О целях брака

Да, это распространенная ошибка современных неофитов. Все, что связано с человеческой сексуальностью - грех, только для чадородия и "благословляется" и то, с занавешенными иконами :)). Рекомендую почитать еще статью Владимира Соловьева "Смысл любви" http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm на эту тему
17.09.2012
Очень хорошо написано, познавательно.А вот как следует праздновать брак? Давно задавалась таким вопросом...Да хранит Вас Господи
17.09.2012
ну если интересно, то святитель в той же беседе парой абзацев ранее пишет следующее: "В мирских собраниях, хотя иногда и говорится что-нибудь доброе, но среди многого дурного едва одно что-нибудь здравое скажут некоторые; а в божественных Писаниях все напротив: никогда не услышишь ты здесь ни одного дурного слова, но все они исполнены спасения и великого любомудрия. Таковы и те изречения, которые прочитаны нам сегодня. Какие же именно? А о нихже писасте ми, говорит апостол, добро человеку жене не прикасатися. Но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать и кийждо (жена) своего мужа. Павел преподает закон о браках, и не стыдится, не уклоняется и совершенно справедливо. Если Господь его почтил брак, и не постыдился, но украсил это дело и присутствием своим и даром - ведь Он принес и дары больше всех, превратив воду в вино, то как стал бы стыдиться раб, преподавая закон о браке? Не брак порочное дело, но порочно прелюбодеяние, порочное дело блуд; а брак есть врачество, истребляющее блуд. Не будем же бесчестить его диавольскими торжествами, но, как поступили жители Каны Галилейской, так пусть поступают и ныне вступающие в брак: пусть они имеют среди себя Христа. Но как, скажут, может быть это? Чрез священников. Иже вас приемлет, сказал Господь, Мене приемлет. Итак, если ты отгонишь диавола, если устранишь блудные песни, развратные напевы, непристойные пляски, срамные речи, дьявольские обряды, крик, необузданный смех и прочие бесчинства, а введешь святых служителей Божиих, то поистине чрез них будет присущ и Христос с своею матерью и братьями. Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, говорит Он, той брат Мой, и сестра, и мати есть (Матф. XII, 50). Знаю, что для некоторых я кажусь тяжким и несносным, внушая это и уничтожая древний обычай. Но об этом я нисколько не беспокоюсь, потому, что не в лести от вас, а в пользе вашей я имею нужду, не в рукоплесканиях и в похвалах, а в преуспеянии и любомудрии. Пусть никто не говорит мне, что таков обычай: где совершается грех, там не упоминай об обычае; но, если совершаемое дурно, то, хотя бы и давний был обычай, оставь его; если же не дурно, то, хотя бы и не было обычая, введи и насади его. А что такие бесчинства не составляют древнего обычая, но суть некоторые нововведения, припомни, как Исаак вступил в брак с Ревеккою и как Иаков с Рахилью. Писание упоминает об этих браках и говорит, как эти невесты были введены в дома женихов, но не упоминает ни о чем таком; они учреждали пиршество и обед лучше обыкновенного и близких приглашали на брак, но не было там ни флейт, ни свирелей, ни кимвалов, ни неистовых плясок, ни прочих всех нынешних бесчинств. А в наше время поют песни с плясками в честь Афродиты, воспевая и прелюбодеяния, и нарушение брака, и незаконную любовь, и преступное кровосмешение, и много других поют в этот день песней, исполненных нечестия и бесстыдства, и после пьянства и такого бесчинства с срамными словами при всех выводят невесту. Как же, скажи мне, ты требуешь от нее целомудрия, приучая ее с первого дня брака к такому бесстыдству и распоряжаясь, чтобы пред ее глазами совершалось и говорилось то, что непристойно слушать даже честным невольникам? Столько времени отец с матерью старались охранять девицу, чтобы она не говорила и не слышала другого говорящим что-нибудь из таких речей, устрояя и внутренние покои, и женские отделения, и стражу, и двери, и запоры, и вечерние прогулки, и то, чтобы она не показывалась никому даже из близких, и многое другое кроме этого; а ты своим приходом ниспровергаешь все это в один день, делая ее бесстыдною посредством своего бесчестного торжества и внедряя развратные речи в душу невесты? Не отсюда ли столько последующих зол? Не отсюда ли прелюбодеяние и ревность? Не отсюда ли бездетство, вдовство и безвременное сиротство? Когда ты призываешь бесов такими песнями, когда исполняешь их желания срамными словами, когда вводишь в дом шутов и развратников и составляешь целое зрелище, когда наполняешь дом блудницами и устрояешь у себя пиршество для всего сонма бесов, то чего, скажи мне, ожидаешь ты доброго? Зачем же и приглашаешь ты священников, намереваясь на другой день совершать такие дела? Хочешь ли показать гостеприимство, приносящее пользу? Пригласи сонмы бедных. Но ты стыдишься и краснеешь? Что же хуже такого безрассудства, – вводя в дом диавола, не считать этого делом постыдным, а Христа привести стыдиться? Подлинно, как вместе с приходящими в дом бедными приходит Христос, так среди ликующих там шутов и развратников, ликует диавол. И притом от этих издержек нет никакой пользы, а напротив, происходит великий вред; а за те издержки ты скоро получишь великую награду. Никто в городе не делал этого? Но начни ты, постарайся быть первым учредителем такого доброго обычая, чтобы и потомки приписали его тебе. Кто станет соревновать, кто будет подражать этому обычаю, тот из внуков и правнуков на вопрос желающих знать скажет, что такой-то первый ввел этот прекрасный закон. В самом деле, если на мирских ристалищах, во время пиршеств, многие воспевают тех, которые придали особенное великолепие этим бесполезным занятиям, то тем более все будут превозносить это духовное занятие и воздавать благодарность