
Теперь дочка часто играет с братом (как хорошо, когда детей больше одного и с маленькой разницей!!!), но и меня иногда просит, всякие сценки с динозаврами и другими животными
04.09.2020
Ответить
Анютик
Не умею с мальчишками играть) Я бы с удовольствием играла бы в домик, дочки-матери, рисовала, раскрашивала. А от танков и войнушек меня уже тошнит)
04.09.2020
Ответить
Ольга Дневник московской мамы
А не пробовала предложить поиграть во что ты хочешь? Я так делаю, сын периодически соглашается. В нейтральное - магазин, больница, спасателей.
Я так и говорю, что я девочка и машинки и зомби (в нашем случае, в войнушку не играет) я не люблю. Если хочешь поиграть со мной, давай во что-то нейтральное.
04.09.2020
Ответить
Анютик
Ну вот в магазин и больницу мы играем разве что. А в основном Макс придумывает игры. Он и на площадке такой, любит играть по своим правилам)
04.09.2020
Ответить
Ольга Дневник московской мамы
Они все такие, это постепенно приходит - умения войти в чужую игру. В принципе в этом и выражается пресловутая социализация. Если сумел договориться в игре, то и в жизни будет уметь договариваться.
04.09.2020
Ответить