Психология раскола.
Интересная информация и предостереженияОтрывки из книги Архимандрита Рафаила (Карелина) "Христианство и модернизм"
Одно из проявлений гордыни – осуждение. Все расколы основаны на осуждении и отрицании. Нам запрещено осуждать даже брата, а раскол – это непрестанное осуждение всей Церкви. Слово «диавол» означает клеветник. Святые Отцы поясняют это: диавол клеветал на самих Ангелов. Раскол – это осуждение прежде всего иерархов, которых Иоанн Богослов в Откровении символически называет Ангелами Церквей. Именно грех осуждения делает раскол живучим. Люди, одержимые этой страстью, всегда будут находить в расколе возможность предаться ей под видом борьбы за правду. Святитель Григорий Богослов пишет о том, что ничто так сильно не льстит падшему человеку, как если его пороки называют добродетелями. А в расколе осуждение является лакомым блюдом, хотя на самом деле это вид душевного людоедства.
Так и раскол начинается с веры в самого себя: демоническое чувство самолюбования и самодостаточности рождает непослушание. «Кого теперь слушать?» – спрашивает обычно с презрением будущий раскольник.
Святые Отцы постоянно искали случаи для послушания, отвержения своей воли, чтобы совершенствоваться в смирении. Преподобный Антоний Великий, когда дело касалось лично его, не доверял себе, а спрашивал совета у ученика. Другой преподобный – Макарий Египетский – говорил: «Когда я встречаю человека, то держу помысл: “Это мой господин, и мне надо слушать его”, когда встречаю маленького ребенка, то также думаю: “Это сын моего господина, и поэтому надо слушать его” и так сохраняю мир в сердце». Преподобный авва Дорофей рассказывает, как один монах отказывался слушать игумена, говоря, что послушался бы, если бы на его месте были фиваидские или скитские подвижники. «Если бы был Макарий Великий, то я бы послушался», – заявлял он. Прошло время, и этот же брат сказал, что Макарий тоже может ошибаться, и он послушался бы только Григория Богослова и Василия Великого. Затем решил, что слушаться можно только первоверховных апостолов Петра и Павла, а затем, будучи все более одержим гордыней, сказал: «И Апостолы тоже люди, я могу послушаться только Самой Святой Троицы». Кончилось тем, что он совсем обезумел. Когда монах гордо вопрошает: «Кого теперь слушать?», то подтекст этих слов таков: «Почему я должен слушать всех вас, такую мелкоту в сравнении со мной?.. Мне самому непосредственно Бог дает мысли». Такой монах, как у преподобного Дорофея, говорит: «Раньше были духовные отцы, а теперь где духовные отцы? – Их нет». На это демон отвечает ему: «Есть: я твой духовный отец».
Почему трудно убедить раскольника? Потому что раскол, как и всякий грех, алогичен. Гордость лишает человека способности мыслить объективно. У человека, уверенного в силе своего ума и в своей правоте, образуется особая психическая установка, похожая на плотный фильтр, который не допускает до его сознания все, что противоречит желаниям его сердца. Раскольник, еще не выслушав доводов своего собеседника, уже заранее отвергает их. Он игнорирует любые доказательства и продолжает, не обращая ни на что внимания, утверждать свое. И тут нет уже никакой логики, а только уверенность в собственной правоте. Психические больные не поддаются убеждению, потому что их внутренний мир – визуальных представлений, голосов, которые они слышат, – это для них мир высшей реальности, недоступный для «профанов», которые не понимают их. Так и в расколе мы видим подобие интеллектуальной изоляции, уход в мир собственных представлений, неспособность и нежелание понять другого. Гордость не может не только слушаться, но и слушать. Поэтому, разговаривая с раскольником, нередко испытываешь чувство, что твои слова обращены к спящему или глухому.
Полный текст главы из книги можно прочитать по ссылке
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/modernizm/44.html
Одно из проявлений гордыни – осуждение. Все расколы основаны на осуждении и отрицании. Нам запрещено осуждать даже брата, а раскол – это непрестанное осуждение всей Церкви. Слово «диавол» означает клеветник. Святые Отцы поясняют это: диавол клеветал на самих Ангелов. Раскол – это осуждение прежде всего иерархов, которых Иоанн Богослов в Откровении символически называет Ангелами Церквей. Именно грех осуждения делает раскол живучим. Люди, одержимые этой страстью, всегда будут находить в расколе возможность предаться ей под видом борьбы за правду. Святитель Григорий Богослов пишет о том, что ничто так сильно не льстит падшему человеку, как если его пороки называют добродетелями. А в расколе осуждение является лакомым блюдом, хотя на самом деле это вид душевного людоедства.
