Можно ли нравиться всем? Секреты общения
Как бы порой мы ни уставали от окружающих, нам от них никуда не деться. Нам приходится говорить и слушать, убеждать и соглашаться, воздействовать на других людей и подвергаться влиянию с их стороны. Общаясь с людьми, мы, безусловно, хотим, чтобы наши мысли и слова воспринимались так, как нам это нужно, чтобы нас понимали правильно, да и сами мы тоже хотели бы верно воспринимать сигналы, посылаемые нам.
Каждое уважающее себя издательство хоть однажды, да выпустило в свет книжицу с названием «Искусство общения», или «Язык жестов», или «Тайны мимики» Хоть один раз в жизни, но такое пособие оказывается в руках каждого человека, и некоторые, вполне возможно, берут на вооружение опубликованные в таких книгах советы.
Почти каждый, кто пытался применить на практике данные рекомендации и методы анализа, не раз попадал впросак, неверно интерпретировав сигналы, посылаемые собеседником. Самой распространенной ошибкой, которую допускали эти люди, было неверное понимание именно словесной информации, которую они считали наилегчайшей для толкования. Однако нет в этом их большой вины, потому что существует ряд проблем, которые, собственно, и обусловливают неверное восприятие.
Проблема первая. Слишком большое доверие к словам собеседника. Разговаривая с кем бы то ни было, мы слишком доверяемся тому, что говорит этот человек. Мы почему-то забываем соотносить слова собеседника с так называемым контекстом, то есть с другими сигналами, которые сопровождают беседу, предшествуют ей и объясняют непонятное. Мы забываем, что слова несут лишь четвертую часть той информации, которую мы собираемся сообщить собеседнику, и не обращаем внимания на позы, жесты, мимику, интонации и паузы, то есть все то, что может вступать в противоречие с собственно словами.
Если вы внимательны и восприимчивы к тонкостям, то вы и сами, безо всяких пособий заметите несоответствия и нестыковки между словами и действиями человека. А всем остальным можно посоветовать поменьше верить своим ушам, а больше доверять глазам. Старайтесь не только слышать, что вам говорит ваш собеседник, но и видеть, как он говорит. Сигналы, которые подают тело и лицо (в виде жестов, мимики), интонационная окраска голоса, невозможно полностью подчинить контролю сознания, а значит, они более правдивы, чем те, что уже «отфильтрованы» мозгом.
Проблема вторая. Поступки зачастую противоречат словам. Если вам клянутся в любви и дружбе, и в то же время в тяжелые минуты жизни вам не помогают, стоит задуматься – где правда? Так ли крепка дружба на самом деле? Легче всего сказать и труднее всего – сделать. Доверять надо не тому, что говорится, а тому, что происходит в реальности. Любое слово нуждается в подтверждении делом. Поступки способны изменить хоть что-то в нашей жизни, тогда как слова лишь сотрясают воздух. Не будьте наивны, не позволяйте манипулировать собой при помощи сладких речей, относитесь к любым словам с долей скепсиса, пока они не подтвердятся делом. Так и только так можно хотя бы в некоторой степени избежать разочарований. Но не стоит недооценивать и окружающих – они ведь не глупцы и не идиоты, и с легкостью могут раскусить ваши попытки манипулировать ими, и за вами закрепится слава ненадежного человека.
Проблема третья связана с тем, что каждый из нас имеет свой собственный словарь, почерпнутый из самых различных источников и включающий порой такие слова, что человеку неподготовленному хочется удавиться, услышав их в свой адрес. Вовсе не факт, что все русскоговорящие люди имеют в виду одно и то же, употребляя одни и те же слова. И если вам показалось обидным то, что сказал ваш собеседник, не стоит торопиться с выводами и заранее обижаться – быть может, вас вовсе не хотели обидеть.
