Предисловие: Этот пост я писала почти 2 года назад, так что ссылочки на некоторые книги и пособия могли слегка "устареть". Но удалять их не стала, чтобы было понятно, какие именно пособия у нас были - а вы можете поискать издания более нового года выпуска тех же авторов.
Итак, как-то раз за обедом, для того, чтобы дочь (2 года 4 мес) не пыталась удрать из-за стола, я стала показывать ей набор карточек с красочно нарисованными насекомыми. Вот такие: Рассматривали мы их не в первый раз, и просто описывать дочке их вид и повадки стало уже скучно.
Само собой получилось, что на каждую картинку у меня нашлась какая-нибудь строчка из детской сказки или стихотворения, которые мы уже читали с дочкой. Например: -муха - "Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо..." -комар - "Сел комарик под кусточек на еловый на пенёчек..." -клоп - "А за ними Клоп, Клоп, сапогами топ, топ..." -кузнечик - "помнишь кузнечика Флипа, друга Пчёлки Майи?..." -блоха - "блоха-попрыгуха из сказки Теремок..." (в "ранней" версии) -пчела - "пчёлы гонятся за Мишкой, жу-жу-жу, не будь воришкой!..." И так далее. Причём на каждое насекомое мне вспоминается уже даже не по одному произведению :)))
Мне захотелось немного развить тему дальше. Казалось бы, ну что за интерес для 2-летки - насекомые? Все в этом возрасте учат с детьми виды животных, машин, предметы... Запоминают формы, цвета, размеры... Подбираются к цифрам и азбукам... Особо настойчивые осваивают с детьми английский... Но интереса ради я решила провести пару дней, всячески упоминая тему насекомых в играх и занятиях с дочкой. Оказалось, что материала для этого у нас ОЧЕНЬ много (книги, диски, игрушки, пособия...). Вот что у нас получилось.
1)Послушали аудиосказку Теремок в варианте, где муха-горюха, блоха-попрыгуха и комар-пискун (Диск у нас такой: Самые первые сказки.) и почитали сказку Теремок. (сказка бывает, кстати, в полном варианте, со всеми насекомыми, или начинается с мухи-горюхи, как у Сутеева, уже только с мышки-норушки, как у Булатовой) Посмотрели мультик "Как муравьишка домой спешил" (поискали ВКонтакте).
Книжечки у нас были такие, в "эконом-варианте", в мягкой обложке. Имеено с таких мы начинали, т.к. всё равно их таскать и мусолить. А потом уже покупали красивые дорогие книги, когда подросли. -Теремок (в обработке М.Булатовой).
2)Почитали Хрестоматию со стихами из раздела на 1-3 года «АХИ, ОХИ, УХИ, ПРИЛЕТЕЛИ МУХИ». Обсудили стихи с дочкой. Мне в этом помогали вопросы, указанные в конце раздела. Очень удобно.
3)Взяли Блоки Дьенеша и альбом к ним на возраст 2-3 года. Нашли страничку с бабочками и выполнили задание (надо было выложить на трафарете 3 бабочки, выбирая из всех фигур кружочки и выкладывая их по размеру и цвету).
Альбомчики продаются отдельно, их много всяких разных вариантов.
5)Сделали аппликацию в виде бабочки и гусенички (по пособию "Школы 7 гномов" Цвет, форма) Почитали сказку В.Бианки "Сова" - поговорили, чем полезны насекомые (шмель из сказки), как они переносят пыльцу ("цветень" в сказке). Выстроили логическую цепочку сова-мыши-шмели-клевер-молоко-чай с молоком для старика. Очень полезная сказка!
6)Почитали сказку Кротик и Лиса (где оса ужалила Лису в нос) и "Кротик и бабочки" (сказка о том, как из гусеничек появились бабочки). Дочка потребовала почитать ещё и "Как муравьишка домой спешил" (просто кладезь по содержанию насекомых). Вспомнили мультик, нашли насекомых на Обучающих карточках - водомерка, майский жук, жучок-блошачок...
7)Почитали потешки в хрестоматиии "Как у наших у ворот...". Там очень хороший раздел "Божья коровка..." - потешки о комариках, божьей коровке, жуке, светлячке, пчеле, с интересными иллюстрациями. Потом взяли Книгу с илл. Ю.Васнецова, нашли потешку про комарика.
9)Поиграли-послушали муз.книжку "Солнышко-веселышко" (АЗБУКВАРИК) со стихами Усачёва и Пляцковского ("...Комарик ножкой топнул, шарик взял и лопнул...", "..Пчёлы гонятся за мишкой - жу-жу-жу, не будь воришкой!...").