первому, положившему такое дивное начало; и одним и тем же делом он сделает вместе и гостеприимство и пользу. Хотя и другие будут совершать то же, но ты, который первый насадил это, получишь воздаяние от этих плодов; чрез это скоро ты сделаешься отцом, это и детям послужит в пользу и жениху с невестою поможет достигнуть старости, потому что как грешникам Бог часто угрожает, говоря: будут чада ваша сиры и жены ваша вдовы (Исх. XXII, 24), так тем, которые во всем повинуются Ему, Он обещает даровать маститую старость и вместе с тем все блага. И от Павла можно слышать, что множество грехов часто производило безвременную смерть. Сего ради, говорит он, в вас мнози немощни и недужливы и усыпают довольни (1 Кор. XI, 30). А бедные, получая пропитание, не допускают случиться ничему такому, но если случится что-нибудь неожиданное, весьма скоро исправляют это, как можешь узнать из примера девицы, жившей в Иоппии. Когда она лежала мертвою, то бедные, которых она питала, стоя вокруг нее и проливая слезы, воскресили ее и возвратили к жизни (Деян. IX, 36-41). Столько молитва вдов и бедных полезнее всякого смеха и ликования! Там веселие на один день, а здесь - постоянная польза. Представь, как важно, когда невеста, приняв на свою голову столько благословений, входит в дом жениха. Каких это почтеннее венцов? Какого полезнее богатства? Между тем, совершающееся теперь бывает крайне безумно и безрассудно. Подлинно, если бы даже никакое наказание и никакое мучение не угрожало так бесчинствующим, то представь, какое мучение для новобрачных переносить столько срамных слов торжественно, в слух всех, от людей пьяных и расстроенных в уме. Бедные, получая милостыню, благословляют и молятся о подаянии множества благ; а те, после пьянства и обжорства, бросают на голову новобрачных всю грязь насмешек, соревнуя в этом друг с другом некоторым дьявольским соревнованием, и как будто собрались враги, так близкие к ним состязаются друг с другом, чтобы произносить о вступающих в брак слыханные или неслыханные колкости, подражая неприятелям; и это состязание их друг с другом заставляет жениха с невестою испытывать чрезвычайный стыд. После этого нужно ли нам, скажи мне, искать другого доказательства на то, что они делают и говорят это по внушению бесов, движущих души их? Кто будет сомневаться, что по внушению бесов, движущих души их, и говорится и делается ими все это? Никто, потому что таковы дары диавола: злословие, пьянство, омрачение души. Если же кто считает худым предзнаменованием приводить вместо того бедных и станет называть это признаком несчастья, то пусть знает, что кормить не бедных и вдов, а развратных и блудниц, есть предвестие всякой неприятности и бесчисленных зол. Часто с этого самого дня блудница, уходя, похищала новобрачного от друзей в плен свой, погашала любовь его к невесте, разрушала благо-расположение, уничтожала привязанность, прежде чем она усилилась, и бросала семена прелюбодеяния. Если уж не чего-нибудь другого, то этого должны были бы страшиться отцы и запрещать шутам и плясунам присутствовать на браках. Брак установлен не для того, чтобы мы распутствовали, не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными." Святитель Иоанн Златоуст, Беседа на слова апостола: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1 Кор. VII, 2) конечно, многое во времена святителя было по-другому в отношении браков, однако я читаю и вижу, что  и многое из того, что он описал, до сих пор перекликается с сегодняшними брачными торжествами
17.09.2012
Спасибо большое, очень познавательно
17.09.2012
Парой абзацев? :)))
18.09.2012
парой абзацев ранее :)))))
18.09.2012
Во времена Иоанна Хрисостома абзацев не было! :)
18.09.2012
да ладно вам прикалываться лучше расскажите мне - есть ли в Греческой ПЦ какое-нибудь определение типа нашей социальной концепции, в которой содержался бы перечень причин для развода, после которого можно без проблем получить разрешение на повторный брак?
18.09.2012
Признаться, не знаю. Знаю, что для развода нужно получить разрешение архиерея (но это и в России, вроде, так). Отличие в том, что для венчания тоже нужно благословение архиерея. Сам по себе священик венчать не может
18.09.2012
для развода или для повторного брака? а венчаться с благословения - имеется в виду венчание второбрачных или вообще любое венчание?
18.09.2012
Для развода. На каждое венчание (не важно, первое или повторное) священик и пара испрашивают благословение архиерея. То же относится и к крещению. Священик не имеет права крестить сам по себе
18.09.2012
прикольно :) никакой самодеятельности у нас вроде для развода разрешения не нужно, только для повторного брака хотя... может, путаю
18.09.2012
Даже такая мелочь как свидетельства о крещении и о браке подписываются архиереем, священик просто указывается как совершитель таинства. Вместе со свидетельством идет и специальное архиерейское поздравление. То есть архиерей - не просто далекий начальник, который и не всех священиков-то может помнить по именам, а подлинный отец своим пасомым. 
18.09.2012
не представляю, как такое работало бы в Москве :))) думаю, это превратилось бы в простую формальность.... у нас свидетельства подписывает настоятель, с указанием, какой батюшка таинство совершал, но, насколько я знаю, за свечным ящиком лежит целая стопка заранее подписанных свидетельств, так что отец настоятель вряд ли в курсе, кто в его храме венчался или крестился
18.09.2012
Ну да, в России настоятель или благочинный, де-факто, является епископом. В Америке, впрочем, тоже. Просто тут церквей, священиков, прихожан меньше, и поэтому получается сохранять более традиционную форму отношений епископ-паства, чем в России.
18.09.2012
Притча Кто еще читал книгу Отец Арсений?