Проститься или нет...
4.4. Ураза - постАссалам Алейкум сестры. У меня 2 месячный ребенок кормлю только грудью сегодня хотела держать пост но целый день она капризничает покушает или опять плачет ни как не могла уложить ее спать, сейчас попила чай с молоком и выпечкой через некоторое время она поела и заснула, теперь незнаю связанно ли это???многие говорят что когда такой маленький ребенок нельзя пост держать я все таки хотела но сейчас в сомнениях скажи как быть???
Абонент вне зоны доступа
Уаалейкум ассалам. Вы что? Нельзя так рисковать здоровьем ребенка. Ему ведь всего 2 месяца!!! Надо прервать пост
15.07.2014
Ответить
Olga
ВаАлейкум АсСалям ва рахматуЛлахи ва баракятух!Беременные и кормящие женщины МОГУТ не поститься, если есть опасения за свое или здоровье ребенка, если боитесь, что молоко пропадет или ребенок не будет наедаться. Если Вы видите, что дочке трудно переносить пост вместе с Вами Вы можете прервать пост и на это есть разрешние.От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста». ат-Тирмизи 715. Имам Абу Иса ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а шейх аль-Альбани – достоверным. Беременная и кормящая грудью могут прервать свой пост в том случае, если они опасаются за себя или своего ребенка. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «а поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 183). Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
09.07.2014
Ответить
Olga
Так же хочется добавить о возмещении пропущенных дней для кормящих женщин.Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью”
Относительно
данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений,
правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а
противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.
Рассмотрим подробно мнения всех сторон:
Первое мнение
состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост
и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением
Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402.
Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что если они не
постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные
дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Второе мнение
состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а
кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день
одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273.
Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в
словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи
говорил: “Мы
не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость
объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме
имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.
Третье мнение состоит
в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить
пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы,
аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См.
“Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Также этому мнению отдали предпочтение шейх
Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.
Они
говорят, что основа в шариате Всевышнего – это обязанность соблюдать
пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и
кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с
этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой,
кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
Также их доводом являются следующие аналогии:
Хадис: «Великий
и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а
беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
Также
они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за
опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить
пост.
Четвертое мнение
состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не
кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение
шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.
Их
мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть
дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или
беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что
они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только
пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший
рвоту, женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение.
Упомянув это, Ибн Хазм сказал: “Ни
один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из
Корана или Сунны, или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).
И пятое мнение
состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не
обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день
одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за
ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн
Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам
би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184) сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Ибн ‘Аббас также говорил: “Если
беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего
ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый
пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари
2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в
“аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх
аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь
пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому
корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”. Нафи’
рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной
дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам
ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не
постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится
кормящая грудью, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый
пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.
Вывод
Как
мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее
аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что
беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить
за каждый пропущенный день одного бедняка.
Это мнение является самым сильным по следующим причинам:
Во-первых,
оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение
Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше
других знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено»,
содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание
Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение
Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.
В-третьих,
то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его
ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является
установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения
этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
В-четвертых,
даже если это мнение основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса,
то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что
нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом
противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение,
кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все
имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди
сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не
дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если
сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в
противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.
Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему мнению не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.
Также
следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является
следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других
сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который
необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно
этого правила все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны,
кроме тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы
и некоторые крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль”
2/319.
Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)“” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников″” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.
Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.А Всевышний Аллах знает лучше!
09.07.2014
Ответить
Алия
Ассаламу алейкум, сестра, а как беременная женщина может определить вредит ли пост ребенку или нет? Ориентироваться на мнения врачей?
09.07.2014
Ответить
Olga
ВаАлейкум АсСалям ва рахматуЛлахи ва баракятух!Здесь делается акцент на то что если мать опасается... Женщина сама чувствует когда плохо еей и что это может быть опсным для ребенка. Я в свой первый Рамадан не постилась потомучто первые 5месяцев был жуткий таксикоз и есть и пить могла только по немногу. я себя то не чувствовала от рвоты, это для взрослого роганизма черевато обезвоживанием, а для зарождающейся жизни... Поэтому я и не постилась... А есть те кто и таксикоза не чувствуют и общее состояние практически не меняется.
09.07.2014
Ответить
Алия
Понятно, я бы наверно не решилась поститься будучи беременной, даже если б токсикоза не было, оставить на 18 часов ребенка без питания, как то страшно...
10.07.2014
Ответить
Olga
Так если страшно то и разрешение есть ...От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий
и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв,
а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста». ат-Тирмизи 715. Имам Абу Иса ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а шейх аль-Альбани – достоверным.