10)Взяли пособие Цветные счетные палочки Кюизенера+альбом к нему. Выложили дорожку из палочек для гусенички. Палочки надо было подбирать по длине и цвету. Альбомчики для занятий продаются отдельно, я покупала в магазине "Лукоморье". Вариантов таких альбомов много разных:
11)Рассмотрели книжку И.Гуриной "Как появляется бабочка ( яичко-гусеничка-кокон-бабочка). В 2года уже ребёнку вполне доступно и наглядно. Из крупной напольной мозаики собрали бабочку. Мама строила одно крылышко, дочка смотрела и повторяла второе крылышко:
12)Открыли нашу ЛЮБИМУЮ книгу 100 слов о животных (Азбукварик). В ней картонные окошки, детям очень нравится их открывать. Посмотрели как гусеничка прогрызла яблоко, как паук поймал муху в паутину, как выглядит улей изнутри:
13)Поучили буквы по "Азбуке из коллекции Государственного Эрмитажа". Обрадовались, что на букву Н там "насекомые" (ювелирные изделия - муха, жук, стрекоза из золота с драг.камнями :))). А на букве Ф "фрукты" углядели муху на натюрморте Балтазара ван дер Аста (Голландия, 17 век).
14)Отгадали загадки в книжке-игрушке Загадки с сюрпризом. Кто там? 2+", открыли картон. кармашки (божья коровка, пчёлка, гусеничка):
16)Почитали Сутеева "Кто сказал мяу?". Пож-ж-ж-жужали и поз-з-з-зудели как пчела, которая погналась за щенком. На мой взгляд, так чуть-чуть поинтереснее, чем проводить "логопедическое" занятие, как, например, по пособию "Первые шаги" Игры, чистоговорки, песенки, потешки(пчёлка летела и громко гудела зу-зу, зу-зу-зу, зу-зу, зу-зу-зу...):
18)Посмотрели мультик Муха-Цокотуха, почитали сказку. И хотя у нас есть "Муха" в илл.В.Конашевича (Чуковский. "Детям"), но дочке пока нравится вариант с илл.Котёночкина Муха-Цокотуха . 2-летка на каждую строчку обязательно требует наглядного примера ("А где муравей? А где клоп?..."), так что чем подробнее иллюстрации к сказке, тем лучше.
19)В сборнике со стихами Матушки-гусыни "Божья коровка" нашли стишок " Божья коровка" в переводе А.Маршака:
21)Нравятся стихи и иллюстрации И.Мазнина ("Приходи ко мне играть"), поэтому с удовольствием почитали и полюбовались на его "Сверчка" и "Муху-сластёну":
22)В хорошем сборнике (картонная, толстенькая книжка) "Кто где живет" по нашей теме нашлись Маршак ("Помогите" про муравья) и Усачёв ("Песенка медведя" про пчёл).
23)По книге «Прогулки по лесу» отправились в путешествие на «Прогулку восьмую – прыгающую, ползающую, жужжащую». Конечно, 2-летке читаю пока не весь текст, многое рассказываю своими словами. Рассмотрели, обсудили (шмель, паук, муравей). Когда дошли до паука, сразу потребовали книгу "со звездой". (У изд.РОСМЭН есть чудесное издание "Формы и фигуры" из
илл.-фотографиями, а на обложке - морская звезда). В ней мы нашли очень уж запоминающегося мохнатого тарантула, а потом мелкого паучка, похожего на звёздочку, а потом... Вобщем, долго рассматривали:))
24)Достали свою любимую, уже клееную-переклееную книжечку "Про кого расскажет жук". И.Гуриной (Серия "Про кого расскажет...?" изд. Фламинго). Почитали стихи, рассмотрели насекомых. Включили диск с потешками (Детям от 0 до 3 лет), поиграли под потешку "про жука": "Летела пчела около чела, летела оса около носа, летела мушка около ушка, летел жук - и в лоб ту-у-у-к!" (при этом надо гудеть и жужжать, теребить нос и ушки, а в конце шутя легонько ткнуть пальцем в лобик - ребёнку очень нравится!)
25)Поиграли с книжкой с картон. окошками "Разноцветный мир ". Узнали, почему некоторые насекомые окрашены в такие "сигнальные" цвета. Из этой же Серии есть чудесная книга "Божья коровка", где дотошно и подробно всё рассказано и показано об этом насекомом. Окошки открываются нестандартно - то по кругу, то из центра, то неправильной формы, то из середины страницы. Вобщем, надо ещё догадаться, как открыть!
26)По сборнику "Мишка косолапый" закрепили в памяти потешку о божьей коровке, заодно вспомнили все остальные игровые и танцевальные стишки из этой книжки (изд.Стрекоза). Включили диск Ладушки. Потешки. Колыбельные с потешками, попрыгали-поиграли.