Так и раскол начинается с веры в самого себя: демоническое чувство самолюбования и самодостаточности рождает непослушание. «Кого теперь слушать?» – спрашивает обычно с презрением будущий раскольник.
Святые Отцы постоянно искали случаи для послушания, отвержения своей воли, чтобы совершенствоваться в смирении. Преподобный Антоний Великий, когда дело касалось лично его, не доверял себе, а спрашивал совета у ученика. Другой преподобный – Макарий Египетский – говорил: «Когда я встречаю человека, то держу помысл: “Это мой господин, и мне надо слушать его”, когда встречаю маленького ребенка, то также думаю: “Это сын моего господина, и поэтому надо слушать его” и так сохраняю мир в сердце». Преподобный авва Дорофей рассказывает, как один монах отказывался слушать игумена, говоря, что послушался бы, если бы на его месте были фиваидские или скитские подвижники. «Если бы был Макарий Великий, то я бы послушался», – заявлял он. Прошло время, и этот же брат сказал, что Макарий тоже может ошибаться, и он послушался бы только Григория Богослова и Василия Великого. Затем решил, что слушаться можно только первоверховных апостолов Петра и Павла, а затем, будучи все более одержим гордыней, сказал: «И Апостолы тоже люди, я могу послушаться только Самой Святой Троицы». Кончилось тем, что он совсем обезумел. Когда монах гордо вопрошает: «Кого теперь слушать?», то подтекст этих слов таков: «Почему я должен слушать всех вас, такую мелкоту в сравнении со мной?.. Мне самому непосредственно Бог дает мысли». Такой монах, как у преподобного Дорофея, говорит: «Раньше были духовные отцы, а теперь где духовные отцы? – Их нет». На это демон отвечает ему: «Есть: я твой духовный отец».
Почему трудно убедить раскольника? Потому что раскол, как и всякий грех, алогичен. Гордость лишает человека способности мыслить объективно. У человека, уверенного в силе своего ума и в своей правоте, образуется особая психическая установка, похожая на плотный фильтр, который не допускает до его сознания все, что противоречит желаниям его сердца. Раскольник, еще не выслушав доводов своего собеседника, уже заранее отвергает их. Он игнорирует любые доказательства и продолжает, не обращая ни на что внимания, утверждать свое. И тут нет уже никакой логики, а только уверенность в собственной правоте. Психические больные не поддаются убеждению, потому что их внутренний мир – визуальных представлений, голосов, которые они слышат, – это для них мир высшей реальности, недоступный для «профанов», которые не понимают их. Так и в расколе мы видим подобие интеллектуальной изоляции, уход в мир собственных представлений, неспособность и нежелание понять другого. Гордость не может не только слушаться, но и слушать. Поэтому, разговаривая с раскольником, нередко испытываешь чувство, что твои слова обращены к спящему или глухому.
Полный текст главы из книги можно прочитать по ссылке
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/modernizm/44.html
Ирина
Наверное, я что-то пропустила? Я прочитала тодько очень душеполезню статью. Что-то отредактировали?
30.07.2011
Ответить
Dari
Девочки, давайте прекратим выяснение отношений.
Мария, простите, если обидели!
30.07.2011
Ответить
Мария
честное слово нет желания отвечать на коментарии адресованные мне,Странная закономерность пишешь о плохом сотни коментариев,пишешь о хорошем ни одного.
30.07.2011
Ответить
мама Поля
До меры возраста Христова всем нам ещё расти и расти. Умоляю всех, по словам апостола Любви:"Дети мои, любите друг друга".
Аще увидишь брата твоего согрешающа - пойди и скажи ему одному. Не послушает тебя, возьми другого брата и говорите ему вдвоём. И только когда и вас не послушает - объявите всей церкви.
Также: удали сначала бревно из собственного ока...
