Из СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ с толкованием святых отцов.
Библия - Слово БожьеЛицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза…(МФ.7:5-6)
«Господь, -говорит святитель Иоанн Златоуст, - хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают ближних, и потому начинает Свое обличение словом укора; ЛИЦЕМЕР! Хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле он исполнен крайней злобы»; он присваивает себе звание врача, а на самом деле он больной; он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, но делает это с целью осуждения, -поэтому Христос и назвал его лицемером.
«Если ты, - говорит святитель Златоуст, - так строг в отношении к другим, что и малые их проступки видишь, то почему столь невнимателен к себе, что не замечаешь и великих грехов своих? ВЫНЬ ПРЕЖДЕ БРЕВНО ИЗ ТВОЕГО ГЛАЗА! Итак, Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, И ТОГДА, говорит, УВИДИШЬ, КАК нужно ВЫНУТЬ СУЧОК ИЗ ГЛАЗА БРАТА ТВОЕГО, как исправить согрешения его.
… Преподобный Моисей говорил: «Безумно оставлять своего мертвеца и идти плакать над чужим мертвецом» Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего своего».И когда этого святого старца пригласили в собрание братии, обсуждавших, как поступить с согрешившим братом, то он не хотел идти, но после приглашения пресвитера пошел, повесив на плечо дырявую корзинку с песком. «Что это такое, отец?» - спросили его братия. «Это грехи мои сыплются позади меня, - отвечал старец, - я не смотрю на них, а вот пришел судить чужие грехи.» И братия, услышав это, простили согрешившему.
«Да и кто знает чужую совесть? – говорит святитель Филарет. – Ты осуждаешь брата за вчерашний грех его, а он, может быть, уже омыл этот грех слезами покаяния; ты его осуждаешь, а Бог уже простил его, и ты осуждаешь невинного, Богом уже оправданного, будущего святого…»
Хочешь ли избежать греха осуждения ближнего? Подражай тому подвижнику, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал : «Горе мне»! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра. И он, по крайней мере, покается, а я ,может быть, не успею, не в силах буду покаяться»