27)В своем любимом сборнике "Едем, едем на лошадке" нашли потешку по комара и "преогромные" комариные корзины. Поговорили о понятиях большой-маленький, сопоставили размеры комара и его корзин, посмеялись...Потом открыли сборник "Как у наших у ворот...", почитали потешку "Гром по горам раскатился, комар с дуба свалился!". Подумали вместе, разве от маленького комара может быть такой гром, посмеялись опять.
28)Обсуждали, кто умеет летать (птицы, насекомые), плавно вспомнили самолёты и вертолёты. Почитали о стрекозе-"вертолёте"; Э.Мошковская "Вертолётик" ("...вот над малиной вертолёт стрекозиный!") и А.Усачёв "Стрекоза" (Стрекоза! Стрекоза! Вертолётные глаза. Пролетает над прудом, ищет свой стрекозо-дром!). Книги Ученый жучок и Солнышко-веселышко :
29)Почитали сказку Теремок. и посмотрели мультик Терем-теремок. Это уже сокращённые варианты, из насекомых там "осталась" только муха-горюха. Но илл.в книге симпатичные, а мультик нарисован по илл.Ю.Васнецова.
30)С ностальгией вспомнили с дочкой "мульт-сериал" про пчёлку Майю. Поискали в интернете, нашли аудиосказку Приключения пчелки Майи и книжку Пчелка Майя, но они уже, на мой взгляд, для деток постарше. Тогда пошли искать на полках нашу новогоднюю поделку из картона в виде пчёлки. Ещё, думаю, надо бы найти в разукрашках пчёлку и порисовать :))) А пока ВКонтакте смотрим мультик про Майю (Пчелка Майя, смотреть в Группе Трям ВКонтакте)
31)Ну, и ежедневнй просмотр "Спокойной ночи малыши" по "Карусели" - там сейчас идёт чудесный "воспитательный" мультсериал про Лунтика. У нас есть книжка-малышка Лучшие друзья. Лунтик.. Пока ждали мультик, рассеянно собирали "гусеничку" из деревянных бус.
32)Занятие с пластилином - из Массы для лепки. От 2 лет. простыми формочками вырезаем печенье-бабочек. Угощаем "гостей"-кукол - накрываем стол с игрушечной посудкой, а скатерть - носовой платочек с божьми коровками:)). Более вкусный вариант - печём настоящее печенье для папы. Делаем с мамой настоящее песочное тесто, в половину которого добавляем какао. Вырезаем формочками бабочек. Украшаем изюмом и запекаем. Восторгу дочи и папы нет предела. (Кстати, в этом нам помогала книга "Кастор печет пирог" - как найти рецепт, одеть фартучки, подготовить миски и продукты, не трогать горячую плиту без взрослых, накрывать на стол и т.п. и т.д.).
34)Почитали про нашего любимого Кротика - "Кротик и штанишки". Как Кротик растил Лён, отгонял жучков и гусениц, как паучки пряли изо льна нити, а муравьишки ткали полотно...Познавательная история о том, как делают одежду, а также о взаимовыручке и дружбе. Книга у нас такая Кротик.
35)Изучаем лесную природу, клеим карточки в пособии "На лесной полянке.". А когда надоедает "заниматься", можно просто подурачиться!!! Вот и мы - выложили дорожку из карточек с насекомыми и бегаем по ней, приговаривая "жу-жу-жу" да "прыг-скок!" :)))
Вот такой список у меня получился. Его можно бы и продолжить :)) Приглядываюсь к ниге "Очень голодная гусеница", очень уж интересно она оформлена :))
Как видите, совершенно спонтанно выбрав тему "Насекомые" мы сумели объединить ВСЕ необходимые для 2-летки занятия: лепку, рисование, знакомство с окружающим миром, развитие речи, памяти, логики, гимнастику, танцы, воспитание...Самый главный помощник для нас в этом был - КНИГА. Сказки, стихи, фольклор, современная литература, пособия, дидактические материалы... А помогали - CD и DVD, пластилин, кисточки и краски, игрушки... Любая мама, выбрав ЛЮБУЮ тему ("Тачки", транспорт, "Паровозики Чаггинтон" ,"Лунтика", животных России или экзотических, птиц, одежду, предметы мебели или кухонной утвари, цвет, счёт, алфавит...) сможет подобрать такие "тематические" занятия, заинтересовать и увлечь ребёнка. Конечно, не обязательно предлагать всё это малышу разом, можно придумывать что-то пару раз в неделю. Когда есть ТЕМА занятия, какой-то ключевой элемент, вокруг которого строится весь замысел - так играть с ребёнком гораздо ИНТЕРЕСНЕЕ. Информация будет лучше запоминаться малышом. Вы и сами почувствуете интерес, подбирая подходящие книги, мультики, и наглядные пособия. Попробуйте, проявите фантазию - Вам понравится! :))