Тематическая неделя "море"
Тематические недели, дни и занятия от 3 до 6Море - одна из наших любимых тем для разговора. В этой статье я, со свойственной мне жаждой систематизировать все на свете, попыталась собрать: картины, книги, лэпбук, карточки "Умницы", логические игры и творческие мастер-классы.
День первый, ракушечный. Мы купили в Стройпарке большой комплект ракушек и начали с ними играть: раскладывать по ящикам комода, прятать в нашей манке, выполняющей роль песка, мыть в тазу и в раковине. Я рассказывала о тех, кто раньше жил в этих ракушках, раскладывала их на карте мира по местам обитания. Затем рассказала о том, что в некоторых раковинах образуется жемчуг, который люди вылавливают и изготавливают из жемчуга бусы. Можно припасти для этой цели бусинки и сделать вместе красивые бусы, можно сравнить перламутровый, жемчужный и белый по комплекту "сто цветов" компании "Умница", но этого я уже не успела, поэтому мы просто померили бабушкины бусы)
Дядьки на фото - ловцы жемчуга, у одного из них на ладони - маааленькая жемчужинка.
На этом наш недолгий в смысле образовательном, но бесконечный в смысле игровом день подошел к концу.
День второй. "Привет, море". Для начала я скачала картины Айвазовского на великолепном сайте http://gallerix.ru/roster/. Отбирала я их по принципу: северное море/южное море


штиль-шторм



закат-рассвет

эмоции (здесь - прощание)
Можно долго обсуждать картины, обязательно рассказывать, какие эмоции они у вас вызывают, подбирать для них цветовые ряды из все тех же ста цветов, слушать музыку и угадывать, какой картине какая подходит. Нам больше всего нравится Юрий Гомберг, "музыка моря". Также мы находим испанские мотивы, скрипку и фортепьяно под шум прибоя. Они создают разные настроения. Потом можно забраться в ванну и попытаться воспроизвести плеск волн, шорох камушков под ногами, шум прибоя, как крадутся солнечные лучи по воде, как сыплется сквозь пальцы песок.
После шапочного знакомства с морем мы устроили физический опыт: налили в два стакана воды и стали делать из пресной воды морскую. Эта часть занятия вызвала у Ника полную эйфорию, так как соль он сыпал в стаканы, пробовал, посыпал ей ракушки.
Затем мы заполнили стаканы ракушками, сделав из них нечто декоративное, и стали слушать про соль. Я рассказала, как дорога была раньше соль. Показала фотографии парнокопытных, которые лижут соль. Мы долго бегали с этими карточками, смотрели, какие животные дикие, какие домашние, где они живут, какие у них копыта.
День третий. Утром у нас на стене появился большой и красивый синий лист бумаги из художественного отдела. "Смотри, - сказала я Нику, - у нас появился кусочек моря. Что-то оно совсем пустое и грустное - ни обитателей, ни дна". Дальше мы делаем волны с помощью губки для мытья посуды и пальчиковых красок, рисуем или клеим из бумаги водоросли, размазываем пластилин и насаживаем на него ракушки, бусинки, фасоль. Делаем каменистое дно или песчаное (из манки). С помощью клея и разорванной в клочья салфетки создаем кораллы и красим их красками.
Затем приступаем к морским обитателям. Рисуем пальчиками осьминогов, используем готовые наклейки, вырезаем рыб из цветной бумаги. Неплохие аппликации можно найти вот в такой книжечке:
http://www.labirint.ru/books/367053/
Я говорю, что такой кусочек моря называется "аквариум". Он может быть и очень большим. Например, в Дубае много огромных аквариумов, во много раз превышающих человеческий рост.
Далее мы делаем аквариум на всю стену из комплекта "мир на ладошке", где размещаем хищных рыб и маленьких рыбок, которых необходимо спасти: для этого я вырезала из картона водоросли, мы закрываем ими рыбок. Вся конструкция держится на липучках, их мы брали в Метро.
http://www.umnitsa.ru/cat/mir_na_ladoshke_vypusk_zolotoy/
Помнишь, какие эмоции оно может вызывать? (вспоминаем о картинах Айвазовского). У многих людей море ассоциируется с самыми хорошими вещами. Для кого-то море - это спокойствие, для кого-то - веселые игры. Кто-то любит просто смотреть на море. Далее я достаю фотографии разных настроений, которых у меня накопилось во множестве. Вот лишь некоторые из них.



