Разомнем наши пальчики!
Тайны игрового мира. ОБЗОРЫ, ФОТО, ОПИСАНИЯ, идеи, рекомендацииВсе мы знаем, что на наших пальчиках есть очень много нервных окончаний, и если их регулярно стимулировать, можно добиться более активного функционирования всех систем организма. Но это еще не все! Развитие мелкой моторики у детей способствует тому, что ребенок быстрее начнет говорить, раньше научится складывать пазлы, рисовать, аккуратно писать, и у него хорошо будет развито логическое мышление. Поэтому чем раньше ребенок начнет щупать, мять, трогать предметы и материалы разной фактуры, тем лучше он будет развиваться!
Еще лет 20 назад, взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать , штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры , готовить еду и др . Сейчас многие операции за человека делают машины. Все это не лучшим образом отражается на развитии моторики рук.
В данной статье я хочу уделить особое внимание пальчиковым играм с ребенком от годика до трех лет.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия.
Перед игрой лучше сделать массаж пальчиков. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребенку. Педиатры предлагают проводить упражнения в такой последовательности :
1. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от их кончиков (Рис. 1.)
2. Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев (Рис. 2.)
3. Массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти у плечу (Рис. 3.)
Итак начнем:
первые занятия не должны быть долгими и сложными, изучите с малышом простые движения
Фонарики
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Фонарики зажглись - пальцы выпрямить. Фонарики погасли - пальцы сжать.
Фонарики 2
Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет "раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Заготавливаем капусту
Руками имитируем соответствующие действия
- Мы капусту рубим! рубим! рубим!
- Мы капусту режем! режем! режем!
- Мы капусту солим! солим! солим!
- Мы капусту жмем! жмем! жмем!
- Мы морковку трем! трем! трем!
Моем руки
"Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
"Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
"Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Месим тесто
- Тесто мноем, мнем, мнем!
- Тесто жмем, жмем, жмем! - очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
- Пироги мы испечем! - руками совершаем движения, как будто лепим снежки.
Печем блины
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
Мы изучили с вами самые простые действия с пальчиками. Приступим к более сложным.
Шарик
Пальчики обеих рук собраны "щепотью" и соприкасаются кончиками. "Надуваем шарик": придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик. "Шарик лопнул": пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик - не беда,
Новый шар надую я.
Ежик
Соберите пальцы рук в замок, распрямив пальцы.
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
Ежик 2
Ежик маленький замерз, - руки сложены в замок
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело - выпрямить пальцы. показать колючки
Ежик развернулся!
Лодочка
Обе ладони поставлены на ребро и соединены "ковшиком" большие пальцы прижаты к ладоням.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка. - большие пальцы подняты вверх.
Попробуем совместить изученные движения.
Дождик
Дождик, дождик, поливай - указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай, - руками образовать перед собой круг
Будут булки, будут сушки, - поочередно похлопать одной ладонью по другой
Будут вкусные ватрушки. - Соединить большой и указательный пальцы рук, образовав большой круг.
Жук
На лужайке над ромашкой - положить руки на стол ладонями вниз
Жук летал в цветной рубашке; - медленно согнуть и разогнуть пальцы
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, - поднять руки вверх
Я с ромашками дружу. - развести пальцы веером
Тихо на ветру качаюсь, - покачать руками из стороны в сторону
Низко, низко наклоняюсь - медленно наклонить кисти рук вперед.
Самые любимые игры для пальчиков. Они направлены на развитие движение кистей рук.
И учат подражать движениям взрослого.
Моя семья
При чтении стихотворения нужно загибать пальчики на ручке.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Мы с сыном любим рисовать смешные рожицы на пальчиках, игра проходит намного веселей!
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять - поочередно разогните пальцы, начиная с большого
Вышли пальчики гулять. - пошевелите пальцами
Раз, два, три, четыре, пять - поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца
В домик спрятались опять.
Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять - растопырьте пальцы и пошевелите ими
Этот пальчик гриб нашел - загните мизинец
Этот пальчик чистить стал - загните безымянный
Этот резал, этот ел - загните средний и указательный
Ну а этот лишь глядел. - загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.
Спокойной ночи
Эту игру можно проводить перед сном.
Этот пальчик хочет спать, - загните мизинец
Этот пальчик лег в кровать, - загните безымянный палец
Этот рядом прикорнул, - загните средний палец
Этот пальчик уж заснул, - загните указательный палец
А другой давненько спит...- загните большой палец
Кто у нас еще шумит? - погрозите пальчиком другой руки
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!
Апельсин
Игра проводится за столом.
Мы делили апельсин, - сложите ладони "чашечкой" 26 а
Много нас, а он один, - сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке 26 б
Это долька для ежа, - сожмите пальцы в кулак, затем разагните большой палец 26 в
Эта долька для стрижа, - разогните указательный палец 26г
Эта долька для утят, - разогните безымянный палец 26 е
Это долька для бобра, - разогните мизинец 26 ж
А для волка кожура. - разведите руки в стороны 26 з
Он сердит на нас, беда! - погрозите пальцем 26 и
Разбегайтесь кто куда! - сымитируйте бег пальцами по столу 26 к.
Эти пальчиковые игры ребенку будет проще освоить после 2,5 - 3 лет.
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет 5-10. Упражнение выполняется сначала кажной рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит! - сгибать и разгибать указательный и средний пальцы.
Этот зайчик - под сосной - правая рука "зайчик", левая выпрямленная ладонь накрывает сверху "зайку" - это "сосна"
Этот зайчик - под другой. - поменять положение рук.
