Покорение Марса
семейные игрыНашумевшая игра, которую одни любят, другие ругают. К ней вышло уже штук 5 или 6 дополнений, да и тираж базы был перевыпущен только в России несколько раз (а игра не сказать, что дешевая). Я отношусь к тем, кому игра очень нравится. И когда в издательстве "Лавка игр" был объявлен предзаказ на базовую игру в третий раз, я в него наконец-то вписалась (и игра по сей день является самой дорогой в моей коллекции).
Итак, сегодня на нашем игровом столе Покорение Марса.
Игра вышла в 2016 году, сейчас занимает четвертую строчку в рейтинге BGG, имеет несколько наград. Это евро на зарабатывание победных очков.
Меня тема космоса не отталкивает, а скорее даже наоборот, и оформление "Марса" мне нравится. Карта Марса настоящая, разве что не слишком детальная.
Сложность игры 3,23 (по оценкам БГГ), возраст 12+. Думаю, что так и есть, по крайней мере с дочкой (8 лет) в нее играть не пробовала, ей точно рано. Но в целом ничего сложного нет, летсплей и/или первая партия дадут полное представление об игре.
Игроки - владельцы крупнейших мировых корпораций, которые вкладываются в развитие Марса (на дворе 24-й век). Каждая корпорация имеет какое-то отличительное свойство, которое дает бонус в начале игры или в течение партии. На индивидуальном планшете каждый игрок будет производить сталь, титан, вырабатывать энергию и тепло, выращивать саженцы, чтобы затем вкладывать все эти ресурсы в развитие красной планеты. Тут же отмечаем прибыль (в мегакредитах). Деньги очень важны, без них мы не сможем осуществить никаких действий, при освоении планеты за все надо платить.
Выше на фото мой планшет.
Свойство моей корпорации под названием Helion - начальный капитал 42 мегакредита и повышенный уровень производства тепла (4 вместо стандартного 1). И в процессе игры произведенное тепло дает мне бонусы (т.к.корпорация специализируется на получении тепла нестандартными способами).
А это корпорация соперника Ecoline
Начальный капитал 36 мегакредитов, 3 саженца и изначально ускоренное выращивание растений. В процессе партии также получает бонусы при озеленении планеты.
Корпораций в базовой версии 11 штук, не считая одинаковых начальных (плюс еще две в дополнительной колоде - дополнении, идущем вместе с базой).
Наша общая задача - сделать Марс пригодным для жизни и, конечно, заработать на этом деньги и поднять рейтинг своей корпорации. Сделать пригодным для жизни - это значит увеличить температуру на поверхности планеты до +8 градусов,
уровень кислорода в атмосфере до 14% и создать на поверхности несколько океанов (разместить на карте 9 жетонов океанов).
Как только все эти параметры достигнут названных значений, игра заканчивается, и мы сравниваем рейтинг наших корпораций (рейтинг = ПО). Чтобы терраформировать планету и зарабатывать рейтинг используется просто огромная колода карт - более 130 шт. И это еще без дополнения, включенного в базу (всего 208).
Количество раундов не ограничено, каждый раунд мы делаем по очереди по 2 хода (пока у нас есть деньги и пока мы имеем возможность хоть что-то сделать). Для этого разыгрываем карты проектов с руки, используем свойства некоторых уже выложенных карт, выполняем действия с ресурсами на планшетах или стандартные проекты (это все подробно и с примерами расписано в правилах).
Перед началом раунда мы берем карты из колоды в руку, платим за те, что хотим оставить у себя (по 3 МК за каждую), остальные сбрасываем (то есть много карт не возьмешь, деньги ограничены). При разыгрывании карт с руки снова за них платим (столько, сколько указано на карте). Да, освоение чужой планеты обходится очень дорого!
В первых раундах не так много действий мы можем выполнить, потому что денег мало, ресурсов мало. Я первым ходом плачу 11 МК за то, чтобы использовать энергию солнечного ветра (повышаю на своем планшете уровень производства энергии на единицу и получаю немного титана). Все, карта разыграна.
