Как новые форматы меняют наши покупательские привычки
Детское приданное: на выписку, конверты, пеленкиЗдравствуйте, уважаемые мамочки!
Я недавно в сообществе БебиБлог, но некоторые из вас уже меня знают: я собираюсь сделать сервис, который позволит комфортно приобрести все, что нужно для новорожденного для первых месяцев жизни. Если кому-то интересно, в моем дневнике есть несколько записей с обсуждениями на эту тему.
В минувшие выходные я ездила на дачу, и как это обычно бывает, заехала за продуктами в Ашан. Пока выбирала продукты, подумала, а ведь Ашан сильно изменил наш покупательский опыт. Сейчас попробую объяснить, что именно я имею ввиду.
Немного истории. Ашан появился в России в 2002 (первый магазин Metro Cash & Carry открылся в 2000 году). До появления этих гипермаркетов покупки выглядели приблизительно следующим образом: два-три раза в неделю домохозяйки с мужьями ходили в магазины шаговой доступности, покупали продуктов на 2-3 дня и с этим тащились обратно домой. За свежими овощами, фруктами, мясом, люди отправлялись на рынки, покупали там либо уже у проверенных продавцов, либо ходили и выбирали, где продукты получше, где их не обвесят, в общем, ходили, смотрели, щупали, приценивались в поисках наилучшего варианта.
То есть, в месяц одно домовое хозяйство имело порядка 8-12 походов в магазин «у дома» и 3-4 похода на ближайший рынок. В каждом из этих заходов людям приходилось толкаться между рыночными рядами, стоять в очередях, переходить от одной «проверенной» палатки в другую, чтобы взять лучшего качества. Затем у кого не было машины, или просто не хотелось гонять ее «по пустякам» приходилось тащить огромные сумки с продуктами домой.
Но тут появилась модель - гипермаркет, которая изменила прежде знакомый и привычный нам всем опыт покупки. Сейчас среднее домохозяйство отправляется в гипермаркет всего 1-2 раза в месяц, чтобы купить товаров впрок: вперед на 2 недели, а то и на целый месяц.
Почему люди выбрали гипермаркет?
Мне кажется это довольно очевидным:
1) экономия времени (1-2 поездки, а не 8-12, да еще на рынок надо заскочить),
2) экономия бюджета: в гипермаркете продукты и вещи зачастую дешевле, чем в магазине «у дома», или на рынке.
Ассортимент в типичном гипермаркете не такой уж и большой - много наименований, да, но среди этих наименований вы вряд ли найдете большой выбор, да и нет там каких-то дорогих брендов, чтобы «повыбирать». За то, там есть все, что нужно домохозяйству по приемлемой цене, приемлемого качества.
Что сделал гипермаркет?
Упростил быт миллионов людей. Гипермаркет показал насколько устарел привычный некогда образец поведения покупателей, при покупке товаров, которому люди продолжали следовать чисто по инерции.
Короче говоря, гипермаркет упростил нам жизнь.
Хотя я думаю, что напиши я этот пост тогда, в 2002, мне бы привели 1001 причину, почему старый образец поведения лучше: сказали бы, что на рынке мясо свежее, молоко жирнее, а если поехать на ярмарку, то можно изрядно сэкономить. Однако, прошло чуть больше десятилетия и наше с вами поведение значительно изменилось.
Так вот. Опыт покупок детских товаров, да и вообще товаров непременно изменится. В будущем вам вряд ли захочется ходить по магазинам и щупать/трогать товары, скорее уж вам привезут 3-5 пар "на примерку", после чего вы сможете выбрать наиболее понравившуюся модель. Эта возможность есть уже сейчас, но паттерн поведения будет меняться и дальше.
Как вы считаете привычные образцы поведения уже изменяются? Меняются, но это происходит незаметно? Или все стоит на месте и не собирается изменятся, в принципе?