Опыт новичка
Методика Макато ШичидаБуквально месяц назад я и
знать не знала о методике Шичиды. А теперь все мои мысли только этим и заняты.
Вроде бы живем в современном мире, но информации об этом человеке, и об этом
удивительном методе в сети крайне мало... Все что удается найти- это корявый
перевод его книги, и несколько дневников людей увлеченных, но имеющих столь же
скромную порцию информации... Но, я не ищу простых путей...
Я не ставлю перед собой цель
вырастить гения. Я просто хочу, чтобы мой ребенок был более успешен в этой жизни
чем я, чтобы ему было проще продвигаться к успеху... Чтобы он обладал хорошей
памятью, интуицией, был заинтересован в обучении и продвижении по жизни...
Интуитивно я и так старалась все это дать сыну,
перечитала большое количество статей, книг, перелопатила много сайтов... Да,
информации много! В ней легко заблудиться, НО чего-то столь захватывающего и
мотивирующего я не встречала. В практике своего ежедневного общения с сыночком
использовала "комбинированный метод" -всего понемногу... Но у Нас не
было системы... Все было скомкано и с большой долей импровизации, не всегда
удачной... Мы с самого раннего детства и рисовали, и играли с крупами всякими
разными.. Я старалась предоставить как можно больше новых тактильных ощущений
своему сыну, и много книг читали- рассматривали... И однажды я наткнулась на
замечательный дневник девушки Лизы. Думаю в нашей стране она уже заочно
получила звание гуру в данной области. Ее материалы действительно затрагивали,
заставляли восхищаться. Все очень красиво, со вкусом, с душой... И вот тут-то
червяк и начал меня грызть... Сначала я просто наглым образом стала плагиатить
все то, что она давала дочке, но потом, потихоньку разобравшись с тем, с чем я
столкнулась - я втянулась и стала разрабатывать занятия сама. Сразу оговорюсь -
это требует огромных временных затрат... Так как один из главных принципов -
никакие материалы не должны повторяться... Т.е идея одна- исполнение разное.
Второй главнейший принцип- это системность!
Именно то, чего мне не хватало.... но
так как структура занятий приблизительно одна, то для меня не составляет
большого труда готовить занятия каждый вечер…с одной стороны – вроде есть
очерченные рамки,но с другой стороны – импровизируй сколько душа желает…. В
каждом пункте занятия можно использовать несколько вариаций.
Для меня ребенок – это самое главное в жизни… это
действительно огромный стимул… я его люблю до одурения, и что меня подкупило в
методике Шичиды – это то, что она вся построена на взаимоотношениях мамы и
дитя… первым вводным моментом в занятии являются обнимашки и слова любви) мы и
так целый день проводим бок о бок с дитюхой! Читаем, играем в обнимку, он часто
подходит и обнимает меня просто так, целует, но этот маленький ритуальчик не
может не вызвать улыбки и просто побыть еще одним поводом для нежности!
Я не буду пересказывать всю теорию, на которой базируется
этот метод. Я думаю желающие могут скачать книгу и сами удовлетворить свое
любопытство…
Я поймала себя на мысли, что от быстрой смены деятельности и
материала начинаю забывать, что конкретно мы уже выполнили….и для того, чтобы
не потерять этот опыт (а я уверена, что он мне пригодится со вторым ребенком) я
решила начать вести дневник.
Итак, первое отчетное занятие будет посвящено морской
тематике.
Pre-lesson.
Располагаемся удобнее, включаем музыкальное сопровождение…
сегодня это Джеффри Джонсон: альбом Ocean.
Шар энергии малышу не
нравится делать поэтому мы просто вдыхаем и разводим ручки, выдыхаем – обнимаем
себя – и так раза три…
Чтобы настроиться на занятие
– берем какой-нибудь яркий предмет и водим перед глазкам ребеночка. Сегодня это
ветерок, любезно подаренный магазином Imaginarium
, вверх, вниз, по дуге, зигзагом… можно было бы
на него и подуть, НО у нас сегодня упражнение на дыхание будет заключаться в
другом! Так как мы вспоминаем море – я сделала медузу из подручных
материалов
- дуем на щупальца… (здесь
может быть что угодно: свисток, мыльные пузыри, ветерок, перышко, балерина на
нитке с фатином, дудочка, листик… да что угодно.)
После чего переходим ко
второму этапу: Imaging. Вот здесь можно дать волю
своей фантазии. Рассказываем истории, представляем свое участие в каком либо
действии, смотрим на картину и визуализируем себя там, но сегодня мы пошли
другом путем. Я разложила перед сыночком макет пляжа от Scotchi,
мы вспоминали как ходили купаться на море, что
брали с собой, кого видели, чем занимались. Сын сам располагал предметы там,
где они должны находиться. В обще провели время с пользой.
Затем перешли
непосредственно к ESP GAMES –это игры направленные на развитие интуиции. Я
провожу их два варианта (больше для себя – чисто статистика, т.к с первым
вариантом 100% попадание, со вторым – 100% мимо)
Первый вариант –это просто
две картонные карточки – на одной из них есть картинка – на второй нет.
Мысленно посылаем малышу образ изображения – он угадывает где.
А второй вариант более
красивый: два цветка за одним из которых
прячется апликашка. Суть та же.
