Детский язык жестов. Общаемся с ребенком с рождения
Разное (если затрудняетесь с выбором)Меня очень давно просили рассказать поподробнее про язык жестов, на котором мы с дочкой разговариваем с 10 месяцев. Вот, наконец, я собралась. И так.

Язык жестов, как средство общения мамы с еще не говорящим ребенком, приобрел популярность в США в 2005 году. И с тех пор набирает обороты. На эту тему было проведено множество исследований и доказана огромная польза такого общения помимо очевидной, знать, что хочет ваш ребенок, его потребности и мысли. Но об этом позже.
Меня очень впечатлила идея разговаривать с ребенком, когда он еще не в состоянии произнести ни одного слова. И я начала с 2-3 жестов. Каждый день по многу раз, соотнося это с жестом или действием. Первые жесты были пить, сися и цветок. Я стала ловить ее взгляд и показывать жест так чтобы Настя меня видела. Первые пару недель достижений не было никаких, но потом она стала показывать сначала один жест потом 2-3, а потом жесты посыпались как снег. Единственное что сдерживало продвижение языка жестов это то, что я не успевала их так быстро учить.
И хочу сказать, что это невероятно позитивный опыт. У меня навсегда останется в памяти, как мы с Настей идем по городу (ей тогда был только год) и мы общаемся. И это не одностороннее общение, когда мама только говорит, а ребенок слушает. Она мне показывала небо, солнце , собак на языке жестов помогая звукоподражанием. Пока я не начала общаться на языке жестов с дочкой я не представляла себе, сколько всего она замечает и понимает в таком нежном возрасте.
Настя показывала, что ей жарко холодно и много-много всего еще.
Что дает язык жестов кроме общения с ребенком. Вот что наисследовали по этому вопросу в США.
1. Язык жестов помогает детям раньше научиться говорить и увеличивает их словарный запас
Жестикулирование помогает создать прочную основу для языка. Мы знаем, что использование жестов порождает лучшее знание языка, и, одно за другим, исследования показывают, что язык жестов помогают лингвистическому процессу. Дети обычно способны использовать жесты намного раньше и эффективнее, чем слова, потому что слова намного сложнее произвести.
В одном исследовании (Linda Acredolo, Susan Goodwyn) Национального Института Здоровья, 140 семей с 11-месячными детьми были разделены на 3 группы. Одна группа была научена языку жестов, второй сказали уделять особое внимание разговору и стараться говорить с детьми намного больше, чем он обычно говорят, третья была контрольной группой. Вот что выяснилось:
- в возрасте 24 месяцев жестикулирующие дети обладали вокабуляром 27-28 месячных детей
- В возрасте 24 месяцев жестикулирующие дети использовали значительно более длинные предложения
- В 36 месяцев жестикулирующие дети говорили на уровне 47 месячных
2. Жестикулирование связано с показателями АйКью
В том же исследовании Института Здоровья обнаружилось, что жестикулирующие дети демонстрировали в среднем на 12 пунктов лучший результат в АйКью тесте, чем их нежестикулирующие друзья в возрасте 8 лет (114 против 102). Одна из возможных причин - оральная и слышательная информация обрабатывается левым полушарием мозга, тогда как визуальная - правым. Жестикулирующие дети используют оба полушария, тем самым улучшая мозговую функцию. Кроме того, некоторые эксперты считают, что изучение языка жестов в первые 3 года жизни особенно полезно, потому что стимуляция происходит в момент активного роста мозга, добавляя возможностей для дальнейшего развития, когда фаза активного роста позади, улучшая познавательные возможности. Жестикулирующие дети из исследования позже показали выше среднего результаты общешкольного экзамена.
3. Жестикулирование развивает навыки чтения и вокабуляр
Были проведены исследования, которые доказывают, что язык жестов может быть использован для увеличения словарного запаса, навыков чтения и грамотности. Не одно исследование доказало, что жестикулирующие дети читают лучше нежестикулирующих.
4. Жестикулирование провоцирует развитие мозга
Изучение языка жестов с младенчества больше, чем изучение его позже, активизирует часть правого полушария мозга, которая относится к визуально-пространственной информации. Исследование с использованием магнитно-резонансного аппарата, в котором участвовали 27 слышащих взрослых, которые учили язык жестов рано в младенчестве, 16 из них - с самого рождения, обнаружило, что те, кто учил с младенчества, используют участок мозга, который остальным недоступен. Только люди, которые учили невербальные языки с рождения, развивают этот участок мозга в полной мере.
5. Знаки могут быть использованы как мостик к другим языкам
Мы с Настей так сейчас и изучаем английский язык, я показываю жест и произношу английское слово, что у ребенка вызывает полный восторг.
Итак, если я вас убедила, и вы хотели бы заниматься со своим ребенком языку жестов, вот несколько основных правил:
1. Всегда смотрите малышу в глаза, когда показываете жест.
2. Одни и те же слова показывайте одним и тем же жестом.
3. Начинайте показывать с двух-трех жестов, а когда ребенок их освоит, вводите новые.
4. Первые жесты должны быть элементарными. (Молоко, еще, цветок и т.д.)
Когда начинать показывать ребенку жесты?
Мы начали показывать жесты дочке в 10 месяцев, но в США некоторые родители начинают показывать жесты, начиная с рождения (в основном это жест МОЛОКО) и ребенок уже в 4 месяца начинает подражать. Пока не умело, но это уже огромный результат, согласитесь.
Какие жесты показывать?
Существую три вида жестикуляции:
1. Официальный язык жестов (английский или русский)
2. Придуманный мамой
3. Смешанный
Какому языку учить вашего ребенка решать вам, так как тут авторы расходятся во мнениях.
Мы с дочкой учили смешанный язык жестов (главным образом потому что, например жест собака это высунутый язык, а меня, сами понимаете, на улице такой жест не устраивал), что-то придумывала я что-то дочь, а что-то мы брали из официального языка глухонемых.
А теперь о материале, который я могу посоветовать. Я даю только тот материал, который можно найти в свободном доступе на просторе интернета, так как сама специально ничего не покупала.
Но если хотите, могу выложить подборку книг, которые можно купить.
1. "Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить?" авторы - Линда Акредоло, Сьюзен Гудвин, Дуг Абрамс
Эта книга написана самими авторами методики - профессором психологии, которая известна по всему миру своими работами в области развития детских способностей и профессором детской педагогики. Поэтому это лучшая книга на данную тематику. 
2. "Понималка. Детский язык жестов". DVD-диски от «Умницы»
Это видео рассчитано на детей. Предполагается, что посадив за экран ребенка, для просмотра этой записи, через некоторое время вы получите активно жестикулирующего ребенка. Это абсурд, так как ребенок за монитором быстрее посадит себе зрение, чем что-то выучит. Ибо чтобы выучить жест повторять надо часто-причасто. А вот самой это видео очень неплохо посмотреть, и подборка жестов местами хорошая и все очень наглядно.
3.https://www.signingsavvy.com/
Ну, и на последок сайт про официальный язык жестов, тоже очень хорош.