О целях брака
Рекомендую послушать/почитать/посмотретьСвятитель Иоанн Златоуст - просто кладезь полезных мыслей! Каждая строчка - неисчерпаемый источник духовной пользы.
Сегодня я хочу и вам прочитать небольшой кусочек из творений святителя. Речь пойдет о браке - для чего мы женимся и выходим замуж. Среди верующих - мирян и даже среди многих отцов (особенно монашествующих) очень часто можно встретить мнение, что брак служит исключительно для целей чадородия, а иначе это грех. Пусть попробуют поспорить на эту тему со святителем :))))
"Брак установлен не для того, чтобы мы распутствовали, не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными. Послушай Павла, который говорит: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать, и каяждо (жена) своего мужа да имать (1 Кор. VII, 2). Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие. После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающей довольствоваться одною женою. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. I, 28); это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами. Таким образом, главная цель брака - целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших, чтобы сохранился род наш, и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках. А дабы тебе убедиться, что поэтому особенно вожделенны были дети, послушай, что оплакивает пред Иовом жена его после многих бедствий: ее, говорит она,потребися память твоя от земли, сынове твои и дщери твои (Иов. II, 9). Также Саул говорит Давиду: кленися ми, яко не искорениши семене моего и имени моего по мне (1 Цар. XXIV, 22). Когда же, наконец, воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишней. Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение и полезнейшие питатели старости. Следовательно, некоторым образом – одна цель брака, чтобы не предаваться блудодеянию, и для этого введено такое врачество. Если же ты намереваешься и после брака предаваться блудодеянию, то излишне было тебе и вступать в брак, бесполезно и напрасно, и не только напрасно и бесполезно, но и вредно, потому что не одинаковое дело – предаваться блуду, не имея жены, или после брака опять делать то же самое. Последнее уже не блуд, а прелюбодеяние."
Святитель Иоанн Златоуст, Беседа на слова апостола: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1 Кор. VII, 2)
От себя еще добавлю, что встречалось мне такое толкование на слова: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. II, 18): что в отношении слова "помощник" наш перевод не вполне корректен, и что с древне-еврейского правильнее было бы перевести не "помощника", а "восполняющего", т.е. мужчина без женщины в данном контексте получается неполноценен, и именно поэтому Господь далее говорит: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. II, 24). Не знаю, правда это или нет, т.к. не знаю древне-еврейского и не читала Писание в оригинале, но тем не мене такое вот мнение где-то мне встречалось.
Вообще сегодня мне очень много интересного попадалось в тех 10 страницах, что я успела прочитать по дороге на работу - и про то, что недолжно плохо говорить о священниках Божиих, и про то, как следует праздновать брак, и о воздержании своего языка, но об этом как-нибудь в другой раз, дабы не перегружать :))))