Почему нет второй песни в канонах?
Молитвы на разную потребуКогда-то задавалась таким вопросом. Может, кому-нибудь тоже интересно. Прошу под кат.
ВОПРОС 29: С какого момента выключена 2-ая песнь канона и почему она теперь употребляется только на великопостной службе?
ОТВЕТ: Каждая из 9-ти песней канона посвящена тому или иному священному воспоминанию, заимствованному из книг Священного Писания: первая -- песнь Моисея и сестры его Мариами, воспетая в знак благодарения Богу за чудесный переход евреев через Чёрмное море: «Поим Господеви, славно бо прославися»; вторая -- песнь Моисея, в которой он обличает евреев за их неразумный ропот против Бога во время шествия по пустыне: «Вонми небо и возглаголю», третья -- благодарственная песнь пророчицы Анны, по случаю рождения сына её пророка Самуила: «Утвердися сердце мое в Господе»; четвертая -- песнь пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененной чащи: «Господи, услышах слух Твой и убояхся»; пятая -- песнь пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже»; шестая -- песнь пророка Ионы, бывшего три дня во чреве китове и потом выброшенного на сушу: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу»; седьмая -- песнь трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, брошенных по повелению царя Навуходоносора в пещь огненную и чудесно сохранённых от пламени силою Божиею: «Благословен еси, Господе Боже отец наших»; восьмая -- продолжение песни тех же отроков: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки»; девятая песнь посвящается прославлению Божией Матери. Все каноны, составленные в прославление тех или иных праздников или святых угодников Божиих, состоят обычно только из восьми песней: первой, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой и девятой – вторая песнь отсутствует. Это потому, что она носит строго-обличительный характер, вследствие чего и употребляется только в течение покаянного периода года.