В один из следующих ходов строю первый город на Марсе. Это стоит мне 16 МК (часть суммы можно оплатить сталью, если она есть).
Производство энергии придется уменьшить, но зато повышается заработок в МК, город приносит прибыль! Отмечаю жетон города своим маркером (зеленый кубик).
Мой соперник начинает высаживать лес и тем самым повышает уровень кислорода на планете (и свой рейтинг тоже). Рейтинг игрока увеличивается за повышение уровня кислорода и температуры на Марсе и размещение океана, иногда еще карты предписывают поднять рейтинг на 1 или 2. Каждый раунд рейтинг приносит деньги (то есть, чем он выше, тем больше денег, а значит и больше возможностей).
Иногда карты можно оплачивать не деньгами, а ресурсами (на фото ниже я отдаю накопленные 5 кубиков титана = 15 МК). Я получаю груз с Европы (спутника Юпитера), это лед, который превращаю на Марсе в океан (выкладываю жетон океана на карту Марса) и тем самым повышаю свой рейтинг.
Таким образом и идет освоение планеты - надо копить ресурсы (увеличивать их производство), использовать разные возможности для повышения своего рейтинга, не забывая свойство своей корпорации.
Особенно приятно бывает за один раунд повысить рейтинг на несколько единиц, используя бонусы на карте планеты, играя последовательно карты с руки, когда одна карта открывает возможности для другой и т.д.
Все сыгранные карты мы кладем на стол возле своего планшета. При этом красные карты - одноразовые, они сразу переворачиваются рубашкой. Зеленые играются один раз, но символы в правом углу могут еще приносить пользу. А синие карты - это возможные действия, которые мы можем активировать каждый раунд.
К примеру, в этой партии у меня были такие синие карты (фото ниже). Одна давала бонус при разыгрывании карты с меткой космоса, а другая позволяла раз в раунд потратить 4 кубика энергии, чтобы получить 2 кубика стали и повысить уровень кислорода на 1 (то есть получить 1 очко).
Кислород поднимается, океаны разливаются, иногда падают астероиды, иногда извергаются вулканы, мы осваиваем новые способы получения энергии, разводим микробов, мхи, птиц и животных, строим города, даже Деймос можно обрушить на планету, чтобы поднять температуру.
Производство и прибыль растут, пора задуматься о дополнительных инвестициях. За партию можно отметить 3 достижения (это дополнительные ПО в конце игры). Мой соперник первым выложил 3 жетона леса (что неудивительно, ведь корпорация на этом специализируется) и стал лучшим садоводом.
Позже я отметила еще два - Колонизатор и Строитель. Каждое достижение принесет 5 очков.
Есть еще и награды, их можно и нужно учредить, но не факт, что сам ее получишь, а не более расчетливый соперник. Поэтому награды отмечаются ближе к концу партии, когда уже видны перспективы.
К примеру, я учредила награду Теплотехник, т.к. рассчитывала, что на конец партии накоплю больше тепла (и к этому были предпосылки, в течение партии хорошо прокачала производство тепла - до 14 единиц).
При игре вдвоем мы строго следим за достижениями и наградами, т.к. если соперник получит преимущество, то потом неплохо оторвется по очкам. Чаще всего на метках достижений/наград у нас лежит по 3 кубика (3 мои и 3 сестры - это по 15 очков каждому. Если 2 против 4, то 10 очков против 20 - большой разрыв, нельзя этого позволить сопернику).
Итак, игра заканчивается, когда значения достигли своего максимума.
Очень красиво выглядит карта Марса - океаны, леса, города среди зелени.
Карт за партию разыграно много. Мои
и сестры.
Пора считать прибыль от нашей деятельности. Пока непонятно, кто выигрывает. У меня есть небольшой отрыв по очкам на момент окончания последнего раунда, а у сестры больше зелени на карте (это тоже очки), по достижениям/наградам мы равны, есть еще ПО на картах. Считаем.
