Фивы (Thebes)
семейные игрыДолго думала, что же назвать игрой года. В прошедшем году мы сыграли в большое количество настолок, многие из них стали любимы, поэтому одну выделить сложно и мне, и дочке. Тем более почти обо всех я уже писала. И тут я вспомнила одну коробочку, купленную в начале 2019 в качестве подарка себе на день рождения 😁. Не скажу, что мы за год в нее много раз играли, доставали не так уж часто, но это потому, что она все-таки требует времени. Для меня она безусловно встала в ряд интересных и любимых несложных семейных игр (в такие чаще всего и играю, моя ниша - как раз семейные, в более сложные и "думательные" сыграть удается редко 😔). Я даже назвала эту игру игрой февраля 2019, потому что после покупки как раз много играли.
Итак, Фивы (Thebes).
Про нее год назад писала Нина, но я еще раз покажу, мне кажется, игра того стоит 😁. На русском языке Фивы не издавались, но купить в России можно было без проблем, а правила скачать на Тесере, что я и сделала.
Игра семейная, подойдет для совместной игры разных поколений, а потому очень рандомная. Подумать, конечно, тоже есть над чем, но от везения многое зависит. Игра 8+, на 2-4 игрока.
Итак, на дворе 1901 год. Игроки - археологи, которые жаждут сенсационных находок. Но для того, чтобы раскопать что-то ценное нужно сначала тщательно подготовиться и поездить по университетам и библиотекам Европы. Путешествовать придется много, игровое поле в виде карты.
Самый ценный ресурс - это время, ведь надо успеть найти древние ценности раньше других, чтобы получить славу и деньги.
Все игроки получают по фигурке путешественника, фишку для отсчета времени и "колесо времени" (как оно работает, расскажу ниже).
Раскопки можно будет вести в пяти регионах, на территории которых найдены следы древних цивилизаций - в Греции, на Крите, в Египте, Месопотамии и Палестине.
Каждый регион обозначен своим цветом, и для каждого есть мешочек с артефактами, в нем мы и будем "копать".
Но копать надо с умом, поэтому сначала ездим по Европе, чтобы набраться знаний о древних цивилизациях, обитавших в этих регионах.
Не побрезгуем также слухами, и древними легендами, рассказанными восточными торговцами.
Будем искать помощников и инструменты.
Поездки порой будут дальние, поэтому хороший автомобиль или даже дирижабль совсем не лишние.
Обязательно нужно выступать с докладами о девних культурах на конгрессах.
А в случае успеха в поисках ценностей еще и устраивать выставки находок.
Несмотря на обилие разных типов карт игра очень простая. Ее изюминка - это мешочки с археологическими ценностями.
В каждом таком мешочке жетоны с изображениями реальных находок (и победными очками) в этом регионе. В красочном буклете расписано, что они из себя представляют. Помимо стоящих находок есть и пустые жетоны (примерно половина), это простой грунт, песок, который "засоряет" мешок. Сколько нужно перекопать земли, чтобы найти что-то стоящее...
Все игроки начинают свой путь из Варшавы в 1901 году, на все про все у нас 3 года (при игре вчетвером сразу с 1902 и 2 года). Вокруг поля не счетчик очков, как вы могли подумать, а счетчик времени. Чтобы оказаться в числе успешных археологов, нужно быть расторопным, использовать время с умом и успевать делать открытия раньше других.
На специальное место на поле выкладываются карты. Это актуальные знания (или помощники, или инструменты), которые доступны в данный момент. На них указано, в каком городе их можно получить, и сколько на это нужно потратить времени. Цвет книги обозначает, к какому региону раскопок относятся эти знания.
Чтобы карту взять, нужно отправиться в указанный город. На шкале времени отмеряем соответствующее количество недель (1 шаг = 1 неделя) и еще количество недель, указанное в верхнем правом углу карты (именно столько времени потребуется на приобретение этих знаний).
Ходит всегда тот игрок, чья фишка стоит на шкале последней (помните Пэчворк?). Поэтому когда берешь что-то дорогое (отнимающее много времени), всегда оцениваешь риски - ведь сразу убежишь далеко вперед, а другие игроки за это время могут сделать несколько ходов.
Но это не самое интересное в игре. Вот когда уже набрал некорое количество знаний в разных областях,
тогда бежишь на раскопки в определенную область (и если ты первый, то забираешь жетон, приносящий 1 очко, который лежит буквально на поверхности 😁).
А вот теперь и пригодится "колесо времени". В верхнем окошке находим цифру, соответсвующую количеству книг нужного цвета (раскрытые книги - это джокер, сойдут за любой цвет). Ниже на фото это 10.
Затем на шкале с черными цифрами выбираем количество недель, которые готовы потратить на раскопки. И рядом в окошке находим красное число. Именно столько жетонов мы можем в данный ход достать из мешка. Допустим, я выбрала 8 недель, значит, достаю 9 жетонов.
Увеличить количество могут карты с помощником или лопатой, если они у игрока есть.
Наконец самый волнующий момент (с непредсказуемым результатом). Я достаю из мешка 9 жетонов.
Неплохо, всего 4 пустышки. Артефакты забираю себе, а пустые бросаю обратно в мешок, уменьшая шансы того, кто придет сюда после меня. Все правильно, с мест раскопок вывозятся найденные ценности, а грунт остается на месте.
В этом году я больше не смогу производить поиски в этом регионе, переворачиваю свой жетон разрешения на раскопки крестиком вверх (после наступления следующего года получу новое разрешение и смогу сюда вернуться).
Естественно, выгодно быть первым - больше шансов вытащить что-то результативное. Но далеко не всегда везет даже первооткрывателю - попадается песок или мелочь по 1-2 очка. Кстати, есть специальные карты, которые помогают оценить шансы получения очков из каждого мешка. Можно посмотреть сколько и какие номиналы вытащили соперники, чтобы понять, что осталось и стоит ли здесь еще копать.
Раскопки - это основной, но не единственный способ получить победные очки. Можно собирать карты конгрессов, чем их больше, тем больше очков они принесут (но тоже отнимают время).
Можно участвовать в выставках, когда уже есть определенные находки на руках (карты выставок замешиваются в общую колоду особым образом, поэтому выходят не с самого начала игры). Выставки тоже длятся несколько недель, проходят в определенных городах и требуют артефактов указанного цвета.
В общем, можно и нужно использовать все способы получения ПО, учитывая текущую ситуацию на поле.
Игра заканчивается, когда фишка каждого игрока доходит до конца 1903 года.
В конце игры подсчитываем все полученные очки.
Очки приносят также сеты собранных карт (так что их нужно собирать, даже если уже не выгодно идти на раскопки в определенный регион). 5 очков получает обладатель самого большого набора знаний каждого цвета.
Некоторые мелочи остались "за кадром", но на процесс игры они сильно не влияют.
Впечатления о Фивах у меня самые приятные, каждую партию играю с удовольствием. Я в нее буквально влюбилась после просмотренных обзоров. И после покупки игра не разочаровала. Но подчеркиваю, что игра довольно простая и рандомная, хорошо подойдет для игры именно с детьми. Здесь нет напряженного противостояния и тщательного обдумывания ходов (хотя подумать, конечно, надо, поэтому она рекомендуется от 8 лет), нет риска совершить фатальную ошибку. Есть азарт покопаться в мешочках и поймать удачу за хвост 😁. Может занять около часа (вдвоем быстрее).
Интересных вам игр!