Тест Цветок
Библиотека Психологии. Статьи, очерки, полезная информация.Иногда арттерапевты профессионально шутят. Впрочем, как и все люди. Веселый сапожник может смастерить элегантные сапожки для мышки, а повар - сотворить чудо-автомобиль из марципанов. И, как ни странно, ежедневные шедевры мастеров забудутся, а именно эти неносибельные и малосъедобные вещи будут считаться верхом мастерства и показателем профессионализма. Хотя, возможно, так оно и есть. Клиентам всегда виднее.
На курсах кройки и шитья, куда меня занесло "воплощение личных мечт", собрались дамы разных умений и чаяний. На первом перерыве мы все перезнакомились и описали наши ожидания и тревоги по поводу курсов.
Пришлось сказать, что я психолог, и ожидаю только удовольствия от процесса, а тревог у меня в принципе нет, кроме как хроническая нехватка времени для всех арттерапевтических проектов, блуждающих в голове, в том числе и данные курсы, которые нужны мне не столько для умения шить, так как шью я уже давно, сколько для релакса, так как шитье является моим ресурсом, а дома много маленьких детей, с которыми шить довольно нервное занятие. И не смотря на загрузку, время для хобби уделять очень важно, потому что даже час такого занятия дает заряд на неделю вперед, Собственно, во всей этой тираде прозвучала моя надежда на то, что все поймут, что здесь и сейчас я нахожусь только в роли начинающего портного. Но надежда, как известно, умирает в последнюю очередь, как раз вслед за иллюзиями.
-Анна, может вы проведете с нами какую - нибудь интересную арттерапевтическую методику? Или тест? Это очень познавательно. А сейчас как раз перерывчик.
-Вы уверены, Ирина, что хотите протестироваться? Это достаточно тонкие вопросы.
- Хотим, конечно. Правда, девочки? Что нам нужно сделать?
Я на несколько секунд задумалась и выдала:
- Хорошо. Возьмите любой лист бумаги и что-нибудь рисующее. Нужно представить себе цветок и изобразить его на листе. Не волнуйтесь - на художественные умения мы не смотрим. Важен сам цветок.
Все весело начали выполнять задание. Я наблюдала, кто и как рисует. Рядом рисовала вторая преподаватель Мария. У нее одной были в руках цветные фломастеры. Вернее, она их взяла из общей коробки - так что в принципе фломастеры были у всех, но взяла их только она. По другую сторону от меня рисовала Ирина, затеявшая всю эту спонтанную психологическую лабораторию. Она старательно выводила свой цветок на белом листе.
Все закончили. Я взяла работы наших учителей, поставила вместе вот так, показала всем и начала свои интерпертации.


-Показываю для сравнения, чтобы было более понятно, о чем речь. Если кто - то потом захочет - я могу каждому рассказать по его рисунку. Итак. Вот два рисунка. Мария использовала цветные инструменты, создала совершенно живой цветок. Который живет, растет, питается от земли. Это естественный цветок - и именно такая Мария. Немного истероидная - ей нужно выделяться и быть в центре внимания, но при этом она не теряет связь с землей и не витает в облаках. Она полна ресурсов, четко знает свое место в этом мире, уверенно стоит на собственных ногах. В целом позитивный и психологически нейтральный рисунок. Помощь психотерапевта не требуется. Единственное, что я бы отметила, как такой немного стремный момент - это солнце. Оно изображено на рисунке, хотя в задании не упоминалось.
- Ну конечно, а как же без солнца, - сказала Мария, выслушивая свою характеристику, одобряюще кивая на все.
- Бесспорно без солнца никак. Но вот смотрите на рисунок Ирины и у других девушек - солнца нет. Это вот "обязательное солнце", которого нет явно в задании, говорит о том, что у Марии есть сильные созависимые отношения с кем-то очень важным для нее. Я не знаю, кто это - может мама, муж, подруга, сестра или брат. Но этот человек есть и воспринимается как очень похожий на себя, близкий. Посмотрите - солнце просто копия цветка. С минимальными искажениями. И цвет, и форма, и способ рисования. Они друг к другу тянутся, как будто ручками. В этом нет ничего плохого. Но если с одним что-то случится - другой будет очень сильно страдать. И разлуку таким людям очень сложно пережить.
Мария молчит, продолжая кивать и зачарованно глядя на свой рисунок, как будто увидела его в первый раз.
