Кубики, карточки, альбом
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)Сыну год и четыре. У нас дома буквы появляются в самых разных местах и на разных носителях.
Есть любимый фотоальбом, там в кармашках вставлены картинки из журналов - части тела, люди, техника, инструменты, животные, еда (обязательный набор в общем) - и наравне с ними в некоторых кармашках живут буквы. Так получается, что указывая на кошку на страничке, сын получает ответ, что это кошка, и тут же он указывает на букву, живущую по соседству (причем буква не обязательно "К"), и мы ему говорим, что это, к примеру, Д. Только говорить надо имено звук, без всяких там прибавок - А это буква такая-то. Просто "Д", "Ж"... Иногда картинки меняются, что-то добавляется, альбом пополняется. Делается это для того, чтобы ребенок понимал, что картинки не статичны, и каждая из них самостоятельна и обладает своим смыслом.
Есть карточки двусторонние, там все стандартно - буква и предмет на эту букву. Раньше он смотрел только на предмет, теперь случаются настоящие прорывы - была карточка с ведром и "В", на другой стороне арбуз и "А". Смотрим, сидит сынку и забавляется - "Аааа", переворачивает карточку - "Вввввв". Очень порадовало.
И есть самодельные кубики, они из тетрапака, на них буквы наклеены из разной бумаги - бархатной, говорированной... С кубиками уже начинаются игры - найди "В", найди "О"...
Сейчас он ищет знакомые буквы на афишах. При этом, повторюсь, никаких особых стараний с нашей стороны не прилагалось. Просто он встречал эти буквы постоянно и везде.
Конечно, есть кубики Зайцева, методика и все дела. Но у меня как раз не стоит цели научить мелкого читать сразу. Мне важно сейчас, чтобы он получил связку - знак-предмет, звукообраз, означаемое и означающее. Чтобы эта связка картинки и символа с реальностью была максимально крепкой. А еще - звуки, когда они по отдельности, гораздо легче произносить, чем когда они в слове.
Теперича логическое обоснование в защиту метода:) Когда это идет комплексно и с самого раннего возраста, ребенок воспринимает звуки и буквы, как элемент реальности, как кошек, собак, автобусы, фургоны и все, что его интересует. Соответственно, он не прилагает никаких дополнительных усилий к тому, чтобы запомнить некую абстракцию. Он видит конкретику - и работает с ней. И родителям не надо будет потом объяснять, зачем учить буквы.