Лабиринты вины, черная дыра и книга изъянов.
Библиотека Психологии. Статьи, очерки, полезная информация.Статья посвященная всем, кто чувствует себя "вечно виноватым". Может быть кому-то станет легче, что он не один на один со своей проблемой, таких людей много и они как-то по своему, лучше или хуже, справляются со своей проблемой. Или не справляются, но собираются! Или не собираются, но никто не мешает однажды все-таки собраться!
Люди, которые блуждают по лабиринту вины и всё время выбирают вину, на самом деле ее не выбирают. У них и выбора-то нет. Точнее есть, но они не могут поначалу его увидеть. В глубине души они содержат черную дыру вины и обречены всё время видеть только «всю вину мира» или «мир в разнообразии вины». Не замечая остальных граней, цветов и оттенков мира. Это похоже на неспособность различать цвета при аномалии
цветовосприятия. Например, как если бы мы видели только красный цвет и его оттенки.
Что делать, если вы носитель черной дыры? Остановиться и сказать себе: - Сегодня день, когда я узнал/ла об этом. Теперь, когда я знаю об этом, я не так уж беспомощен/щна. У меня есть выбор!
Откуда она приходит? Из эмоционально окрашенных событий нашего прошлого. Скорее всего, мы не помним конкретных случаев (хотя некоторые помнят), но они были! То, что мы их не помним, иногда говорит о том, что проще было «выкинуть» из памяти, чтобы не было больно. Так работает защитный механизм нашего ЭГО. А часто, не помним в силу раннего возраста.
Когда рождается ребенок у него всё происходит в первый раз. В первый раз его прикладывают к груди, в первый раз купают и т.д. В эмоциональной области, таких «первых раз» десятки в каждом новом возрасте. Первый раз у нас людей, как ни странно, связан с явлением импринтинга - запечатления, отпечатка. Почему так долго мы помним первую любовь, и она кажется ни с чем не сравнимой, особенной? Потому что первая… Ага, и ещё потому что импринтинг! Синапсы в нашем мозгу выстроились в определенном порядке и теперь мы имеем, что-то типа «образца», «идеала». Человек не заложник импринтинга, но он оказывает на нас определенное влияние. Не стоит сбрасывать это влияние со счетов! Иногда оно очень сильное.
Особенно сильным оно бывает в особые периоды сенсетивности, которые внешне проявляются как жизненные «кризисы». Например, ребенок начинает познавать мир эмоций. Он очень чувствителен, его восприятие - чистый лист, особое состояние перед тем, как на листе будет что-то написано. Эмоции приходят, они сильные, захватывающие, накрывают с головой! Он даже не знает их названий и проживает их спонтанно.
Хорошо, если рядом окажется такой значимый взрослый (родитель), который сможет назвать эмоцию и предложить поддержку в «проживании» её. Ну, а если нет? Если рядом оказался родитель, который понятия не имеет об этой сенсетивности и вместо поддержки выдаст оценку и при том негативную? Ты «ненормальный ребенок», «плохая девочка», «плохой мальчик», «нормальные дети себя так не ведут!» «Ты виноват! Тебе должно быть стыдно! Совести у тебя нет! Только капризничать и умеешь!» и т.д.
Так кирпичик за кирпичиком, словечко за словечком, на чистом листе пишется история. Эти негативные оценки проникают в наше сознание, подсознание, пишутся в нашем мозгу нитями нейронов, которые формируют определенный «образ себя». Они попадают туда по закону интроекта. То есть не отфильтровываются и принимаются как неоспоримая истина. И таких листочков набирается на целую книгу!
Ребенок вырастает, становиться взрослым, у него формируется критическое мышление и различные компенсационные механизмы поверх этой «первой» книжки из сомнительных листочков. Такой взрослый вполне жизнеспособен и может полноценно жить, в том числе даже проживать моменты счастья (иногда видеть другие цвета).
Чаще всего со стороны будет заметно, что такой человек изо всех сил старается быть «хорошим» в любой ситуации, даже когда его интересы явно нарушаются. Он словно всей своей жизнью хочет доказать, что он уже преодолел тот «первичный» изъян, который записан в его книжке. И во чтобы то ни стало ему важно доказать всем и себе, то что было написано про него - неправда. Но именно в этот момент своей жизни «в доказательствах», он сильнее всего управляется именно «той» информацией. Очевидно - книжка никуда не делась. Такой человек может стать иногда даже очень грубым и протестующим, если у него достаточно сил и критического ума, чтобы выставить сопротивление тому первичному осуждению со страниц той самой книги.
Но все эти реакции по-прежнему привязаны к отравляющему воздействию первичной книжки, которая в итоге превратилась внутри в «черную дыру вины и стыда». И он по-прежнему «несвободен».
Что делать дальше?
1. Пойти по пути инверсии.