Проблема четвертая. Мы очень часто грешим тем, что воспринимаем слова, обращенные к нам, слишком избирательно, допуская до своего сознания лишь то, что соответствует нашим чаяниям в данный момент. Мы оцениваем информацию, применяя собственные критерии, пропуская ее через фильтр своих взглядов, ожиданий, надежд и иллюзий. Нередко случается так, что основная мысль, которую нам старались донести, проходит мимо, и все потому, что она «не вписалась в формат», и мы ее попросту выкинули за ненадобностью. Мы слишком часто отвлекаемся от темы, уходя в свои мысли, и элементарно не слушаем собеседника. Но ведь уловить все нюансы новой идеи можно только тогда, когда удается внимательно слушать собеседника без участия посторонних факторов. Если какой-то контакт важен для вас, и вы не желаете пропустить ни одной идеи из тех, что вам могут предложить, идите на самые крайние меры, вплоть до выключения мобильника или переключения его на бесшумный режим, потому что не вовремя подавший сигнал телефон может не только сбить вас с настроя на продуктивный разговор, но и отбить охоту у вашего собеседника продолжать общение с вами.
Научитесь слушать то, что вам говорят, а не то, что хочется услышать. Оставьте в стороне свои комментарии «по ходу дела». Принимайте во внимание только слова вашего собеседника и не старайтесь сразу же оценить услышанное. Слушая другого человека, не пытайтесь приложить к нему свои собственные принципы и нормы, работайте на прием информации, чтобы потом, в спокойной обстановке, ее спокойно обработать и сделать выводы. Жизнь настолько разнообразна, что ее нельзя ограничить только вашими суждениями и оценками. Каждый новый человек – это новый мир, и чтобы научиться понимать его и правильно принимать сообщения, которые он посылает, надо стремиться слушать именно его. Научитесь слышать именно те слова, которые вам говорят, а не те, которые вам услужливо подсовывает слишком разумная внутренняя цензура.
Проблема пятая. Мы часто говорим не то, что хотели бы сказать. Не каждому из нас удается даже к зрелому возрасту овладеть родным языком настолько, чтобы идеально точно выражать свои мысли словами. Хотя и говорят: «кто ясно мыслит, тот ясно излагает», – но в жизни все бывает и по-другому. Вполне возможно, что вам приходится общаться с человеком, который при помощи совершенно корявых фраз, режущих ухо, старается сказать вам нечто на самом деле важное. Но не менее часты случаи, когда идея настолько глубоко зарыта в словесную шелуху, что найти ее практически невозможно, хотя, чего уж греха таить, сама по себе фраза представляет маленький лингвистический шедевр.
Не пытайтесь самостоятельно найти истину в мутных высказываниях – эти попытки заранее обречены на провал. Лучше пять раз переспросить, задать десять дополнительных вопросов, но добиться от своего собеседника ясной и точной формулировки, не оставляющей места для разночтений. Он будет вам за это только благодарен.
Но если вы попали на светское мероприятие, где пре-имущественно ведутся разговоры о погоде или искусстве, то подобная туманность формулировок вам только на руку – сделайте вдумчивое лицо и почаще соглашайтесь. От вас больше ничего и не требуется.
Проблема шестая– не проблема даже, а просто вопрос. Зачем нам вообще нужно общение? Чтобы обменяться информацией? Но любой компьютер сделает это лучше и быстрее и не потребует от нас никаких особенных усилий. Так все-таки, для чего? А вы припомните, о чем вы разговариваете в течение дня и много ли в ваших разговорах действительно ценной информации? С точки зрения логики все наше дневное общение можно назвать пустым сотрясанием воздуха, потому что разговоры о том, какая прическа больше идет Максиму Галкину – короткая стрижка или мягкие локоны, ниспадающие на щеки, или где дешевле починить сапоги – у частника или в государственной мастерской, нельзя назвать строго информативными. Но не будем зацикливаться только на логической стороне и подумаем о душе. Кроме обмена информацией, разговор дает нам еще и весьма ощутимый эмоциональный заряд. Дружеский треп в курилке – ни что иное, как сеанс «поглаживаний», который собеседники проводят друг другу одновременно.