Ирина стала щебетать первой:
-Ой, а вы знаете, ведь у Марии есть сестра-близняшка. Они вместе создают коллекции одежды.
-Ну вот вам цветочек и солнышко. Так, с этим цветком разобрались. Теперь к рисунку Ирины. Этот цветок, в отличие от предыдущего, не живой. Это даже не срезанный цветок. Он стилизован. Сразу у меня возникло ощущение трафарета для вышивки. Возможно это профессиональная деформация модельера.
-Ой, вы знаете, я сейчас учусь рисовать, и там мы учимся как правильно
- Ну вот, видите. Важнее для Ирины как правильно - а не как естественно. Жить по правилам, которые устанавливают другие. Быть оторванной от своих собственных ресурсов и лишиться натуральности, так как кто-то говорит, как и что делать, вопреки своим желаниям. Вот смотрите - листья очень крупные, крупнее цветка. В вашей жизни рядом есть люди, по сравнению с которыми вы себя чувствуете очень маленькой, листья как две ладони, поддерживающие. Вы ведь живете до сих пор с родителями, верно?
-Да, живу. Я вообще-то сначала хотела нарисовать другое, но подумала - ведь сказали, что нужно цветок и я только цветок и сделала. И старалась, чтобы красиво. А так бы я конечно…-щебетание продолжалось.
- Вот смотрите, девушки, что сейчас происходит. Ирина оправдывается. Даже там, где ей не светит никакого наказания. И делает это постоянно в своей жизни, ведь так? Если вам хотелось что - то другое - почему вы не сделали именно это? "Вы знаете, я захотела нарисовать слона, а ваш цветок что - то мне не пошел. Вот мой слон". А здесь все сделано как сказали и как надо - в результате цветок может и красивый, но не живой, плоский.
Ирина встряхнула четким каре, выбеленным до сияния:
- Я хотела пририсовать внизу горшок!!!
-Упс. Детский что-ли? - Я улыбнулась, поддерживая девушку, которой стало очень неуютно и беззащитно.- Ирина, я предупреждала, что это непростая затея. Давайте дальше. Кто-то еще хочет узнать про себя большую тайну?
Оля подняла руку:
-Давайте про меня.

Ну что ж. Есть разные типы личности - истероиды, шизоиды, эпилептоиды, психастеники. В каждом из нас есть черты от нескольких типов. Но обычно один тип является ключевым и позволяет в целом характеризовать человека - его привычки, склонности, реакции на стандартные ситуации. Это рисунок ярковыраженного эпилептоида. Человека досконального, скурпулезного, перфекциониста. Плюсы эпилептоида - аккуратность, пунктуальность, обязательность, увлеченность, организованность. Минусы - нетерпимость к другим, критичность, мстительность даже по пустяшному поводу, может до мельчайших подробностей разработать план мести и воплощать его. Его стихия - мелочи. Вот смотрите - в каждом лепестке прорисованы микроспопические детали - черточки, точечки. Здесь детали важнее самого цветка. Тоже самое можно сказать, просто глядя на внешний вид человека. Шесть часов вечера - а на Оле безупречный костюм, ни одной складочки. Прическа уложена волосок к волоску. Посмотрите на меня и Машу - мы истероиды, с нечесаными головами. А Оля уделила волосам много времени и уложила их, и пригладила, и помазала, чтобы не распадалось. Обратите внимание на ноготки и брошку на лацканах, на порядок и аккуратность работы даже на чужом столе, а не дома.
- Да, я из дома не выйду, пока не увижу совершенство в зеркале.
- Собственно про зеркало и самолюбование тоже понятно - ведь нарисован практически нарцисс. Нарциссизм личности заметен. А сюда зачем пришли, Ольга? Раздражает неидеальность вашего портного? Ведь на вас костюм, сшитый на заказ - только такие сидят безупречно.
- Угадали. Хочу сама шить, как мне нравится
- Понятно. Что еще можно отметить - цветок не находится в центре и не располагается внизу, хотя есть нарисованная земля. Он как бы парит в облаках, в каких-то небесных сферах. Это может говорить об эзотерических увлечениях, мистическом восприятии всего происходящего, оторванности от бренности земного существования.
-Да, есть такое.
