Как мы играем в географию
Игры и игрушки для ребят от 3 лет и старшеГеографические игры всегда интересны детям, поскольку больше всего на свете их интересует окружающий мир. И если сначала ребёнку вполне достаточно иметь представление о том, что происходит в радиусе 5 метров вокруг мамы, затем ему хочется расширять этот радиус всё шире и шире. По крайней мере, в 3 Ульяниных года я точно поняла по ней, что её интересуют мировые масштабы. «Далеко ли до Африки?» и «Где живёт Умка?», - такие вопросы в последнее время не редкость. Значит, пора приступать к географическим занималкам)
География - это, конечно, карты) И вовсе не рано вешать карту в комнату 2-3-х летнему ребёнку! Во-первых, ребёнок, особенно если ранее он играл в игры, связанные с наглядным моделированием, способен понять, что карта - это модель. Если карта детская, то можно до бесконечности рассматривать изображённых на ней животных, растения, достопримечательности.
Но мы начали не с карты мира) А гораздо уже - с карты комнаты, квартиры и района.
Ульяна прекрасно ориентируется в этих схемах. По крайней мере, спрятанный приз по моей указке в карте находит с первой попытки; какие качели любимые на какой площадке показывает и т.п. Адрес, кстати, тоже отлично знает. В гости всех зазывает, называя адрес.
Мне кажется, если начать с такой карты, потом ребёнку будет понятнее, что есть карта комнаты, а есть карта страны и мира. Интуитивно схватит понятие масштаба. То есть если начать сразу с мира, ребёнок навряд ли поймёт, что именно изображает карта
Карта мира, кстати, пошла у нас не сразу. То есть первый интерес был…рассмотрели и как-то не заинтересовало, пока я не купила…ЛУПУ! Исследовательский интерес вмиг проснулся) Да, и у нас карта лучше рассматривается на полу. Когда висела на стене, как-то меньше привлекала внимание. Карта у нас бюджетная, со скидкой за 89 рублей взяла
Как мы играем с картой
Я не особо заостряю внимание 3-летнего ребёнка, что тут Австралия, а тут Антарктида. Мне кажется, для этого возраста это непонятные и малоинтересные абстракции. Мы начали играть с картой не с топонимики) Сначала мы выяснили, что голубое на карте - это вода и что вода может быть в океанах, морях, реках и озёрах.; что зелёное - это леса и луга: жёлтое - это пустыни с песком; коричневое - горы, а белое - снега и льды. Ульяна любит брать указку карандаш и проводить мне экскурсию, где что)
И второе, что Ульяна с радостью находит, - Россию, Великобританию (поскольку там живёт крёстная Ульяны))) и Африку (как родину Бармалея))).
Больше ни на чём я пока не заостряю внимание. Животных рассматриваем, могу назвать страну или материк проживания, но без особых акцентов.
Мне кажется, что в 2-5 лет важнее и полезнее научить ребёнка не названию континентов, стран и городов, а ориентации в природных зонах. И нам этом должен быть акцент в географических играх.
Здесь, конечно, большим подспорьем будут детские книги. И это могут быть только энциклопедии. Например, про лес можно рассказать с помощью, как называет её Ульяна, «волшебной» книги Айны Бестард «Кто прячется в лесу».
В этой книге картинка на каждой странице меняется в зависимости от того, через лупу какого цвета разглядывать. Само это уже вызывает восторг у ребёнка (да и у взрослых тоже). Зайчики, например, можно увидеть исключительно через синюю лупу. Но идея этой книги не только игровая, а ещё в том, чтобы продемонстрировать цикличность в природе, смену времён года, дня и ночи и т.п. Больше разворотов книги здесь.
Помимо большой карты, у нас есть ещё несколько. И, думаю, нам этого хватит вполне.
1. Атлас мира для самых маленьких. Здесь мне нравится, что каждая страница посвящена отдельному континенту. Его тоже любим с лупой разглядывать
2. Магнитная карта мира.
Идея - отличная - расселять животных, растения, достопримечательности и людей разных национальностей. Вот такие магнитики
Но очень уж маленькая карта. Размещение магнитиков в итоге получается каким-то нелепым. Но с этими магнитиками вполне можно играть на большой карте.
Был у нас ещё альбом с наклейками: нужно было животных «расселять» по природным зонам или континентам.
А есть ещё «Лондон», но я его пока не давала, приберегла на будущее. Мне кажется, он чуть позже будет актуален.
А ещё мы с картами играем в путешествия. Это ж ведь самое главное в постижении географии - путешествия) Берём игрушечный транспорт: машинки, кораблик, самолёт, поезд и перевозим людей разных национальностей из страны в страну, с континента на континет. Сейчас в основном на поездах, поскольку у нас появилась новая книга про поезда, и Ульяна рассказывает, то ли на королевском поезде, то ли на цирковом она везёт своих пассажиров. Кстати, «Большая книга поездов» (издательство «МИФ») очень нам нравится занимательными историями и интересными иллюстрациями со множеством подробностей - любители виммельбухов оценят однозначно.
Тут, кстати, карта тоже есть.
И самые разные поезда
Королевский поезд
Цирковой
И ещё много-много других
3. Геопазлы. У нас такие. Тут лупа не нужна. Карта получается большой,и все изображения достаточно крупные
В общем, я бы ещё купила атлас с наклейками, наверное. И всё.
И, конечно, глобуса нам не хватает. Есть мячик маленький в виде глобуса. Россию там Ульяну исправно находит. Глобус никак не могу выбрать. В центре, куда ходим на хореографию, есть интерактивный, но мне не понравился совсем. Может, посоветуете глобус хороший?
Ещё объяснять географию ребёнку можно, обмениваясь письмами и посылками с людьми из других городов и стран. При этом можно рассказать, как работает почта. Мы регулярно получаем посылки от крёстной из Лондона, а недавно мы приняли участие в географическом обмене детскими посылками. Нашей задачей было собрать посылку о Твери. Оказалось, что о Твери для детей почти ничего нет, но что-то собрать нам удалось.
Ульяна принимала активное участие) Больше всего понравилось её раскрашивать в подарок козлика (это символ города Твери).
А мы получили посылку из Москвы.
Кстати, адвент-календарь в этом году у нас тоже будет «географический». Мы будем отсчитывать 10 дней до Нового года(31 день по опыту прошлого года - слишком много). И каждый день к Ульяне будут приходить «Деды Морозы» из разных стран с заданиями и сюрпризиками. Здесь они ещё не разрезанные)
На этой новогодней ноте благодарю всех, кто дочитал до конца) С наступающим праздником! И великих географических(и не только) открытий вам и вашим детям в 2016 году!)