Сенет. Игра Богов
игры для детей школьного возрастаСегодня последний день ФМ "Дуэльные игры" плюс Хэллоуин. Объединив эти два события, предлагаю отправиться в путешествие в потусторонний мир.
Сенет - старейшая известная игра, которая появилась более 5000 лет назад.
Легенда гласит, что изобрёл игру древнеегипетский бог знаний Тот для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут. Бог солнца Ра наложил проклятие на богиню Нут: она не могла родить детей ни в один из 360 дней года. Итак, игра началась. На кон поставили 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости и знаний Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном 355. Люди же получили новую игру и пять лишних дней в календаре. Из-за элемента удачи, необходимого для победы, считается, что успешный игрок находится под защитой богов.
Будучи изначально исключительно светским развлечением, Сенет постепенно всё больше обретал сакральное значение и примерно в 1293 году до н.э. окончательно превратился в «эмулятор» загробного мира с изображением на квадратах основных божеств и событий царства мёртвых.
Это все была предыстория, не мною придуманная. А теперь ступим же в задворки загробного мира.
В небольшой коробочке от "Интерхита" мы обнаружим игровое поле, инструкцию и мешочек.
Содержимое мешочка невелико, но ценно)
10 фишек игроков и 4 палочки.
Палочки представляют собой брусочек полуовальной формы. На ровной стороне должна быть надпись "Сенет". В нашей игре брусочки оказались чистыми, без надписи, но дети придумали выжечь рисунок.
Выбираем за кого будем играть: коричневые фишки - бог мудрости Тот, черные фишки - бог луны Хонсу.
Выставляем фишки на поле на ячейки от 1 до 10, как показано на картинке.
Про поле. Оно состоит из 30 ячеек. Шесть из них необычные.
Если вкратце, то так: на 26 ячейку нужно обязательно зайти, с 27 возвращаешься на 15, если не выбросил четверку в следующем году (3 попытки), с 28 ячейки можно уйти только выбросив тройку, с 29 - только двойку, с 30 - любой результат броска и фишка вышла из игры.
Если хочется немного атмосферы, то...
26 - Дом Омоложения "Хранитель ведёт тебя к прекрасному, чтобы ты стал прекрасным и снаружи, и внутри». Дом символизирует превращение усопшего в мумию, перерождение и в конечном итоге - переход к вечной жизни. Игрок обязательно должен побывать в этом доме. Он не может пройти мимо него.
28 - Дом Трёх Истин "Да поднимется каждый и станет говорить с самим богом в построенном великом городе богов." С этой ячейки фишку можно вывести из игры только при значении палочек три.
29 - Дом Исиды "Преподнеси дары для двух великих богинь Исиды и Нефтиды". Чтобы вывести фишку с этой ячейки необходимо бросить на палочках 2. При любом другом результате двигать ее нельзя.
27 - Воды Хаоса «Каждый, кто не очистился внутри этого дома, плывёт вниз». Это ячейка-ловушка. Если игрок попал на нее, то в следующем ходу должен с трех попыток выбросить на палочках 4. Если не вышло он перемещается в Дом Возрождения
15- Дом Возрождения, где возрождаются утонувшие фишки.
30 - Дом Восходящего Солнца «Каждый сольётся с Ра, обретя тем счастье и вечную жизнь». На этом поле рисовали изображение сокола, несущего солнечный диск, или круг, но чаще всего оно оставалось пустым, ибо невозможно изобразить бога-демиурга. Фишка игрока с этого поля может быть выведена с поля при любом результате броска палочек.
Цель игры - вывести всех своих фишек с поля.
Кто первым выведет свои фишки с поля, тот возрождается вместе с богом солнца Ра, а значит еще при жизни получает его уверения в том, что после смерти выдержит все испытания загробного мира. Уход фишки с поля равносилен спасений покойного из Царства Мертвых, единению его с богом Ра и, в конечном итоге, обожествлению
Игровой процесс очень прост: бросаем палочки и ходим любой своей фишкой.
