Формирование среды младенца. Картины, картинки, иллюстрации, карточки (+раздача)
Художественно-эстетическое развитиеСтранное дело: в сети огромное множество материалов про исключительно положительное влияние сложной музыки (классика, этно и т.д.) на психикоэмоциональное, эстетическое и интеллектуальное развитие младенца. И правда, нам рекомендуют радовать слух малыша приятными песнями, не упрощенной речью, стихами (желательно, Чуковского и Пушкина), пестушками и потешками. И совершенно неважно, что малец не ничего понимает - это не первостепенно. Ведь для нас важно формирование слуха, мелодики речи, пассивного словарного запаса, вкуса.
Но вот когда речь идет о подборе визуального материала для стимуляции развития - для детей до года предлагают крайне упрощенные яркие картинки, желательно на белом фоне. Они привлекают внимание, вызывают интерес и их проще идентифицировать. Не спорю.
Но ведь все дело в целях, правда? Передо мной, например, нет задачи научить своего грудничка запоминать и идентифицировать изображения. По двум причинам:
1. Не время. Сензитивный период развития данных навыков наступит немного позже.
2. Пока буду по минимуму стимулировать шаблонное статично-вычислительное левое полушарие - успеется. Моя главная цель - обогощать образный мир правого полушария.
Ключевое слово здесь - «обогощать». Ведь ребенок до года занят преимущественно впитыванием информации. На ее основе он составляет свою образно-чувственную картину мира. Уже после года в творчестве он будет использовать вытащенные из подсознания образы.
Глубокие, сложные рисунки изначально не несут для ребенка смысловой нагрузки. Они его впечатляют, создают настрой, дарят волшебство сказочного мира. Не для кого не секрет, что каждое изображение имеет в себе определенный посыл. Смотря на картинку, мы может определить ее как добрую или злую, теплую или холодную. Она может быть веселой, уютной, унылой, смешной, расслабленной, тревожной, напряженной, светлой, сонной и т.д. Правополушарные младенцы мгновенно улавливают этот посыл несмотря на то, что не понимают сути нарисованного. Влияние изобразительного искусства на психику ребенка, как и музыки, сложно переоценить.
Позже, глядя на такие картины, ребенок станет фантазировать, рассуждать, придумывать. Помнится, в детстве я подолгу могла рассматривать абстракции на настенном советском ковре, бабушкиных кружевных салфетках и обоях. В них, как в облаках, я находила причудливые образы животных, растений и сказочных персонажей.
Поэтому рядом с контрастными яркими изображениями у меня появились интересные, добрые и сложные картины на стенах, книги с красивыми иллюстрациями. Также планирую расспечатать в типографии собственноручно подобранные иллюстрации в виде картонной книги. Ну или, на худой конец, карточки с картинками на фотобумаге.
И немного понравившихся примеров:)
Karin Taylor
А.Столбова