Дали зайцу барабан.
Он ударил: там-там-там! - указательный и средний пальцы подняты вверх, большой стучит по безымянному и мизинцу.
Ножницы
Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движение ножниц.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
Вилка
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
Колечко
Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверхи прижатьдруг к другу.
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За стуеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.
Очки
Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.
Вот колечки - посмотри!
Превращаются в очки!
Коза
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - рижать большим пальцем к ладони.
Вижу у козочки острые рожки.
Я убегу от нее по дорожке.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Навстречу ей козел спешит.
Дорогу уступить велит. - выполнять упражнение двумя руками.
Мостик
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.
Мы над речкой из дощечек
Строим мостик золотой.
Через мостик человечек
Гонит козочку домой.
или
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила -
Прямо в речку угодила.
Улитка
Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Можно изобразить, как улитка ползет по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога!
Дам тебе я хлеба или молока!
Пчела
Выпрямить указательный палец, остальные прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
Лягушка
Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: Ква-ква-ква.
Собака 1
Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.
Ав-ав-ав - я не пугаю,
Я с ребятами играю!
Собака 2
Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в щепоть, имитируя собачью пасть.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.
Лошадь
Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Кошка
Большой палец и мизинец подняты вверх. Остильные пальцы прижаты к ладони.
Маленькая кошка
Села у окошка.
Хвостиком играет,
Мышку поджидает.
или
Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
Мышка
Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.
Перед тем как хрумкать сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки,
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадется по дорожке
Полюбив пальчиковые игры, вы можете создавать свои сценарии и придумывать волшебных персонажей и героев! Также деток может увлеч теневой и кукольный театры. Для них это что-то загадочное и фантастическое.
Существует еще несколько эффективных способов развития мелкой моторики. Игры с мелкими предметами, лепка и рисование пальчиками. Представляю Вам ТОП игрушек для развития мелкой моторики от Лавочки Чудесных игрушек.
Игрушки-шнуровки
Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного-полутора лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно - поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат - стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).
Игрушка деревянная "Конструктор-шнуровка", Hape, арт. E1019
Эта игра идеально подходит для строительства первых башенок малыша, а потом и целых замков. Деталей в комплекте много, разного цвета и разной формы, как все мы любим. Сам шнурок очень удобен для детской ручки (говорим со знанием дела, мы немало шнурков в руках держали =)Новинки от Hape Подробнее можно посмотреть тут.
Земляничные тропинки, Logis.
Игроки должны помочь собрать медвежатам как можно больше земляничек, чтобы испечь из них вкусный земляничный пирог.
Подробнее можно посмотреть тут.
Мозаика
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такую развивающую игрушку можно приобретать малышу, как только ему исполнится один годик. Главное - обратите внимание на фишки и на возраст ребёнка, для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими яркими фишками и дощечкой больших размеров.
Djeco Мозаика "Риголо", Артикул: 08136
В комплекте ребенок найдет деревянную основу, красочные карточки с заданиями, а также множество пластиковых гвоздиков. Ребенок должен собрать картинку согласно инструкции, в результате чего у него получатся забавная лягушка, красивая бабочка, милая панда и другие животные.
Подробнее можно посмотреть тут.
Djeco Мозаика "Анимо" (Животные), Артикул: 08137
Ребенок должен собрать картинку согласно инструкции, в результате чего у него получатся яркий петушок, забавный слоненок, красочный львенок и другие животные.
Подробнее можно посмотреть тут.
Djeco Мозаика "Сова", Артикул: 01693
В комплекте ребенок найдет основу в виде деревянной совы с пустым пространством в центре, а также множество разноцветных ромбиков, которыми он должен заполнить совенка согласно карточкам с заданиями. Ребенок может следовать инструкциям и примерам с заданиями или же заполнить фигурку совы так, как ему подскажет фантазия.
Подробнее можно тут.
Мозаика деревянная с карточками-шаблонами Plan Toys, арт. 5162.
Подробнее можно почитать тут.
Шаблоны в подарок тут.
Пчелки Plan Toys
Подробнее можно посмотреть тут.
Игра с песком, благодаря приятному тактильному воздействию, успокаивает ребенка и стабилизирует его нервную систему. Учеными давно доказано, что игры с песком позволяют снять стресс, излишнюю эмоциональность, успокоиться, поэтому игры с песком особенно полезны гиперактивным и легко возбудимым малышам.
Легкий, воздушный, он просто потрясающий! С ним ваш ребенок сможет воплотить самые невообразимые творческие фантазии!
Подробнее можно посмотреть тут и тут.
Самая легка Чудо-Глина ANGEL CLAY!!!
Уникальный материал для лепки!
Подробнее посмотреть можно тут и тут.
А вот так свою мелкую моторику развивают серьезные художники. Для них это не просто развлечение, но и любимая работа! Итальянский художник Гидо Даниэле работает в необычной технике - он рисует удивительные картины на руках! На написание одной такой картины уходит от двух до десяти часов, в течение которых рука должна находиться в неподвижном состоянии. А другой итальянский художник, Марио Мариотти, прославился тем, что изгибая и разукрашивая собственные пальцы рук создавал не только животных, но и людей!
На такой вдохновенной ноте позвольте откланяться)) Надеюсь Вам было интересно! И помните, что чем "умнее" руки, тем умнее ваш ребенок. Целенаправленно приобретайте игрушки для развития мелкой моторики у детей. А Лавочка Чудесных игрушек всегда Вам поможет в выборе и предоставит огромный ассортимент просто волшебных игрушек!