У каждого из нас есть свой объем общения, который мы должны получить в течение дня, и если он не выполнен, то мы чувствуем смутную неудовлетворенность и подавленность. Почему молодые мамаши так много времени проводят у телефона, как вы думаете? Да потому, что общение с маленьким ребенком не может удовлетворить их потребности и они стремятся получить свою долю эмоций хотя бы таким способом. Поэтому, если ваша подруга звонит вам, чтобы поделиться наболевшим, пусть даже и не очень важным, это может означать, что она просто еще не выговорила свой сегодняшний лимит, а не то, что ей действительно необходимо вам что-то сказать. Но не стоит и обижаться на кого-то, кто едва-едва бурчит в ответ на ваши эмоциональные «заходы» – возможно, этот человек уже наобщался под завязку, запас его сил на сегодня исчерпан, и ему хочется тишины и покоя.
Конечно, хорошо, что мы с вами уже умеем понимать своего собеседника, умеем слышать его мысли. Но как же добиться того, чтобы вас не только слышали, но еще и поступали согласно вашим ожиданиям? Какие слова употреблять, что именно и как говорить?
Во-первых, не стоит употреблять в своей речи слишком много императивов и прямых указаний. Мы подсознательно противимся тому, чтобы нами командовали, и, будучи вынужденными подчиняться, испытываем дискомфорт. Вместо таких слов, как «надо», «должен», «следует», лучше употреблять «хорошо бы», «было бы лучше», «стоило бы» – таким образом вы даете своему собеседнику возможность выбора наилучшего варианта поведения, не подавляя его личность.
Во-вторых, если вам совершенно необходимо добиться чего-то, что никто, собственно, вам не должен, не пытайтесь даже просить об этом. Психологи опытным путем установили, что в нашей речи есть магические формулы, противиться которым практически невозможно. И одной из таких формул считается слово «потому что». Попробуйте, подойдите в поликлинике к длинной очереди, состоящей из пенсионеров, и скажите: «Могу ли я пройти без очереди, мне всего лишь надо поставить подпись врача на справке?». Вряд ли вас пропустят, моментально найдется умник, которому тоже надо только поставить подпись, а он «как все» сидит в очереди и не высовывается. Но произнеся магическое: «Я пройду без очереди, потому что меня ждут!», вы сейчас же окажетесь в вожделенном кабинете, хотя в ваших словах нет даже намека на уважительную причину. Удивительно, но факт.
Не стоит также критиковать кого бы то ни было. Ничего, кроме злобы и ответной критики в ответ, вы не добьетесь. Лучше «погладьте» человека. Расскажите ему, какой он хороший, как он вам симпатичен, и попросите об услуге. Вряд ли вам откажут, потому что ни один человек, если, конечно, он не стопроцентный наглец, не станет подличать в ответ на доброе отношение.
Быть хорошей лучше, чем плохой, но это только в том случае, если вас это устраивает. Если же вы звереете от своей «хорошести», позвольте себе стать другой, чтобы чувствовать себя комфортно. Хотите быть стервой – будьте ею, хотите быть мегерой – пожалуйста. Но только будьте готовы и к тому, что окружающие будут строить свое к вам отношение, исходя из ваших слов и поступков.
Вам когда-нибудь приходилось общаться с человеком, объяснять ему что-то, рассказывать, показывать, и больше всего на свете ваше общение походило на разговор слепого с глухим? Случалось ли с вами так, что вы, приложив массу усилий, применив все свое красноречие и дар убеждения, оказывались ни с чем?
Хоть раз в жизни, но в такой ситуации оказывался каждый. Почему так происходит? Почему мы, люди, говорящие на одном языке, не можем понять друг друга? На это есть причина. И достаточно серьезная. Мы хоть и говорим на одном языке, с точки зрения лингвистики, но у каждого из нас есть и свой собственный язык, который мы понимаем даже лучше, чем родной русский.
Природа наделила разных людей разными способностями и талантами, и поэтому некоторые лучше воспринимают информацию, полученную при помощи зрительных анализаторов, другие – при помощи слуха, третьи же, пока не потрогают руками, вообще ничему не верят…