10.07.2014
Ответить
Лейла умм Асия
Ва аляйкум ассалям ва рахматуЛляхи ва баракатух. Если вы опасаетесь, что малышу не будет хватать молока, то можете не держать, но потом возместить когда сможете
09.07.2014
Ответить
Лейла умм Асия
Вопрос: Можно ли моей жене, которая кормит грудью десятимесячного сына, не поститься в Рамадане?Ответ: Хвала Аллаху.Пост кормящей матери, так же, как и беременной женщины, рассматривается в контексте одной из двух положений:1. Когда пост не влияет на неё и не причиняет вреда, и она не боится, что пост может плохо повлиять на ребёнка. В этом случае она обязана соблюдать пост, и не дозволено ей прервать его.2. Она опасается, что соблюдение поста может принести вред ей или ребёнку, и её тяжело поститься. В таком случае она обязана прервать пост и возместить пропущенные дни в другое время.В этой ситуации ей лучше не поститься, а соблюдения поста является порицаемым (макрух). Более того, некоторые учёные сказали, что если она опасается за своего ребёнка, то для неё становится ваджибом прервать пост, а продолжение соблюдения поста харамомАл-Мирдави в «ал-Инсаф» (7/382) сказал:− В таком состоянии, соблюдение поста порицается… Ибн ‘Акъил сказал: «Если кормящая мать и беременная женщина опасаются за ребёнка и беременность, то им не дозволено соблюдать пост. В противном случае, им не дозволено разговляться».Шейха Ибн ал-Усаймина, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, спросили: «Если беременная женщина или кормящая мать прервали пост без причины, имея силы и здоровье, чтобы соблюдать пост, каково решение в этом случае?». Он ответил:− Беременной женщине или кормящей матери не дозволено разговляться без уважительной причины в дневное время Рамадана. Если же они прервали пост по уважительной причине, то обязаны восполнить пропущенные дни поста в другое время, потому что Всевышний Аллах относительно больного сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:185). Беременные женщины и кормящие матери подпадают под то же определение, что и больные. Если их оправданием является опасение за ребёнка, то они, по мнению некоторых учёных, наряду с восполнением пропущенных дней поста, должны накормить пшеницей, или рисом, или финиками, или любыми другими продуктами питания одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Некоторые учёные сказали, что они должны только восполнить пропущенные дни поста, не зависимо от ситуации, потому что для вменения в обязанность кормления бедняков нет доказательств из Корана или Сунны, а основой является отсутствие какой-либо обязанности (бараа аз-зимма) до тех пор, пока не будет доказательства. Это – мазхаб Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах, и это сильное мнение. Конец цитаты из «Фатава ас-Сыйам» (стр. 161).Ибн ал-Усаймина так же спросили о беременной женщине, которая боясь за себя или за ребёнка нарушила пост. Каково шариатское постановление? Шейх ответил:− Беременная женщина находится в одной из двух ситуаций:Первая ситуация: у неё достаточно здоровья и силы для соблюдения поста, она не испытывает трудности из-за этого и пост не влияет на её плод. Такая женщина обязана поститься, потому что у неё нет оправдания для оставления поста.Ситуация вторая: беременная не в состоянии перенести пост из-за тяжёлой беременности, или из-за физической слабости, или по другой причине. В таком случае она не должна соблюдать пост. Нельзя поститься, когда есть опасность для плода, и оставление поста в этом случае является обязательным. Оставив пост, она становится подобна другим оставившим пост по оправданию, поэтому она обязана восполнить пропущенные дни поста, когда причина этого оправдания исчезнет. Когда она родит, она обязана восполнить пост после того, как она очистится от послеродовых выделений (нифас). Однако в некоторых случаях, когда исчезает одно оправдание, может появиться другая уважительная причина – грудное вскармливание. Кормящая мать может нуждаться в пище и питье, особенно летом, когда дни долгие и жаркие. Поэтому, ей может быть необходимо оставить пост, чтобы иметь возможность кормить ребёнка своим молоком. В таком случае мы так же говорим ей: не постись, а когда причина оправдания исчезнет, восполни пропущенные дни поста. Конец цитаты из «Фатава ас-Сыйам» (стр. 162)Шейх Ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах, сказал:− Что касается беременной женщины и кормящей матери, то достоверно известно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из хадиса Анаса б. Малика ал-Ка’би, переданного Ахмадом и авторами ас-Сунан с достоверной цепочкой передатчиков, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им разрешение не поститься, приравняв их к путникам. Из этого известно, что они не соблюдают пост и восполняют его, подобно путнику. Учёные сказали, что они могут не поститься только в том случае, если пост является тягостным для них — как для того, кто болен — или в случае опасения за ребёнка. А Аллах знает лучше. Конец цитаты из «Маджму’ ал-Фатава» (15/224).В фетве Постоянного Комитета сказано:− Что касается беременной женщины, то она обязана поститься в период беременности. Если же она боится, что пост повредит ей или плоду, то она должна оставить пост и возместить пропущенные дни поста после того, как родит и очистится от послеродовых выделений (нифас). Конец цитаты из «Фатава ал-Ладжна ал-Даима» (10/226).Islam Q&A фатва № 50005
