Как родители программируют своих детей. ВАЖНО!!!
Мы и наши дети. Как наладить отношения?
Произнося ту или иную фразу, родители часто не ожидают, что дети воспримут её совсем не с тем смыслом, какой в нее вкладывали они.
Вот пример
Ребёнок собирается купаться в ванне. Мама его опускает в воду, а ребёнок кричит, что вода горячая. Мама смотрит на градусник (который на самом деле сломался) и сообщает, что вода не горячая, а нормальная... Представьте, что эта ситуация повторяется много раз.
Что происходит? Чувства ребёнка верны. Он действительно ощущает эту воду как горячую, но вынужден согласиться с мамой и подкорректировать свои чувства.
А в ситуациях, когда ребёнок на что-то сердиться она говорит ему: "Ты не должен сердиться! Если ты будешь сердиться, я тебя накажу". Таких примеров много. Что объединяет все эти ситуации? Во всех случаях мама блокирует проявление эмоций и чувств у ребёнка. Серия таких посланий от родителей объединятся у ребёнка в установку "не чувствуй и не проявляй эмоции"; эта установка может стать частью характера. Во взрослой жизни такому человеку будет трудно устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми (ведь он не сможет проявлять свои эмоции и чувства). В результате блокировки чувств, ему будет трудно понять эмоциональное состояние других людей, а значит он не сможет эффективно с ними общаться.
Таким образом, родительские послания могут быть очень глубокими и при этом не осознаваться человеком. Он "просто всегда поступает так". Такому человеку трудно понять, что другие люди могут думать по-другому. Ему кажется, что то, как он чувствует и думает, это во-первых, правильно, а во-вторых, это его выбор, и он с ним абсолютно согласен.
Почему это работает? Ребёнок маленький и беззащитный. Для того, чтобы семья его принимала (а значит продолжала кормить, любить и защищать), он должен соблюдать установленные семейные правила и стремиться к оправданию ожиданий своих родителей. Отсюда и бессознательное желание вслушиваться в то, что говорит родитель, искать истинный смысл его фраз.
Разберём другой пример
Папа купил в магазине новую
мебель. Её уже доставили домой. Настало время её собирать. Папа приступает к сборке, но тут появляется ребёнок, который тоже хочет участвовать. На это папа заявляет: "Ты не умеешь это делать. Отойди и не мешай...". Через несколько дней, ребёнок сломал какую-то вещь. Ему родитель заявляет: "Ну как так можно? Откуда у тебя руки растут? Ты всё только ломаешь!". Представим, что подобные ситуации происходят в жизни ребёнка регулярно. Каждый день он только и слышит "Ты не умеешь", "Ты не можешь", "У тебя не получится", "Так не делают"... Какая установка на этот раз может попасть к ребёнку? Правильно, он будет уверен в том, что он ничего не умеет делать. Другие люди умеют делать, а он нет. Во взрослой жизни такой человек будет испытывать сложности в выполнении любых дел, а качество выполненной работы не будет высоким (ведь каждый шаг на пути её выполнения будет сделан сквозь призму "Я ничего не умею")
Как правило, родительские послания (т.е. внутренние установки) формируются бессознательно под воздействием регулярных повторений запускающих фраз и ситуаций.
Вот список самых популярных родительских посланий:
Не живи (установка "Пока я живу, мои родители страдают")
- Будь ребёнком (установка "пока я ребёнок, родители любят меня")
- Будь взрослым (установка "до тех пор, пока я ребёнок, родители меня не любят")
- Не будь собой (установка "Сейчас меня не любят. Чтобы меня любили, я должен быть другим")
- Не будь счастливым (установка "Нельзя быть счастливым")
- Ты ничего не умеешь (установка "Я - это тот, кто ничего не умеет делать. Если у меня что-то получится, значит это не я")
- Не требуй внимания (установка "Меня любят , пока я не привлекаю к себе внимание")
- Не думай (установка "Я плохо думаю. Другие думают лучше. Я буду соглашаться с мнением других")
- Не чувствуй (установка "Я не должен проявлять эмоции и чувствовать")
Теперь по подробнее
Произнося ту или иную фразу, мы думаем, что собеседник хорошо понимает смысл сказанного нами, но это далеко не всегда так. Иногда некоторые фразы могут быть поняты двусмысленно. Некоторые фразы имеют подтекст.
Приведу пример: мама говорить дочке «Когда ты родилась, мне пришлось бросить учёбу и заниматься твоим воспитанием, затем мне пришлось выйти на работу, так как денег в семье перестало хватать». Произнося эту фразу, мама рассчитывает, что дочка увидит и оценит те жертвы, на которые она пошла. Естественно, всё это было сделано из добрых чувств материнской любви. Но дочка в этой фразе может услышать совсем другое: «Из-за моего рождения мама стала несчастной. Если бы меня не было, мама была бы счастлива. Если меня не станет, то ей снова будет хорошо».
Таким образом, родительские предписания (иначе их ещё называют «родительские послания») – это некие фразы родителей, которые довольно часто повторяются (в том или ином виде) и которые понимаются детьми совсем иначе, чем думают родители.
Дети практически не могут противостоять родительским посланиям. Для них, как для маленьких и беззащитных существ, очень важно оправдывать ожидания своих родителей. Для них соответствие ожиданиям родителей – это условие того, что их будут любить (а это тесно связано с выживанием). Для ребёнка очень важно принадлежать своей семье. А принадлежать семье, т.е. быть принятым её членом – это значит стремиться к выполнению ожиданий и соблюдению установленных правил. Быть своим – это значит, что тебя будут принимать, кормить, защищать.
В большинстве родительских посланий ребёнок получает большую порцию вины, хотя на самом деле он ни в чём не виноват, он ничего плохого не совершил. Но родителям часто бывает удобно использовать чувство вины в своих «воспитательных» целях. В результате ребёнок живёт с этим чувством постоянной вины, хотя на самом деле ни в чём не виноват. Усугубляет ситуацию и то, что такие послания успешно передаются из поколения в поколение: дочке от мамы, маме от бабушки, бабушке от прабабушки и т.д.
Родительские послания бывают как позитивными, так и негативными. Ниже я попробую перечислить и дать краткое описание самых распространенных негативных родительских посланий:
Не живи (не будь)
Механизм: Родитель что-то говорит ребёнку, но ребёнок в этом улавливает другой смысл: если его не будет, то родителям станет хорошо.
Фразы, которые запускают послание "Не живи”:
- Если бы не ты….
- Когда ты родился, мне пришлось…
- До твоего рождения… (рассказ о чем-то хорошем)
- После твоего рождения… (далее о чем-то плохом)
- Твоё рождение – это моя ошибка / необдуманное решение и т.п.
- Я хотела сделать аборт, но меня отговорили / я не собиралась рожать
- Ты родился в трудное время / неудобное время / слишком рано / слишком поздно)
- Мы хотели мальчика, а родилась ты (и наоборот)
- Он у нас такой хороший, сидит тихонько в своей комнате и играет в свои игрушки. Нам не мешает
Что слышит ребёнок:
продолжение http://ailash.ucoz.ru/blog/kak_roditeli_programmirujut_svoikh_detej_vazhno/2013-02-22-1973