Значение палочек: сколько выпало значений с надписью Сенет (в нашем случае выжженным рисунком) на столько ячеек можно передвинуть фишку. Значение может быть 1, 2, 3, 4. Если все палочки выпали стороной без рисунка, значит 5.
Как ходят фишки?
Фишки ходят СТРОГО на выпавшее значение палочек.
На одной ячейке может быть только одна фишка, т.е. фишка должна встать на пустую ячейку или фишка может поменяться местами с фишкой соперника при условии, что последняя не входит в состав Защитного дома. Защитный дом - это 2 и более фишки, расположенные на смежных ячейках.
На фото два варианта хода черных при броске 3.
Ходить могут только две фишки: с ячейки 1 и 14.
С ячейки 3 фишка не может ходить. Со своими меняться местами смысла нет.
С ячеек 5 и 6 фишки тоже сдвинуться не могут, они не могут поменяться местами с фишками соперника. Те в домике))
Приближаемся к Домам...
Напоминаю, что Дом Возрождения нужно посетить всем.
Если сейчас ход черных, то им необходимо выбросить 1 или 4, чтобы попасть в дом. При других значениях палочек у них пропуск хода.
Если ход коричневых, то чтобы попасть в Дом Возрождения, необходимо выбросить 2 или 3. Если выпадет 1, то фишка с 24 ячейки поменяется с фишкой с 25 значения и стать чуть ближе к Дому Возрождения.
После Дома Возрождения ловушка - Воды Хаоса. Никто добровольно туда не сунется, значит или вынужденно или соперник подтолкнет с бережка.
Вот пример с вынужденным "купанием". Если сейчас ход черных и выпадет на палочках 1, то фишке с ячейки 26 придется передвинуться на ячейку 27.
Второй вариант посещения бурных Вод Хаоса. Ход коричневых и на палочках 2. Можно вывести из игры фишку с ячейки 29, а можно поменяться с фишкой соперника с ячейки 28, но она не возвращается в Дом Возрождения, а попадает в водную пучину перед ним - перемещается на ячейку 27. Таково правило рокировки фишек после пересечения ячейки 26.
Еще два дома - испытания. Коричневой фишке нужен результат палочек 3, а черной - 2, а иначе прозябать им тут еще долго.
Много-много буковок, но игра очень простая в освоении. Хотелось, чтобы вы немного прониклись темой. Хотя, конечно, это абстракт абстрактом)
Сенет - это смесь удачи и стратегии. Удача - это бросок палочек. А стратегия - это ваше решение, какой фишкой сходить, передвигать все фишки вместе или по делать упор на одной.
Шансы на победу одинаковые, поэтому игра идеально подходит с детьми. Мы вчера отыграли две партии с младшим сыном (возраст 6.10). Счет 1:1. Играли на равных, я не поддавалась совсем.
Время партии 25 минут. Пролетает незаметно.
Играем не часто, но всегда с удовольствием. Игра оформлена в приятных пастельных тонах. Необычно бросать не кубик, а палочки. Игра - не простая ходилка, есть место для подумать над ходом. Можно так выставить свои фишки в Защитные дома, что серьезно усложнишь жизнь сопернику.
P.S. Сенет - необычная для нас игра. Она ассоциируется с новым годом и сообществом. Это подарок от сообщницы. Как-то перед Новым годом она мне написала: "Ира, хочу сделать тебе подарок." Невероятно приятно и неожиданно. И мы ни разу не виделись в реале. Живем в разных городах.
И вот скоро самый волшебный праздник в году (и я не Хэллоуин) и подумалось, вдруг кто-то тоже захочет вот просто так порадовать кого-то с кем общается в сообществе. Знайте, это очень здорово! Дерзайте! Если хотите сохранить инкогнито до получения посылки адресатом, то могу помочь в получении адреса (спрошу за вас).
Лучший ответ
Даже удивительно, что об этой игре вообще нет упоминаний даже. Она, конечно, зловещая по теме, но довольно ведь и необычная. Любителям дуэльных абстрактов вполне может подойти .