Linking Memory – создание причудливых историй. Так же использую
картинки, но для удобства смастерила доску с липучками, к которой карточки и
крепятся. Малышу очень нравится. Все карточки стараюсь подбирать никак не
связанные по общей теме, рассказываю историю одновременно приклеивая, после
чего прошу повторить малыша.
(Жила была Бабочка. Она так хотела, чтобы ее показали по телевизору,
что отправилась в путешествие на кораблике)
Tangrams (сюда можно
включать самые разные элементы – пазлы, кубики Никитина, картинки разрезанные)
Сегодня у нас это кубики из
Ашана с самым наипростейшим рисунком морских обитателей, и разрезанная картинка
с рыбкой.
После чего можно переходить
к Memory grid. Но в
наших занятиях с сыном есть вступительная часть к этому моменту. Так как он
очень у меня любит лото и соотносить реальные предметы с карточками – я
стараюсь ему не отказывать в этом. Поэтому я приготовила лото с ракушками,
которое мы раскидали за минуту.
И быстренько сообразила «море», в котором мы
искали парные ракушки и звездочки…
Ну и затем перешли
непосредственно к заданию. Выдается поле 3*2 гле заполнено 3 ячейки, малыш
смотрит пару секунд, поле убирается и выдается таких же размеров только чистое.
Его задача восстановить последовательность…
Ну пока для нас это чистой
воды баловство… мой ребенок пытается отобрать первое поле и разложить карточки
как лото, а если и раскидывает на пустом поле, то абы как…
Затем мы вспомнили, как
ходили в парк бабочек, полетали по комнате и приступили к выполнению следующего
задания.
Я приготовила доску с
липучками, на которой были приклеены половинки бабочек… надо было найти
недостающие крылышки. Справились на ура! И даже не один раз! Липучки – это наше
все)
Долго пыталась заставить
себя сшить мешочек для игр, но так как руки у меня не из того места, то
приспособила для таких целей обыкновенную наволочку, в которой спрятались
камень и шишка. Просила достать что-то одно…
После чего на ковре
оказалась гора камней и шишек и я попросила их -рассортировать. Справились на
Ура, правда не весь объем, а я в это время читала ему про акул, дельфинов и
китов.
Выучили слово КИТ)
Quantity Recognition. Много раз
на разных форумах я натыкалась на дневники мам, которые писали, что их дети
очень любят математику с пеленок. И скептически хмыкала. Как по мне, так
рассматривать фотографии животных, реальных предметов куда интереснее, чем
смотреть на точки… но ради эксперимента я сделала 12 карточек с количеством, и
какого же было мое удивление, когда ребенок пришел в восторг и очень долго не
хотел отдавать мне их обратно… поэтому у меня не получилось следовать методике в
точности… мы играли с карточками минут 10: раскладывали по порядку, в вперемешку,
сынок показывал пальцем – я озвучивала, потом поменялись ролями – я озвучивала –
малыш искал, и почти всегда угадывал… и это с первого показа. Для меня это из
области фантастики)
Шичида в своей книге
указывал, что это не обязательно могут быть точки, можно количество обозначать
любыми предметами – бананы, машинки – все что интересует малыша.
Я пока в поиске маленьких игрушек,
чтобы уже приготовить карточки на их основе. Например миниатюрная машинка –
карточка с машинкой, два шарика – карточка с двумя шариками.
Получится, что с помощью
такого материала убьем сразу несколько зайцев: и сортируем, и считаем.
Так как мой ребенок до
недавнего времени совсем не интересовался мозаикой, то я решила его немного
обхитрить. Регулярно печатаю новое изображение, накладываю на картон, обклеиваю
скотчем, пробиваю дырки – вставляю маленькие фишки от мозайки и вуа-ля… мы
минут на 10 заняты. Пока просто вынимаем и всовываем без четкого алгоритма. Далее
планирую именно по цветам сортировать. Главное, как и во всем – каждый раз
менять изображение. Второй раз с одним и тем же Санька играть отказывается.
После нам пригодились
палочки от роллов – из них мы сделали «аквариум»…. Конечно очень смутно
напоминающий настоящий, но сына очень старался выкладывать друг на друга.
В планах было слепить
осьминога… но как-то занятие пошло немного в другую сторону… и художества мы
отложили на другой день)
Зато поиграли с «морскими
ежиками». Они у нас в фаварите! С каждым разом справляеся с пинцетом все более
уверенно (с учетом, что он не самый удачный – очень тугой).
Не помню как точно
называется, но я показывала Санька картинку с и зображением рыбки на одну
секунду, затем выкладывала две практически идентичные, отличавшиеся только
цветом – и просила указать, какую он видел мгновение назад…
Ну и приступили к Мандале.
Рисую их сама в Повер Поинте…
Ну что сказать… пока больше
я выполняю. Сын никак не поймет правила… но я не отчаиваюсь)
Не смотря на обилие заданий,
все проходит очень быстро, и с интересом! Я очень рада, что открыла для нас
такого рода занятия… одно печалит, что они не так распространены в России, и
очень мало информации…
Буду рада ,если вы поделитесь своим опытом,
пожеланиями ,рекомендациями
Кстати, я выложу свои мандалы для скачивания в сентябре) Пока они еще не все готовы.