- Ну что ж, в целом рисунок нормален. Явной помощи психолога не требует. Может быть только по поводу приземления. Так, еще жертвы для эксперимента есть?
- А скажите про меня, - тихо-тихо прошелестел голос с первого стола. По сравнению с резким четким голосом Оли, этот был еле уловим. Я даже не сразу обратила внимание на его владелицу, хотя ее листочек лежал прямо передо мной

- Так, смотрим на рисунок. Может уже кто-то сам скажет? Нет желающих. Ну что ж. Здесь особенность - это то место, которое личность художника занимает во внутреннем пространстве. Рисунок очень маленький. Нарисован прямо под текстом. Уверена, что предполагалось продолжить текст сразу за рисунком. Так? - Еле заметный кивок головы -Человек скромный, стеснительный, слабый, беззащитный, маленький, незначительный. Это роза, да?
-Да.
- Смотрите. Роза - а шипов нет. Это нереальная роза, или искусственно выведенная, тепличная. У всех природных роз есть шипы. Это их видовая особенность. У этой нет шипов - нет ресурсов для самозащиты. Выжить в мире такому цветку очень сложно. Хрупкость и тонкость розы есть - а защищать это нечем. Очень похоже на розу под колпаком из мультфильма Красавица и Чудовище. Опять же роза отрезана от ресурсов. Ей довольно неуютно. Но плюс - цветок больше листиков, расцвел. Это недавно раскрывшийся бутон, да?
-Да, вот только - только.
Я улыбнулась про себя, но комментировать не стала.
- Здесь можно поработать с терапевтом по поводу размера и места личности. Но в данный момент не критично. Цветок еще живой.
С заднего стола поднялась рука с листком:
- А про мой скажите. Мне точно нужна помощь психолога.
Мне передали рисунок.

- Так, что можно сказать. Здесь действительно есть излишняя напряженность и аффективная энергия. Возможно экзальтированность художника. Могут быть бурные острые переживания - например, очень яркие и сильные оргазмы, возможно истерики, неуправляемая агрессия. Рисунок очень похож на взрыв сверхновой звезды. Это так же может быть следствием недавнего инсайта - что - то послужило толчком для разрушения прежних представлений. Может быть проявление психопатии. Так что в целом - да, я бы советовала пообщаться с психологом для того, чтобы понять, с чем связана эта острота в состоянии. И каким - то образом эту неестественную остроту уменьшить.
- Тут, наверное, есть зажатость, невозможность расслабиться? - Мария рядом рассматривала с любопытством колючий рисунок.
- Если бы была зажатость - то мог бы появиться, например, стебель, скрученный в тугую спираль или крепкий бутон. Кстати, про бутоны. А бутон кто нибудь нарисовал?
- Нет, у меня тоже раскрытый цветок - поднялась одна рука
- И у меня!
- И у меня! - один за другим распустился целый сад цветов
- Значит можно констатировать, что ни у кого нет напряженности,- с видом новоиспеченного эксперта заявила Мария.
Я еле сдерживала смех и медленно изрекла:
- Можно констатировать, что в аудитории нет девственниц
Я широко - широко улыбнулась. Аудитория на миг замялась, покраснела и засмеялась. Смех - самая лучшая психологическая защита.
Иногда арттерапевты шутят. Но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки. И эта доля шутки звучит так - теста "Цветок" в современной психологии нет. Не верите? Ну что ж, возьмите лист бумаги, рисующие принадлежности. Представьте себе цветок и нарисуйте его.
Здравствуйте! Проанализируйте пожалуйста рисунок моего ребёнка. Сюжет повторяется ежедневно. То что цветок всегда один, м.б. это связано с чувством одиночества или брошенности.
Спасибо
Оксана
Доброго дня! Чи можете інтерпретувати мій малюнок? Дуже цікаво)
добрый день! Когда то давно была на бесплатном семинаре. Там предлагали нарисовать цветок. Я нарисовала. Мой рисунок почему то взбудоражил всех. Почему, никто так и не объяснил. Может быть Вы поможете хотя бы сориентироваться, что не так)))
И, спасибо Вам за то,ч то Вы делаете!!!!
Кусочек звездного неба при длительном наблюдении...как отпечаток движущейся Вселенной..
А сам цветок - картинка, описывающая популярную сейчас теорию "пузырьковой Вселенной"
Здесь каждый пузырек - это одна из бесконечного количества вселенных...