Можно преобразовать образ черной дыры, обратно в образ книжки. А образ книги в чистый лист. Понять, что когда-то на первом листе было написано первое слово, которое далее привело к написанию всей книги. Которая была написана не про него. Эти слова писались человеком, который сам не имел «нормальных» ориентиров и скорее всего сам был носителем «черной дыры». Книжка была написана, но информация в ней не про нас. Туда человек, значимый взрослый, писал собственный контент, содержащийся внутри него, материал из собственной черной дыры. А ребенок служил ему подходящим поводом, чтобы выразить, выплеснуть невыносимое внутреннее содержание.
Про «нас» там не могло быть, потому что «мы» тогда были «чистым листом». Что можно написать про чистый лист? Пример: Он человек - из рода людей, он чувствительный, эмоциональный и иногда не справляется с эмоциями, оказывается ими захвачен в силу детского возраста. Любит рисовать, особенно синим карандашом, особенно на стене.
А что написано там? Пример: - Этот маленький монстр пришел чтобы мучить меня, неуправляемое исчадие ада, которое даже, когда его наказываешь уже через 5 мин всё забывает и снова калякает на стене! Бестолочь, хоть кол на голове теши и т.д.
Так пишется-пишется книжка и туда еще дописывается многое… А мы носим с собой этот сборник прегрешений (уже даже не помня о них) и вынуждены постоянно проживать-переживать этот первичный изъян уже во взрослых ситуациях. Как-то учимся справляться, держать лицо, строить «хорошие» отношения с этими же родителями, которые понаписали нам всякого. И в лучшем случае когда-то повезет (но не избавит от книжки): - Прости, я была не права, был не прав! А в худшем - хорошо, что ты наконец-то вырос/выросла! С тобой было невозможно, ты был неуправляемым, «трудным» ребенком.
Любой ребенок, проживая, взрослея, будет демонстрировать негатив, просто потому, что он представитель рода человеческого. А нам, представителям этого рода свойственны и агрессия, и слабости, и всякие капризы и т.д.
То, что мы подразумеваем под «воспитанием» ребенка, с моей точки зрения, это скорее знакомство с тем упорядочиванием, которое принято в нашем обществе (мире). И знакомство происходит из любви. Чтобы ребенку было уютно в мире, он как минимум должен познакомиться с «правилами». И это знакомство, постепенное и согласованное с его особенностями, возрастными ограничениями и представляется мне «воспитанием». Мы начинаем прикармливать подросшего младенца «взрослой» пищей постепенно знакомя с разными продуктами и постепенно увеличивая объём. Младенец может выплюнуть часть пищи и отреагировать аллергией (незрелостью). Так и с нормами и правилами. Мы не начинаем стразу требовать соблюдения всех правил, полного послушания и абсолютной «правильности». Постепенно вводя ребенка в курс дела, передавая ему ответственность только за то, что он готов «потянуть» сам. Только руководствуясь любовью и желанием не причинить вред.
И на этом пути у любого ребенка и любого родителя будут происходить ошибки. Но родитель может отнестись с пониманием (как в случае с прикормом), а может начать делать свое черное дело и писать ребенку «Книгу вины», сразу упирая на то, что вот он родитель хочет, как лучше, а ребенок сопротивляется.
2. Наблюдение.
Сейчас обладая знанием о том, что вы носитель книжки, можно наблюдать, когда, в каких ситуациях она управляет вами. Какие ваши реакции напрямую, бездумно завязаны на ней? А как бы могло быть по-другому? Когда книжка подвергается сомнению может произойти глубокая переоценка ценностей.
3. Ориентир.
Как путешественники, чтобы не заблудиться ранее ориентировались на Солнце и на звезды, так и у вас может появиться своё Солнце или звезды. Это может быть, какой-то значимый человек, которому вы доверяете и который способен оказать качественную, грамотную поддержку, например, психолог или духовный учитель. Учителей может быть несколько или один. Учителями могут стать книги, новые знания, информация.
4. Смирение.
Раз уж так вышло, и книга была написана, пройдя по пути инверсии мы можем осознать многое. Но не всегда удается вернуться к чистому листу. Мы можем принять какую-то часть своей личности, как травмированную виной или недостаточной своевременной поддержкой от значимых взрослых. Мы можем горевать с этой частью и оплакать её. Поддерживать и укреплять её. Замечать, что она существует в нас, не отрицая и не отвергая вновь (она уже итак родилась из отвержения). Удерживая её в поле зрения, но не отдавая ведущей роли, мы сможем мирно сосуществовать, более не управляемые неосознанными порывами из «виноватой» части. Конечно сбои всё равно иногда будут происходить (все реже и реже), и тут пригодиться смирение. Если мы поработали с этой частью и подлечили её, окончательного «изгнания» может и не случиться. Но мир определенно предстанет более красочным и ярким. ))) А эта виноватая часть даст нам новый угол зрения - мы сможем «видеть» других людей, носителей «книги вины».