Вопрос: Можно ли моей жене, которая кормит грудью десятимесячного сына, не поститься в Рамадане?Ответ: Хвала Аллаху.Пост кормящей матери, так же, как и беременной женщины, рассматривается в контексте одной из двух положений:1. Когда пост не влияет на неё и не причиняет вреда, и она не боится, что пост может плохо повлиять на ребёнка. В этом случае она обязана соблюдать пост, и не дозволено ей прервать его.2. Она опасается, что соблюдение поста может принести вред ей или ребёнку, и её тяжело поститься. В таком случае она обязана прервать пост и возместить пропущенные дни в другое время.В этой ситуации ей лучше не поститься, а соблюдения поста является порицаемым (макрух). Более того, некоторые учёные сказали, что если она опасается за своего ребёнка, то для неё становится ваджибом прервать пост, а продолжение соблюдения поста харамомАл-Мирдави в «ал-Инсаф» (7/382) сказал:− В таком состоянии, соблюдение поста порицается… Ибн ‘Акъил сказал: «Если кормящая мать и беременная женщина опасаются за ребёнка и беременность, то им не дозволено соблюдать пост. В противном случае, им не дозволено разговляться».Шейха Ибн ал-Усаймина, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, спросили: «Если беременная женщина или кормящая мать прервали пост без причины, имея силы и здоровье, чтобы соблюдать пост, каково решение в этом случае?». Он ответил:− Беременной женщине или кормящей матери не дозволено разговляться без уважительной причины в дневное время Рамадана. Если же они прервали пост по уважительной причине, то обязаны восполнить пропущенные дни поста в другое время, потому что Всевышний Аллах относительно больного сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:185). Беременные женщины и кормящие матери подпадают под то же определение, что и больные. Если их оправданием является опасение за ребёнка, то они, по мнению некоторых учёных, наряду с восполнением пропущенных дней поста, должны накормить пшеницей, или рисом, или финиками, или любыми другими продуктами питания одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Некоторые учёные сказали, что они должны только восполнить пропущенные дни поста, не зависимо от ситуации, потому что для вменения в обязанность кормления бедняков нет доказательств из Корана или Сунны, а основой является отсутствие какой-либо обязанности (бараа аз-зимма) до тех пор, пока не будет доказательства. Это – мазхаб Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах, и это сильное мнение. Конец цитаты из «Фатава ас-Сыйам» (стр. 161).Ибн ал-Усаймина так же спросили о беременной женщине, которая боясь за себя или за ребёнка нарушила пост. Каково шариатское постановление? Шейх ответил:− Беременная женщина находится в одной из двух ситуаций:Первая ситуация: у неё достаточно здоровья и силы для соблюдения поста, она не испытывает трудности из-за этого и пост не влияет на её плод. Такая женщина обязана поститься, потому что у неё нет оправдания для оставления поста.Ситуация вторая: беременная не в состоянии перенести пост из-за тяжёлой беременности, или из-за физической слабости, или по другой причине. В таком случае она не должна соблюдать пост. Нельзя поститься, когда есть опасность для плода, и оставление поста в этом случае является обязательным. Оставив пост, она становится подобна другим оставившим пост по оправданию, поэтому она обязана восполнить пропущенные дни поста, когда причина этого оправдания исчезнет. Когда она родит, она обязана восполнить пост после того, как она очистится от послеродовых выделений (нифас). Однако в некоторых случаях, когда исчезает одно оправдание, может появиться другая уважительная причина – грудное вскармливание. Кормящая мать может нуждаться в пище и питье, особенно летом, когда дни долгие и жаркие. Поэтому, ей может быть необходимо оставить пост, чтобы иметь возможность кормить ребёнка своим молоком. В таком случае мы так же говорим ей: не постись, а когда причина оправдания исчезнет, восполни пропущенные дни поста. Конец цитаты из «Фатава ас-Сыйам» (стр. 162)Шейх Ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах, сказал:− Что касается беременной женщины и кормящей матери, то достоверно известно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из хадиса Анаса б. Малика ал-Ка’би, переданного Ахмадом и авторами ас-Сунан с достоверной цепочкой передатчиков, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им разрешение не поститься, приравняв их к путникам. Из этого известно, что они не соблюдают пост и восполняют его, подобно путнику. Учёные сказали, что они могут не поститься только в том случае, если пост является тягостным для них — как для того, кто болен — или в случае опасения за ребёнка. А Аллах знает лучше. Конец цитаты из «Маджму’ ал-Фатава» (15/224).В фетве Постоянного Комитета сказано:− Что касается беременной женщины, то она обязана поститься в период беременности. Если же она боится, что пост повредит ей или плоду, то она должна оставить пост и возместить пропущенные дни поста после того, как родит и очистится от послеродовых выделений (нифас). Конец цитаты из «Фатава ал-Ладжна ал-Даима» (10/226).Islam Q&A фатва № 50005
09.07.2014
Ответить