Так что, если этот цветок есть полностью творчество девочки ( не копия предложенного образца для всех) - то она чувствует природу мироздания и креативна , очень внимательна к деталям ( столько кружочков, колючек, закорючек детям даже высидеть сложно )- эти способности важно и нужно развивать и использовать при профессиональном выборе и специализации образования.
Что касается других деталей:
- как -то повелось, что многие рисуют по два листика ( особенно дети) - что вероятно символизируют гармонию, полную семью, устойчивое положение, родительскую поддержку. Этому есть подтверждение в историях жизни рисующих ( но, конечно, это нельзя считать абсолютной истиной, так как тест шуточный:) А любые нарушения симметрии на стебле - некие особенности семейной жизни.
Здесь листика три и как-то так "случайно" получилось что два из них по одну сторону и одного цвета со стеблем, а один в другую сторону и другого цвета. Есть в этом какая-то символика - но не зная вашей истории жизни, ничего нельзя с уверенностью сказать. Можно было бы предположить, что ваша семья, это мама-папа- ребенок и еще бабушка или старшая сестра ( того же пола) - есть еще один равноправный значимый взрослый. Также может быть так неосознанно отражен любовный треугольник у родителей или ситуация после развода и повторного брака - "родителей трое".
- Здесь привлекает внимание то, что листики очень узкие и ни формой, ни линиями не напоминают сам цветок. Острые листики плюс множество колючек по всему стеблю - все колющее интерпретируется. как агрессия - скрытая или открытая. Такой цветок без боли в руку не возьмешь. Приласкать очень сложно - это доставит много неприятных ощущений. Насколько ласкова "дочка Вика" и легко ли с ней контактировать окружающим? И в принципе почему маме дарится колючий цветок - пусть даже и символический? Что между мамой и дочкой происходит? Напряжение точно какой-то есть. Особенно это заметно в надписи. "Маме от: дочки Вики". Есть в этой фразе дистанцирование. двоеточие подразумевает целый список людей, но написан один. Есть какой-то акцент на слове "дочки" - вроде как маме напоминают, что Вика это "дочка". Ведь это слово необязательно, чтобы понять от кого подарок - но оно есть ( опять же только в случае если девочка сама придумала надпись, а не с доски списала вариант для всех).
- очень прямой стебель - при таком огромном цветке стебель в природе клонится больше и хочется при рисовании для равновесия линию стебля изогнуть - а здесь она чересчур жесткая. Здесь опять можно пофилософствовать - либо в семье все жестко ( очень жесткие правила, контроль, напряжение, нет эмоционального контакта, возможно наказания ( колючки и колючие листочки) либо есть проблемы с позвоночником - какие-то боли ( стебель может отражать именно телесный стержень).
Добрый день,что можете сказать по такому цветку, рисовала девочка 13 лет уже в вечернее время.
Четырехлистник, символ, созданный самой природой и древние кельты усматривали в нем магию свершения, что впоследствии было упрощено до символа приносящего удачу. Его можно найти в природе в виде цветов, которые цветут с четырьмя равными лепестками, к примеру, четыре листа клевера. Он собой представляет симметрию из четырех равных частей, которые представляют симметрию и равновесие, что говорит о мирном цикле жизни, без доминирующей какой либо силы, которая может распространять свое влияние как власть или высокомерие. Он представляет красивую гармонию между Богом, природой и человечеством. У кельтов Четырехлистник представлялся кельтским крестом обозначающим колесо бытия.
В этом изображении в соединенных окружностях подразумевались четыре царства севера, востока, юга и запада вместе с их четырьмя элементальными духами, стражами, народами и землями, сливающиеся в центре.
Редкий четырехлистный сорт клевера символизировал у друидов четыре природных элемента: землю, воздух, огонь и воду. Друиды очень почитали четырехлистный клевер. Они считали его невероятной удачей т.к. он встречается очень редко. Этот клевер приносил удачу своему владельцу и тем кто его окружал, а любое зелье делал вдвое сильнее. Каждой из пластинок четырёхлистника, по мимо стихийных символов, приписывались и свои характеристики: первая пластина - надежда, вторая пластина - вера, третья - любовь, а четвёртая - удача
Четырехлистник предохранял от сумасшествия, укреплял духовные силы, давал возможность определить присутствие духов и приводит того, кто его носит, к золоту, деньгам или сокровищам. Если двое людей съедят вместе четырехлистный клевер, то между ними вспыхнет взаимная любовь.