Наши маркеры остановились на одной отметке! Лезем в правила смотреть, как разрешить ничью по очкам (еще ни разу так не заканчивали партию, кто-то убегал вперед хотя бы на одно очко, а бывало и на 10-20). Выигрывает тот, у кого больше денег осталось. Эх, и это была не я... Я все растратила в последнем раунде, чтобы получить дополнительно несколько очков, а сестра копила, т.к.хотела получить учрежденную ей же награду Банкир.
Несмотря на проигрыш, я получила большое удовольствие от партии, впрочем, как всегда. Люблю игры с картами, и космос люблю, и когда красивая картинка люблю. И геймплей не подкачал, и атмосфера есть (не та, в которой мы повышали кислород, а сеттинг связан с процессом, особенно если зачитывать названия карт). На самом деле есть впечатление постепенного преобразования и развития планеты при помощи разных передовых технологий. Карты все разные, повторений нет (но есть похожие по свойствам), не все одинаково полезны, но все прорисованы в духе игры.
Красные - карты событий (после розыгрыша переворачиваются и больше в игре не участвуют).
Зеленые - технологические карты (их метки учитываются всю партию и могут дать некоторые возможности и бонусы).
Синие - активные карты (постоянный эффект или действие раз в раунд).
Карты ругают за то, что оформлены в разном стиле. Для меня это не имеет никакого значения, после нескольких партий на рисунок даже не смотрю.
Еще можно поругать за тонкие планшеты игроков (думаю докупить на них удобные накладки, при предзаказе денег пожалела, игра и так недешевая).
И еще органайзера не хватает в коробке (нет совсем ничего).
Время партии у нас - часа полтора +/-, играем всегда вдвоем, поэтому впечатления только от игры на двоих. Интересно было бы попробовать бОльшим составом (можно до 5), но такого состава под рукой не имеется (аналогично как Замки Бургундии у нас всегда только на двоих), да и время партии увеличится.
В "Покорении Марса" много нюансов. К примеру, очки можно получить, даже если нет карт на руках - использовать стандартные проекты. Можно при наборе карт на руку использовать драфт (обмениваясь картами, решать, что оставить себе, что отдать сопернику), но мы так не делаем, в "Марсе" нам драфта не хочется, хотя в отзывах пишут, что некорым драфт оживляет игру. Нам и так "живенько", мы любим "копаться в своем огороде". Взаимодействия в игре немного - разве что первым занять достижение или снять с планшета соперника накопленные растения, ну можно еще построить город на очень выгодном месте, которое соперник готовил для себя (но это не часто, соперник как правило контролирует ситуацию).
Дополнения я не покупала и не планирую, нам хватает того, что есть (посмотрела обзор всех дополнений, не зацепили). Возможно, если играть очень часто, то карты со временем примелькаются и захочется разнообразия (в этом случае можно подумать над дополнением с новыми проектами), но мы играем не слишком часто, даже мини-дополнение из базовой коробки еще не освоили.
Кстати, в игре предусмотрен и соло-режим. Я не пробовала еще, не поклонник играть в одиночку, но ради любопытства как-нибудь сыграю.
Резюмирую. Не могу рекомендовать всем (не все любят космос и игры на карточном движке, да и цена негуманная), но сама игру люблю. Нравится развивать свое производство, когда оно приносит новые возможности; нравится, что можно выбрать, на чем строить свою стратегию (на возможностях своей корпорации или даже не на них\ не только на них); нравится, что возможностей для получения ПО много - это и розыгрыш удачно пришедших карт, и размещение жетонов на поле, и использование активных карт и вовремя реализованный стандартный проект и т.д. Поле для принятия тактических решений обширное, хорошо организовано взаимодействие карт, карт и поля, карт и личных планшетов. Словом, одна из моих любимых настолок.
Интересных вам игр!