Бессмертный полк – станет ли традицией?
Куда пойти с ребенком? (Все о досуге с ребенком и семьей)Год назад мы с Федей были в числе тех, кто прошел с портретами своих предков, причастных к Великой Отечественной войне, через центр города. Компанию нам составила моя бабушка и ее соседка.

Готовились к шествию заранее. Я разыскала в семейном архиве старые фотографии моей прабабушки, бабушкиного мужа и бабушки по материнской линии. Они не участвовали в боевых действиях, и поэтому я не могу похвастаться их боевыми подвигами.

Моя прабабушка Ирина Федоровна была санитаркой, всю жизнь проработала во 2-ой инфекционной больнице на Соколинке. В войну ухаживала за ранеными, которые поступали туда на лечение, растила только что родившуюся дочку - мою бабушку.

Дед Николай Константинович с четырнадцати лет трудился на машиностроительном заводе "Салют" - собирал двигатели самолетов. Всю жизнь на одном месте. Дослужился до начальника сборочного цеха. В войну выпуск моторов был удвоен. На картах немецких летчиков завод был отмечен как вторая важнейшая цель после Кремля. Поэтому осенью 41-го "Салют" эвакуировали в Куйбышев. Но через полгода решено было вернуть обратно, чтобы на московской площадке выпускать моторы для штурмовиков ИЛ-2. За годы войны завод 19 раз становился обладателем Красного знамени, которое давалось за выполнение сверхнорм ГКО.

После войны прабабушка и дедушка были награждены медалями за оборону Москвы.


Бабушка Ульяна Митрофановна оказалась на оккупированной территории. Ее, совсем юную, отправили в трудовой лагерь в Германию, где она пробыла до окончания войны.

К сожалению, когда все они были живы, никто не расспрашивал подробно о тех трудностях и лишениях, которые им пришлось пережить. А сейчас вся история их военной жизни укладывается в несколько строчек. Но мне кажется, что они тоже достойны быть зачисленными в «Бессмертный полк». Поэтому их старые фотографии я отсканировала и отреставрировала. Распечатала большим форматом. Говорилось, что транспаранты для шествия можно сделать в местных МФЦ. Но там только сканировали и распечатывали фото на плотной бумаге, никаких держателей не предоставляли. Народ должен был сам изобретать, на чем нести выданные распечатки. Наш папа сделал из фанеры штендеры, прикрутил их на ПВХ-трубы. На фанеру я наклеила белый ватман для паспарту и фото.

С портретами наших родных мы прошли от Маяковской до Новокузнецкой. Наш путь занял несколько часов. Очень устали. Но эта усталость компенсировалась каким-то необычным чувством - гордости и сопричастности к чему-то великому. Нам всем было очень радостно, что мы не остались в стороне, а были среди множества людей, которые таким образом решили почтить память своих родных.

Завтра очередная годовщина Победы. Федя настаивает снова участвовать в акции. Хочет, чтобы это стало нашей семейной традицией. К сожалению, в силу возраста бабушка уже не сможет составить нам компанию, слишком тяжело ей преодолевать такой путь, ведь она ровесница той войны. Поэтому, скорее всего, пойдем вдвоем.
А вы планирует участвовать в шествии «Бессмертного полка»?
Инна
Да. Завтра идем впервые. Заказывала фотографию в МФЦ. Сделали держатель. Идем.
08.05.2016
Ответить
фотограф Ирина Сухарева (выпускные альбомы)
Видимо, МФЦ другу другу рознь. В том году в нашем не делали.
16.05.2016
Ответить
Ирина
Мы пока не можем даже планировать участие в акции, хотя мне есть с кем пройти в шествии. Мамина мама военно-полевой хирург, участник Сталинградской битвы, дошла до Берлина. А вот про деда (мамин отец) я мало что знаю, он участвовал даже в Финскую, а в Отечественную воевал в войсках НКВД, и не в тылу, а на передовой, поэтому на вопросы внуков о войне не отвечал. Я узнала о его участии в Финской войне (рядовым, на лыжах с винтовкой) только будучи взрослой барышней 16 лет. Орденов у него много, он ими гордился, но ничего не рассказывал. Второй дед трудился с бабушкой в тылу, так как был сыном репрессированных, таким доверяли только пахать на благо родины за Уралом, под присмотром.
08.05.2016
Ответить
фотограф Ирина Сухарева (выпускные альбомы)
Ух, ну и истории, Ириш. В любом случае, это была их жизнь. А мы сейчас можем только говорить спасибо за все.
16.05.2016
Ответить
Ирина
Это да! Я бы так как наши предки наверное и не смогла бы. Я жутко трясусь за благополучие своих детей и мыслю как Улицкая: лучше бы сдаться, но дети живы. Но она глупая, не понимает, что то была страшная война, и не потому что немцы стали бы хозяйвами. А тем, что по теории нацизма славяне занимали место рядом с евреями и цыганами, то есть подлежали уничтожению, а не порабощению. То есть мы бы не отделались легким испугом, как французы.
16.05.2016
Ответить
Татьяна Специалист по недвижимости
Да, но не в Москве, а в своем городе, сыну в школе сделали паспарту на брата бабушки, он к сожалению погиб очень рано, вернее пропал без вести, возможно был в концлагере, так как поисковики так и не нашли его в братских могилах, был танкистом, 26 лет....
а вот дедушкину фотографию дома не нашли, но он прошел всю войну, был сапером, скорее всего дошел до Берлина, после войны родили с бабушкой еще 4 деток, на сайте подвиг народа нашла данные о его наградах. Сейчас сижу делаю паспарту на него без фото, завтра сын понесет.
08.05.2016
Ответить
фотограф Ирина Сухарева (выпускные альбомы)
Отлично! Мне кажется, даже если нет фото или ничего не знаешь о своих предках, все-равно можно участвовать. Ведь в те годы мало кто остался в стороне.
16.05.2016
Ответить