О ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Святые отцы о разных аспектах жизниВ 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.
В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет — избран старцем монастыря.
В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.
( выдержки из писем)
Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. <...>
* * *
За неудачную судьбу выданной тобою девицы не вини ни себя, ни меня, ни кого-либо другого; потому что судьба каждого человека зависит от Бога, сообразно душевному настроению всякого.
Жалуешься на холодность и неохоту к выполнению своих христианских обязанностей. Помни Евангельское слово, что “нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное”, и понуждайся по силе и возможности.
* * *
<...> нет худа без добра... Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства... Господь все видит, и все знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле.
Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневлять Его благости и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием в отношении пользы душевной и вечного нашего спасения.
Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собою в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения. <...>
* * *
...У вас теперь хорошо, и все скорби миновали. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не вотще глаголет Господь во святом Евангелии, ободряя нас: “не бойся малое стадо, яко благоволи Отец ваш небесный дати вам царство”. Поэтому утвердим себя верой и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное.
Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: “боли болезнь болезненно, да мимотечеши суетных болезней болезни”. И святой апостол пишет: “страдания нынешнего времени тяготу вечныя славы нам ходатайствуют”.
По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует нам радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: “радуйтеся праведнии о Господе”. <...>
* * *
<...> Есть мудрое старинное слово опытных людей: “не живи как хочешь, а живи, как Бог приведет”. Господь лучше нашего знает, что нам полезнее и что можем вместить, и чего не можем вместить. <...>
Не унывай
Не унывай, а на Бога уповай. Силен Господь помиловать и нас, неисправных, как помиловал мытаря, столько повинного, что и очей не смел он возвести на небо, а поникши долу, взывал: “Боже, милостив буди мне грешному”.
Поникши долу не взором только, но и смиренной и самоуничиженной мыслью, да взываем часто: “Боже, милостив буди нам грешным”. И, переходя к молитве Иисусовой, да повторяем ее как можно чаще: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас”.
Произносить “помилуй нас” прилично тогда, когда при молитве вспоминаются другие лица, по причине духовной любви или по причине бывшей когда-либо неприятности. Такая молитва может водворять в душе нашей мир и успокоение <...>
* * *
<...> Дивны дела Господни и неисследимы пути Его. <...> Да веруем и да надеемся мы, что за понесенные скорби силен Господь утешить и нас, каждого в свое время и по устроению каждого.
<...> не беспокойся... и не сомневайся; а возлагай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу. <...>
Когда пройдут неприятное время и неприятные неудобства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть ничто иное, как искушение. Посмотри на твои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется.
Всем, желающим спастись, коротко сказано: “в терпении вашем стяжите души ваши”. А мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых?
Умудряйся во спасение!