Сёстры! Любите друг друга
30.07.2011
Ответить
Аленушка
Матушка, простите меня ... никак не оспариваю слова Св. Апостола Иоанна... Почему-то не в первый раз в сообществе сталкиваюсь с тем, что когда " называют вещи своими именами" -это пресекается цитатами о любви, " не суди да не судим будешь".."про бревно в собственном глазу" ит.д Почему, раз сообщество Православное , то по-умолчанию все должны тихонько и молча терпеть мерзость, во имя любви к ближнему? А только кто-то посмеет высказать недовольство поведением другого человека, его дерзкими высказываниями в адрес церкви, священно-служителей и священно начальников-это воспринимается в штыки , и человек имевший смелость высказаться в защиту того ,что ему действительно дорого и Свято для него-обвиняется в отсутствии любви, смирения.....Простите меня...
30.07.2011
Ответить
мама Поля
и Вы меня простите. Вы увидели здесь обвинения? я ведь просто хотела напомнить...
обличать следует грех, а человека - любить. Даже врага. А брата не более ли?
высказывая недовольство поведением другого человека, надо постараться не оттолкнуть его от Истины - задача требует нестандартных решений.
30.07.2011
Ответить
Аленушка
нет, что Вы в Ваших словах я не увидела обвинения, как-раз хотела исправить это слово, думая что оно не относится конкретно к Вашим словам и "резко" ,но не успела....
я согласна с Вами во всём и про любовь к врагам тоже. Уверенна, что никто тут врагами других не считает, даже если с ним не согласен..и даже если обличают,даже если резко.... только во имя любви к ближнему.
30.07.2011
Ответить
Юль
Мама Поля :), мне до меры точно еще очень далеко, сделала все что посчитала нужным в данной ситуации, но если три сестры мне прямым текстом написали, что я слишком резко обошлась с Марией, значит так оно и есть и мне очень жаль (Наверное, критические дни дают о себе знать, возьму тайм-аут на недельку, займусь дизинфекцией глаз.
30.07.2011
Ответить
Аленушка
Юль, не резко, а как человек которому не безразлично....и ближний заблудший тоже не безразличен. Обличила нормально так, с любовью, без оскорблений и перехода на личности (надеюсь с молитвой и миром в душе)......Иногда надо дать пощечину, а не подставлять щеки...отрезвляет.
30.07.2011
Ответить
Трини
если бы про меня так написали, меня бы очень задело, вне зависимости от того, правда это или нет :(
30.07.2011
Ответить
Юль
Архимандрит, наверное, писал не про вас
Но нам всем православным христианам надо сверить это описание психологического состояния раскола, чтоб во время остановиться, если заметим ростки.
Но нам всем православным христианам надо сверить это описание психологического состояния раскола, чтоб во время остановиться, если заметим ростки.
30.07.2011
Ответить
Трини
расшифровываю свои слова. он написал про всех. и именно не к кому конкретному. а вы процитировали именно к кому-то конкретному. и если бы со мной так поступили, я бы расстроилась.
30.07.2011
Ответить
Мария
это что еще за публичные оскорбления в мой адрес?Вы лично меня не знаете!!!Ну да мдераторы молчат
30.07.2011
Ответить
Юль
Да, где оскорбления? Вы уже меня непонятно в чем обвиняете! Я вам задала конкретный вопрос. Вы на него ответьте, либо отрицательно, либо утвердительно.Либо откомментируйте по существу статью, что о ней думаете.п.с. я вас не знаю и вы меня тоже, прошу заметить.
30.07.2011
Ответить
Мария
если вы меня не знаете для чего обвиняете человека в расколе?или у вас это так теперь заведено
30.07.2011
Ответить
Юль
Машенька, простите меня, не хотела выдвигать никаких обвинений в расколе, тем более статья о психологическом состояние раскола, а не о расколе предметном. Обращение в сообщение адресованное лично вам я убрала по настоянию модератора. Простите, но цель этого обращения была не обвинение, а привлечение вашего внимания. Простите, если обиделись.Я очень хотела услышать ваше мнение православной христианки по поводу данной статьи, но вы почему-то усердно игнорируете, в прочем как до сих пор и не обосновали свой запрет на прикладывание к руке в день причастия, а свели все к семечкам.
30.07.2011
Ответить
Аленушка
совсем не нужно знать Вас чтоб "обвинить" Вас в расколе.Ваши слова свидетельствуют о том, что Вы за человек.. достаточно почитать Ваши комментарии к словам о. Алексия. Неуважительные по отношению к священно-служителю, к церкви, по-хамски, с уверенностью в собственной правоте...вот уж точно "волк в овечьей шкуре"
30.07.2011
Ответить
Господь простит и я должна). Не дадим лукавому нас смущать и раздоры сеять.