Мы закрепляем их на нашем кусочке моря и, что гораздо важнее, - в нашем сознании. Теперь море у нас будет ассоциироваться с чем-то очень приятным, и в минуты грусти и печали сможет успокоить нас. Если верить психологам, это такие своеобразные якоря из детства, которые всегда вытаскивают.
вот что у нас получилось по итогам дня (фотографии эмоций здесь мои. Они сделаны мной когда-то очень давно, когда я в последний раз видела море, и они бесконечно греют мне душу)

День 4. Морские легенды. Первая из них - Нептун. Я рассказываю Нику про древних греков и римлян, про их верования; нахожу изображение Посейдона-Нептуна, который любит устраивать бури. Далее мы мастерим из раннего старта грот, в котором Никита прячется от Нептуна, а Нептун, соответственно, мама. После веселой беготни мы слушаем, как отмечается День Нептуна в России. Затем Нептун загадывает Нику разные логические загадки. Например, игры на соответствие:
- найти пару рыбе-собаке, рыбе-пегасу, рыбе-кубику, рыбе-молоту, рыбе-попугаю и т.д. (таких рыб у нас несколько десятков, все из комплекта "Мир на ладошке" компании "Умница"). Изображения обычных животных, молотка, попугая я нахожу в интернете и перемешиваю с рыбьими.
- определить, какому рисунку соответствует та или иная фотография рыбы. Рисунки я творю сама по прекрасной книге "20 способов нарисовать кошку и 44 других удивительных животных" http://www.labirint.ru/books/429098/
- угадать, какую картинку я только что показала: берем карточки-парочки, где изображения почти одинаковые, но различаются какой-то деталью. Показываем несколько секунд одну карточку из пары. Потом показываем обе и спрашиваем, какую из них малыш уже видел. Парочки я скачала на сайте www.Supermom.ru, который требует отдельного поста, настолько он хорош.



Три прекрасных книги отыскала в лабиринте:
1. Корабли. Великие путешествия http://www.labirint.ru/books/362512/ Книга из этой серии у нас уже есть, она посвящена поездам. Не задумываясь приобрету со временем и эту. Она скорее лет с трех:
.

2. Сражения на море. Роберт Грант. http://www.labirint.ru/books/317811/


3. Корабли. 5000 лет лет морских приключений Б. Лэйвери http://www.labirint.ru/books/315970/. Качественных фотографий там нет, но книга, судя по всему, великолепная.
Также рассказываю о первооткрывателях - Васко де Гаме, Колумбе, Беринге, Дрейке и многих, многих других. Здесь я пользуюсь энциклопедией для школьников, хвала ей и слава)

Здесь находится мастер-класс по изготовлению кораблика: http://www.adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0172.shtml. Можно раскрасить его красками, посыпать солью и вновь раскрасить, будет очень красиво!
Самодельный кораблик можно запустить в ручей или речку, попутно рассказывая, как раньше аристократы венчались с морем, бросая в него кольцо.
Можно также посмотреть "Приключения капитана Врунгеля".
6 день - пиратский день. Воистину, здесь есть где разгуляться) Сначала мы вспоминаем о том, что торговые корабли нагружены несметными сокровищами. И что за ними иногда охотятся пираты. После краткого рассказа об известных пиратах и разных приметах мы начинаем: рисовать флаги, собирать конструктор Лего "Пираты", прикрывать глаз черной повязкой, клеить разные пиратские наклейки, смотреть "Остров сокровищ" и читать пиратскую книгу. Не могу описать, как мне нравится пиратская тема)))

"Пиратская книга", Али Митгуш. http://www.labirint.ru/books/358629/
Пираты. Супернаклейки. http://www.labirint.ru/books/387303/

Дальше мы думаем, что возьмем с собой на пляж (предлагаются такие картинки: очки, пляжная сумка, варежки, качели - все, что в родительскую голову взбредет). На пляже мы рыбачим (и с этой целью приобретена магнитная рыбалка), лепим из песка замки (и с этой целью приобретен кинетический песок и необычные формочки).
Песку, кстати, я хотела бы уделить немного больше внимания. Судя по отзывам, это вещь! Он очень упругий, из него можно лепить огромные замки, ничего не сломается. Он также хорош для создания мелких и сложных деталей. Здесь я взяла килограмм такого песка: http://my-shop.ru/shop/toys/1791472.html
А здесь - формочки. Замечу, что их стоимость смехотворна. Одна на морскую тему, стоит 52 рубля! - http://my-shop.ru/shop/toys/1191123.html

Одна - "Колизей", 41 рубль http://my-shop.ru/shop/toys/1523830.html

И - формочка для строительства кубиков и цилиндров, около 400 р.:
http://my-shop.ru/shop/toys/1791500.html
Множество идей для поделок, включая эту, находится по этой ссылке http://www.adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0221.shtml
Вот те, в которые я влюблена:



