Моя статья.
Материалы!!!
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с детским церебральным параличом.
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями развития мелкой моторики у детей раннего возраста с детским церебральным параличом; раскрывается значение развития мелкой моторики на становление речи детей данной категории; представлены игровые приемы для коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с диагнозом детский церебральный паралич.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, мелкая моторика, ранний возраст, коррекционно-педагогическая работа.
Исследования Л. С. Выготского, С. Л, Рубинштейна, А. И. Леонтьева, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, А. Г. Лурия, А. В. Запорожца и других известных ученых подтверждают, что на основе движения и определенных видов практической деятельности формируются процессы восприятия, которые имеют активный характер и являются познавательными.
Под термином «детский церебральный паралич» объединяется группа синдромов, возникших в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и характеризующихся двигательными расстройствами.
У детей с церебральным параличом существует особая трудность формирования мелкой моторики рук. В работах, которые посвящены развитию детей с ДЦП, таких специалистов, как: К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Н.В. Симонова, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова, отмечаются особенности развития мелкой моторики, а также графических навыков.
У детей с ДЦП, наряду с общим моторным недоразвитием, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, задерживается формирование слуховых образов и представлений из-за моторных нарушений в среднем ухе и снижение слуха. Отмечается задержка в развитии эмоциональных реакций, речевого развития, медленно формируются точные движения рук.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для ребенка, а именно для общего физического, психического развития, а также речи. Развитие мелкой моторки пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности целенаправленных движений пальцев рук. Обычно, если движения пальцев развиты соответственно возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах его возрастной нормы, поэтому тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение, в особенности для детей с церебральным параличом.
Итак, мы определили актуальность коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с ДЦП.
Данную работу мы проводили в два этапа:
1. Нормализация тонуса рук, согласованных движений, развитие тактильной чувствительности.
2. Формирование захвата, умение дотянуться до предмета, удерживать его, манипулировать им и т.д.
Мы начинали работу с развития движений собственной руки ребенка и ее рассматривания. Следующий момент – развитие тактильной чувствительности при ощупывании объекта, например, игрушки кончиками пальцев, т.е. осязание объекта. Легким потряхиванием мы расслабляли руку ребенка, в особенности кисть, а затем брали руку ребенка ниже запястья и жесткой щеткой осторожно проводили по кончикам пальцев. Пальцы ребенка начинали разгибаться. Поглаживание кончиков пальцев жесткой щеткой продолжалось еще некоторое время. При тяжелых формах церебрального паралича кисть оставалась сжатой в кулак. Тогда мы захватывали кулак ребенка и сжимали всеми пятью пальцами, чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка, при этом проводили потряхивание руки, затем быстро разжимали свою руку: кулак ребенка рефлекторно расслаблялся и пальцы раскрывались (К.А. Семенова). Потом кончики пальцев поглаживались щеткой. Постепенно ребенок кончиками пальцев начинал чувствовать жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекал его внимание (щетки должны быть яркими и различными по цвету).
Осязание ребенком объекта закреплялось зрительным контролем, где в качестве объекта тактильных ощущений использовались игрушки с шероховатой поверхностью. Пальцевое осязание необходимо для развития пальцевого захвата игрушки, а не захвата всей кистью, таким образом, погашался врожденный хватательный рефлекс и подчинялся движению руки движениям пальцев.
Также проводилась пальчиковая гимнастика в игровой форме, с использованием небольших стихотворений.
Первые занятия мы проводили в замедленном темпе, а каждое слово проговаривали четко и в определенном ритме, индивидуальном для каждого ребенка.
Упражнение 1. Сгибать пальцы каждой руки в кулачок, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А этот пальчик – я. Вместе дружная семья.
Упражнение 2. Резкие движения кистями вверх и вниз. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Упражнение 3. Разгибать пальцы каждой руки, начиная с мизинца. Исходное положение: кулак.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А этот все съел, оттого и потолстел.
При выполнении каждого упражнения мы помогали ребенку загибать и разгибать пальцы, следили за точностью выполнения заданий.
Далее мы приступили к работе, направленной на формирование захвата, где сначала формировался ладонный захват (ладонно-пальцевый), затем щепоть, в последнюю очередь - пинцетный захват и его промежуточные формы.
В развитии ладонного захвата использовались такие простые бытовые предметы, как карандаш, катушка. Благодаря этим предметам ребенок учился не только захвату, но и появлялась возможность массажа рук. Так, например, карандаш, в зависимости от поставленной задачи, выбирался толстый шестигранный или толстый круглый, короткий или длинный. С этим предметом выполнялись упражнения, выполнение которых сочеталось с проговариванием стихов. Катушки для наматывания ниток также использовались для тренировки ладонного захвата, массажа и самомассажа. Различные манипуляции с катушкой были интересны детям всех возрастов, поэтому превращались в интересную игру. Для привлечения внимания, катушка окрашивалась в яркий цвет. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами. На данном этапе мы использовали такой тренажер, как прищепка. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальцам рук. Для разнообразия мы учили ребенка прикреплять прищепки к плоскому предмету, например, к картонке. Нами использовались плоскостные изображения ежика, ромашки, елочки, предлагая ребенку «сделать колючим ежика или елочку».
В коррекционной педагогике есть еще один способ применения разноцветных бельевых прищепок. Доказано, что рецепторы на кончиках пальцев стимулируют не только механические и тепловые раздражители, но и воздействие давления, легкое сжатие. Поэтому мы проводили игру: воздействовали сжатием с помощью прищепки на пальцы рук. Сеансы «прищепкотерапии» проводились две недели ежедневно по 2-3 минуты: 1-3 день - прищепка надевалась на большой палец, 4-6 день - на большой и указательный, 7-9 день – на большой, указательный и средний пальцы. С 10 дня нагрузка снижалась в обратном порядке. Захват пинцетом, при котором ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами, формировался двух ступенчато. На первой ступени формирования этого захвата ребенок брал предмет подушечками большого и указательного пальцев. Здесь в работе применялся пластилин.
Мы предлагали ребенку простую игру: «Наряди елочку».
Цель: закрепление пинцетного захвата
Оборудование: картинка с изображением елочки, пластилиновые шарики.
Ход игры: ребенку дается картинка с изображением елочки, а затем предлагается нарядить эту елочку, используя готовые разноцветные пластилиновые шарики.
На второй ступени формирования захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. В быту этот захват применяется редко, но необходим при работе с мелкими бусинами, бисером, крупами. В данной работе важно обращать внимание родителей на продолжение занятий самостоятельно, так например, в домашних условиях можно с помощью различных бытовых предметов, таких как пуговицы, крупы, лед. Знакомые внешне предметы вызывают не только большой практический интерес, но и помогают изучать форму, цвета, понятия «большой - маленький». Достаточно немного пофантазировать и занятие превратиться в увлекательную игру, а обучение ребенком любимых игрушек в малыша и учителя. Таким образом, в результате раннего начала занятий по развитию мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом создаются условия накопления двигательного опыта и ручной умелости. Способность выполнять мелкие движения с предметами развивается и в старшем дошкольном возрасте и заканчивается развитием мелких мышц кисти, а также созреванием соответствующих зон коры головного мозга,
Список литературы:
1. 1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Дизартрия. М.: «Владос», 2009
2. 2. Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия. Методическое наследие. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. М.: «Владос», 2006
3. 3. Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009