Вот мировое значение этого символа.
Значит сам образ цветка может говорить об очень устойчивом, гармоничном, законченном состоянии психики с некой склонностью к мистицизму. Но это также будет и оторванностью от внешнего мира, застывание, кристаллизация - что для растущего подростка слишком рано. Это может проявляться в виде зависания в своем мире, отрешенности, взрослости не по годам, интересом к сложным умным книгам, мистическим вопросам.
Мандалы такого вида называются "Кристаллизация" и являются отражением девятой стадии развития психики - это характерно для середины жизни человека, когда многое сделано и хочется спокойствия ( тоже не подростковый возраст)
Вокруг цветка видно свечение - тоже некий сюрреализм - озарение, осознание, переживание Бога, сверхсостояния сознания
Цветок -совершенство... но самый любопытный для меня момент - "грязь"вокруг. Фон у идеального цветка нарисован так небрежно , хаотично, грязно, зубцами. Если считать. что цветок некий образ души - то вокруг этой души творится хаос. Что за хаос вокруг вашей девочки сейчас?
Я бы предположила сложность адаптации подростка к изменениям вокруг нее. Что-то сейчас сильно меняется - а она на может, застыла... поэтому и цвета нет..
Анна
Верхний рисунок - здесь я бы задавала вопросы самой художнице.
Во-первых надо понимать, как и когда рисунок нарисован- это спонтанное рисование или по какому-то заданию и что самое важное с точки зрения психолога - в какой последовательности по времени эти рисунки нарисованы и каким жизненным событиям сопутствовали.
Почему важно...
Верхний рисунок (если это рисунок подростка, написанный свободно по желанию ) - цветок в горшке - несвобода, сверхопека, зависимость, из которой совершенно невозможно убежать. Цветку и так бежать "трудно", но в горшке он полностью зависит от воли "хозяина цветка". Сам горшок тревожного алого цвета, с зубцами по краям, агрессивен, напоминает даже "открытую пасть, поедающую цветок" - все линии на рисунке цветка плавные - на горшке острые зубы и линии, напоминающие решетку или сеть...Если считать этот горшок неким прообразом дома и окружающих людей - то есть вопросы к этим самым людям, почему такой дискомфорт у подростка. Я обратила внимание, что и цветок и стебель нарисованы очень реалистично в плане пропорций. соотношений размеров, перспективы и объема ( т.е. рисовавший знает, как передать на бумаге реальный объект) при этом в рисунке горшка огромное количество нарушений - такой горшок или очень-очень кривобокий и еле стоит или вообще не может стоять и сюрреалистичен - т.е переходя на язык метафор - в этом горшке этот цветок не может находиться, это две части из разных миров.
Бутон цветка очень смахивает на модное у подростков колорирование волос
Цветок сам - очень уникальный. Это роза - все признаки вида есть. Но это роза синяя - в природе вообще не встречается, так как в геноме розы нет гена синего цвета и только в 2004 году смогли с помощью генной инженерии получить лиловую розу ( не синюю!). Синие розы получают только с помощью искусственно окраски. В ряде культур голубая роза - символ королевского величия и великолепия. В китайской культуре - это символ недосягаемой любви.
Из-за отсутствия синих роз в природе они стали символом достижения недосягаемого
То, что нарисовано - носит название радужная роза, и получается, когда срезанную розу принудительно окрашивают красителями
а теперь, если сложить вместе все эти образы рисунка, то получается, что в "кривом горшке растет роза, которую принудительно заставляют менять свой цвет"... Что это такое - надо узнавать у художницы.. я не могу сказать ничего определенного, не зная реальной истории жизни.
Если второй рисунок ( лотоса) нарисован тоже спонтанно и по своему желанию, по времени позже розы в горшке - то это об освобождении и достижении духовного совершенства - лотос даже в самых грязных болотах сохраняют свою красоту и чистоту.
Два рисунка - два противоположных способа достижения "совершенства" - живого, природного, настоящего лотоса и искусственной, выращенной в строгом горшке радужной розы, от которой осталась только форма розы , но не содержание...
Что-то существеннее можно сказать, только после ответов на вопросы о жизни девушки - здесь их много на самом деле...