Развитие фонематического слуха у детей
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скФонематический слух – это способность различать звуки речи.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Поэтому развитием фонематического слуха (так необходимого в дальнейшем для успешного обучения чтению и письму) мы начинаем заниматься уже с малышами.
Для развития фонематического слуха и слухового внимания на занятиях мы используем различные упражнения.
Но самым любимым является «Сортировка по звукам».
Для этого мы используем различные мелкие предметы и игрушки от киндеров.
С малышами мы сортируем слова по начальной букве (звуку). Используем менажницу с отделениями, где написаны буквы.
Начинаем с гласных: А, О, У:
Предметы на букву (звук):
Автобус Олень Утка
Апельсин Обезьяна Удав
Альбатрос Овечка Улитка
Ананас
На согласный звук М:

Медведь
Мак
Матрешка
Маша
Мамонт
Более сложное задание для старших
детей: определить, где звук находится: в начале, в середине или в конце слова.
Чтобы дети поняли задание, рисуем рыбку и обозначаем на ней начало (голова), середина (туловище) и конец слова (хвост), главное, чтоб ребенок понял, что в слове есть абсолютное начало(первый звук) и абсолютный конец(последний звук), всё остальное - середина.

Автомобиль флАг совА
Апельсин кАктус белкА
Ананас* крАб улиткА
Автобус зАяц юлА
Альбатрос* мАмонт рыбА
Айсберг жирАф
кровАть
* По правилам упражнения, мы ребятам объяснили, если буква А есть и в начале и в середине слова, то мы кладем ее в отдел, где буква А в начале.

Олень сОва зеркалО
Овечка гнОм
Обезьяна горОх
енОт
крОт
гОнка

Утка сУслик кенгурУ*
Удав лягУшка
Улитка кУрица
кактУс
рУль
* из слов, которые заканчиваются на букву У , вспомнила только кенгурУ, поэтому с детьми решили, что все же положим ее в отделение, где слышим в конце слова.
P.S. просто делюсь опытом, я не логопед. Но дети после 2-3 занятий стали отлично определять где спрятан звук


вобще, слова произношу я, а дети слушают, я всегда выделяю четко первую букву в таких "сложных" на слух словах, дети не путаются.

Да, мелочи у нас много)))